Лекция 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПНОСТИ, ЕЕ КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Преступность - это сложное социально-правовое явление. Су­ществуют десятки ее определений: «преступность - реальное нега­тивное явление, возникающее в классовом обществе», «преступ­ность - разновидность нравственного помешательства», «преступ­ность - побочный продукт цивилизации», «преступность - способ достижения социальных благ и власти» и т.д. и т.п. И можно ска­зать, что при всех различиях подобных дефиниций каждый из их авторов по-своему, в той или иной степени прав. Даже тот, кто рас­сматривает преступность как разновидность душевных болезней (в самом широком смысле этого слова). В этом проявляется многоликость преступности, которая является отражением противоречиво­сти общественных отношений.

Если отвлечься от частностей и сконцентрировать внимание на главном, определяющем, то преступность можно определить как социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений (уголовно-наказуемых деяний), совершенных в конкретном обществе (государстве) за тот или иной период време­ни, и характеризующееся соответствующими количественными и качественными показателями.

Указание на то, что преступность - социальна, имеет принципи­ально важное значение. Оно отвергает не получившие достоверного подтверждения представление о том, будто преступное начало за­ложено в самом человеке, в каких-то категориях людей, выделен­ных по физическим, биологическим, расовым и тому подобным признакам.

Социальная природа преступности проявляется, прежде всего, в том, что она представляет собой продукт общества, а не является чем-то навязанным ему из вне. Она состоит из актов поведения со­циального существа - человека. Правда, истории известны случаи привлечения к ответственности за «преступления» не только живот­ных, но и неодушевленных предметов. В свое время был «наказан» сечением розгами и ссылкой в Сибирь церковный колокол, использованный бунтовщиками. Но подобные юридические «казусы», ко­нечно, не правило, а исключения, довольно редкие.

Социальна не только сама преступность, но и ее корни, истоки, а также последствия. Изменения преступности находятся в прямой зависимости от состояния общества, происходящих в нем процессов. Феномен преступности - весьма информативный показатель положения дел в обществе и, прежде всего, кризисных явлений, неблагополучия, диспропорций, проблемных и конфликтных ситуацийв самых различных сферах социальной жизни.

Специфика преступности в ряду других социальных явлений | состоит в ее негативном характере, в том, что она противоречит ко­ренным общественным интересам, включает в себя деяния (дейст­вия и бездействия), посягающие на различные общественные отно­шения. «Между преступностью и обществом существует непри­миримое противостояние»1. Преступность складывается из ин­дивидуальных актов нарушения социальных запретов, но не любых, включая, например, моральные, а только тех, которые сформулиро­ваны в уголовном законе. В этом ее отличие от так называемого от­клоняющегося поведения, моральных проступков, административ­ных и других правонарушений некриминального свойства.

Преступность как социально-правовая реальность не может[5] рассматриваться вне времени и пространства. И не случайно в оп­ределении этого социально негативного явления оно «при­вязывается» к конкретному обществу (государству), то есть речь должна идти о преступности, например, России, Франции, США, а не о преступности, скажем, планеты Земля. Дело в том, что вся мас­са деяний, признаваемых преступными, в различных странах выгля­дит по-разному вследствие несовпадений в уголовном зако­нодательстве, порой весьма существенных. Например, сравнительно недавно в российском уголовном законе предусматривалось такое преступление, как коммерческое посредничество - деяние, которое является совершенно нормальным, не только не порицается, но и поощряется в странах с рыночной экономикой. В то же время надо отметить, что существует некое ядро преступности, которое, если отвлечься от юридических частностей, является одинаковым для всех стран. Это та часть массива преступлений, которая включает убийства, изнасилования, кражи и другие деяния, всегда и везде признаваемые преступными. За последнее время все чаще прихо­дится слышать о так называемой транснациональной преступности, которая не признает государственных границ, и противодействие которой требует согласованных усилий в масштабах нескольких государств, континентов и даже со стороны мирового сообщества в целом.

Что касается характеристики преступности во временном разре­зе, то ее необходимость представляется достаточно очевидной: одно дело преступность в стране (регионе, городе и т.д.) за месяц, другое - за год. Причем различия здесь могут быть не только количествен­ными, но и качественными, что необходимо учитывать при органи­зации борьбы с преступностью.

