Становление режима организованной безопасности оборота гражданского оружия в России
Введение
По различным оценкам оружием в нашей стране на законных основаниях владеют свыше 5 миллионов россиян, у которых "на руках" находится более 6 миллионов единиц различных видов оружия. Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство, в первую очередь, влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов.
Незнание закона не освобождает от ответственности, но как разобраться в том большом количестве норм, регулирующих оборот гражданского оружия, понять их содержание, не будучи юристом? Настоящее пособие представляет собой систематизацию разрозненного законодательства Российской Федерации о гражданском оружии с подробными комментариями к нему.
Пособие предназначено для граждан, собирающихся стать владельцами оружия, граждан-владельцев оружия, сотрудников полиции, преподавателей и студентов юридических вузов.
Продажа гражданского оружия
Находящееся в собственности у граждан оружие может быть ими продано:
юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием (магазины, торгующие оружием), его коллекционирование или экспонирование, либо государственным военизированным организациям - с обязательным предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешения на хранение или хранение и ношение оружия;
гражданам, имеющим лицензии на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, - после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту его учета.
Запрещается продажа:
оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации;
оружия без номера и клейма, а также патронов без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;
огнестрельного оружия с нарезным стволом, не прошедшего контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном МВД России;
оружия и патронов, полученных во временное пользование;
оружия и патронов, находящихся под таможенным контролем;
патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных гражданами для личного использования;
оружия и патронов иностранными гражданами.
Отметим также, что согласно ст. 20.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ не допускается продажа (равно как дарение и наследование) боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия.
После принятия решения о продаже оружия и патронов, на хранение которых выданы соответствующие разрешения (лицензии), их владельцы представляют по месту регистрации в органы внутренних дел уведомления, к которым прилагаются:
разрешения на хранение, хранение и ношение, а также паспорта на оружие;
протоколы контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Заявленные к продаже оружие и патроны направляются для осмотра технического состояния, который проводится технической комиссией органов внутренних дел. По результатам осмотра составляется акт технического состояния оружия и патронов с указанием неисправностей, который прилагается к уведомлению.
При отсутствии причин, препятствующих продаже, возврату или замене оружия и патронов, заявителю выдается талон соответствующего подтверждения с бланками его дубликатов о получении уведомления от заявителя, оформление и регистрация которых осуществляется в порядке, установленном для оформления и регистрации лицензий и разрешений.
Заключение
В настоящей работе авторами рассмотрены основные положения законодательства Российской Федерации в сфере оборота гражданского оружия. В практическом пособии содержатся ссылки на важнейшие законодательные и иные нормативные правовые акты, применяющиеся в рассматриваемой области, а также даются рекомендации, призванные оказать помощь при реализации своих законных прав всем субъектам, участвующим в деятельности, связанной с лицензированием оборота гражданского оружия.
Авторы будут считать свою цель достигнутой, если практическое пособие в какой-то мере поспособствует реализации гражданами своих прав и законных интересов в рассматриваемой области, облегчению работы сотрудникам полиции, органам, контролирующим и надзирающими за ее деятельностью в сфере осуществления лицензионно-разрешительной деятельности, а также оказанию помощи преподавателям и студентам образовательных заведений юридического профиля.
Дизер О.А.
Сургутсков В.И.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Тищенко В.Г. Особенности владения огнестрельным оружием гражданами России в начале XX века // Полиция и милиция России: формирование и развитие (к 200-летию МВД): Материалы кафедральной научно-практической конференции (10 июня 1999 г.). Челябинск, 2000 С. 34-36.
*(2) 35 лет подразделениям лицензионно-разрешительной работы. М., 2004. С. 18-19.
*(3) 35 лет подразделениям лицензионно-разрешительной работы. С. 20.
Введение
По различным оценкам оружием в нашей стране на законных основаниях владеют свыше 5 миллионов россиян, у которых "на руках" находится более 6 миллионов единиц различных видов оружия. Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство, в первую очередь, влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов.
Незнание закона не освобождает от ответственности, но как разобраться в том большом количестве норм, регулирующих оборот гражданского оружия, понять их содержание, не будучи юристом? Настоящее пособие представляет собой систематизацию разрозненного законодательства Российской Федерации о гражданском оружии с подробными комментариями к нему.
Пособие предназначено для граждан, собирающихся стать владельцами оружия, граждан-владельцев оружия, сотрудников полиции, преподавателей и студентов юридических вузов.
Становление режима организованной безопасности оборота гражданского оружия в России
Первый законодательный акт, регулировавший отдельные вопросы контроля за оборотом оружия, относится к периоду царствования Петра I, однако до 1917 г. контроль за объектами разрешительной системы был развит слабо и практически не упоминался в трудах ученых-полицеистов тех лет. Известно, что до 1917 г. гражданам Российской империи, не состоящим на учете в полиции и психически здоровым, разрешалось приобретать и хранить короткоствольное огнестрельное оружие - пистолеты и револьверы, а также огнестрельное оружие для охоты или занятия спортом. Разрешение на приобретение огнестрельного оружия выдавал генерал-губернатор, губернатор или градоначальник, они же могли лишать этого права за неосторожное или умышленное использование оружия. При этом оружие изымалось полицией. Оружие было доступно всем сословиям, систематический контроль за его оборотом не осуществлялся*(1).
Необходимость изъятия огнестрельного оружия, в избытке скопившегося у населения за время гражданской войны, становится приоритетной задачей молодого Советского государства. После Октябрьской революции 1917 г. контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями. Декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 12 июля 1920 г. "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращения с ним"*(2) обязанность контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия была возложена на милицию и ВЧК. Одним из первых нормативных актов того времени, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ, стало Постановление ЦИК и СНК от 12 декабря 1924 г. "О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ". Все оружие и взрывчатые вещества были разделены на три категории в зависимости от их использования для вооружения в Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянском Красном Флоте. Постановлением было выведено из гражданского оборота оружие, огневые припасы, разрывные снаряды и взрывчатые вещества военных и военно-морских образцов, принятых на вооружение РККА и РККФ (категория А). Торговля оружием допускалась только с разрешения НКВД и его местных органов (милиции).
Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР от 17 февраля 1932 г. "О порядке приобретения, хранения и пользования охотничьим и спортивным оружием и о торговле огнестрельным, охотничьим и спортивным оружием" на ОГПУ и милицию были возложены обязанности по выдаче разрешений, а также техническому надзору за складами, магазинами, охотничьим и спортивным оружием и огнеприпасами к нему, взрывчатыми веществами, детонирующими средствами и фейерверками. Не имели право на приобретение и пользование оружием лица, лишенные избирательных прав. За нарушение правил разрешенной деятельности была установлена уголовная или административная ответственность в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
В 30-60