Одним из важнейших показателей, используемых специа­листами для характеристики преступности как негативного со­циально-правового явления, является ее состояние, которое опреде­ляется абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц, их совершивших) на определенной территории за определенное время. Реальное состояние преступности выражается числом фактически совершенных преступлений (и лиц, их совершивших), однако с уче­том того, что некоторые преступления остаются невыявленными или, как говорят специалисты, латентными, на практике состояние преступности определяется, по данным уголовной статистики, ко­личеством только зарегистрированных преступлений (в том числе и оставшихся нераскрытыми), а также числом выявленных лиц, со­вершивших преступления. Соответственно, в криминологической литературе говорят о состоянии преступности по фактам (Сф) и о ее состоянии по лицам (Сл).

Для сравнения напряженности криминальной ситуации в раз­ных странах, регионах, городах, населенных пунктах, а также во времени используется показатель уровня (коэффициента) преступ­ности, то есть соотношение числа зарегистрированных преступле­нии с количеством населения из расчета обычно на 10 или 100 тыс. жителей. Очевидно, например, что сравнивать преступность в США и Сан-Марино по абсолютным цифрам - занятие, по меньшей мере, бесполезное из-за огромной разницы в численности населения. А по уровню (коэффициенту) это сделать вполне можно и не бесполезно, если, например, необходимо определить территориальные (межго­сударственные) различия преступности.

Коэффициент преступности на 100 тыс. жителей рассчитывает­ся по формуле:

К=П*100000

Н

где К - означает коэффициент преступности, П - число зареги­стрированных преступлений, Н - численность населения (в целом или для большей точности - в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность).

Наряду с общим уровнем преступности в аналитических целях могут определяться коэффициенты по ее отдельным видам, разно­видностям, формам, например уровень преступности несовершен­нолетних, рецидивной, убийств, краж и т.д.

Изменения преступности во времени фиксируются с помощью такого ее показателя, как динамика. В динамике может оцениваться и состояние преступности, и ее уровень. Например, число зарегистри­рованных в России преступлений с 2,17 млн. в 1991 г. возросло до 2,76 млн. в 1992 г. (напомним, что это год начала «шоковой терапии» в экономике), коэффициент преступности в расчете на 100 тыс. жите­лей за это время увеличился с 1467 до 1857 преступлений.

Рассмотренные показатели преступности относятся к разряду ко­личественных. Основной качественный показатель преступности -это ее структура, раскрывающая внутреннее содержание данного социально негативного явления, соотношение различных форм или отдельных видов преступности в общем числе зарегистрированных преступлений. Структурные элементы преступности, в зависимости от целей анализа и других обстоятельств, могут выделяться по самым разнообразным группировочным признакам. Это, например, умыш­ленная и неосторожная, групповая, рецидивная, корыстная и насиль­ственная, экономическая, экологическая преступность и т.д.

Большое практическое значение имеет анализ структуры пре­ступности в разрезе сфер социальной жизни (бытовая, досуговая преступность, преступность в различных отраслях хозяйства, на транспорте, в Вооруженных Силах и т.д.), а также по регионам страны.

Такой показатель преступности, как структура, может весьма существенно влиять на оценку криминальной ситуации, вытекаю­щую из анализа одних лишь количественных признаков. Например, сравнение преступности только по ее состоянию и уровню в Герма­нии и России явно в пользу последней: число регистрируемых в России преступлений в 2 с лишним раза меньше. Но это не значит, что криминальная обстановка в России лучше, чем в Германии: уже хотя бы потому, что в нашей стране регистрируется таких особо опасных преступлений с необратимыми последствиями, как умыш­ленные убийства, почти в 10 раз больше, чем в ФРГ.

Сравнительно недавно специалистами стал использоваться та­кой качественный показатель преступности, как ее характер, опре­деляемый количеством (долей) наиболее опасных преступлений и особенностями личности соответствующих категорий преступни­ков. По существу, это модификация понятия структуры преступно­сти, в которой дополнительно стали выделять некоторые виды (эле­менты), ранее неизвестные или оставшиеся в тени, например, орга­низованная и профессиональная преступность, так называемая ин­дексная преступность (ее «ядро», наиболее опасная часть).

Характеристика преступности как негативного социально-правового явления была бы неполной без рассмотрения ее послед­ствий - того суммарного вреда, который причиняет она обществен­ным отношениям. В практических целях для определения реальных последствий преступности учитывается, прежде всего, число лиц, погибших в результате любых преступлений - не только умышлен­ных, но и неосторожных убийств, нарушений правил безопасности на производстве, транспорте и т.д. За последнее время в России чис­ло таких лиц в отдельные годы достигало 75 тыс. в год, что более чем в 5 раз превышает число погибших в ходе всей войны в Афга­нистане.

Для определения последствий преступности, кроме того, при­нимается в расчет число лиц, которым преступлениями причинен вред здоровью, ставших жертвами сексуальных преступлений, по­терпевших от имущественных преступлений, а также сумма матери­ального ущерба от преступных посягательств на все виды (формы) собственности. Так, ежегодно, по данным уголовной регистрации в России, жертвами умышленного причинения вреда здоровью (ст.ст. 111-115 УК) становятся около 130 тыс. человек, изнасилований - до 10 тыс. женщин; фиксируемый материальный ущерб только от пре­ступлений экономической направленности превышает за год 30 млрд. руб. (по оконченным уголовным делам).

Если некоторые из перечисленных показателей достаточно четко фиксируются в уголовной статистике (например, число погибших в результате преступлений), то обсчет других производится
приблизительно, как правило, на основе выборочных и косвенный
данных и, скажем, исчисление точной суммы всего материального
ущерба от преступности практически невозможно. А в отдельным
случаях преступлений, имевших место в XX веке, негативные последствия настолько колоссальны, что не поддаются сколько - нибудь точному измерению. Таковы, например, последствия уголовно-наказуемых деяний, с которыми связана чернобыльская трагедия.

В некоторых странах так называемая цена преступности, включая расходы на содержание правоохранительных органов, определяется в денежном выражении. Так, в США она составляет около 1001 млрд. долларов ежегодно.

Своего рода теневым показателем преступности является ее латентность. Статистика, даже самая совершенная, не раскрывает всей картины преступности, отражает ее далеко не полностью. Причины, по которым значительная доля преступности остается вне уголовной регистрации и соответственно за пределами сферы действия уголовной юстиции, разнообразны. Сказываются, например, низкий уровень правовой культуры части населения, страх жертв преступлений перед преступниками, неверие граждан в возможности правоохранительных органов (для чего есть определенные основания, если учесть низкий уровень раскрываемости преступлений), усложненность уголовно-процессуальных процедур, манипуляции недобросовестных работников милиции, направленные на сокрытие преступлений (особенно трудно раскрываемых) от учета, «затор» в I правоохранительной системе, связанный с ее ограниченными возможностями по противодействию валу преступности, и др. Соответственно в латентной преступности различают так называемую скрытую преступность (невыявленную правоохранительными органами вследствие их специфики, объективных свойств некоторых престу­плений, пассивной позиции потерпевших) и скрываемую пре­ступность (состоящую из преступлений, ставших известными, но укрытых сотрудниками правоохранительных органов от учета в це­лях приукрашивания результатов служебной деятельности, по ко­рыстным и иным мотивам).

Точно измерить уровень латентной преступности трудно, прак­тически невозможно. Имеющиеся приблизительные расчеты, экс­пертные оценки, различные косвенные данные позволяют специа­листам говорить о криминальном айсберге, в котором соотношение видимой («надводной») и невидимой («подводной») частей, по примеру его ледового аналога, определяется как один к семи или один к восьми. Иногда даже оперируют соотношениями 1:10, 1:12. Достоверно можно утверждать, что слой латентной преступности значительно больше массива зарегистрированных преступлений. Наиболее высокий уровень латентности характерен для экономиче­ской преступности и взяточничества. Высока латентность краж, изнасилований. За последнее время получены данные, свидетельст­вующие о том, что остаются латентными часть убийств, которые традиционно относились к числу преступлений с минимальной и даже нулевой латентностью.

По различным экспертным оценкам, реальный массив фактиче­ской («действительной») преступности в современной России со­ставляет от 10 до 20 млн. преступлений в год (в то время, как реги­стрируется ежегодно около 3 млн. преступлений)[6].

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение преступности.

2. Что такое состояние преступности, на основании каких данных оно определяется?

3. Что такое уровень преступности и как он определяется?

4. Что понимается под структурой преступности, каково научно-практическое значение этого криминологического показателя?

5. Дайте определение динамики преступности и раскройте значение этого показателя для криминологических исследований.

6. Что такое латентность преступности, каковы ее виды, причины и отрицательные последствия?


Наши рекомендации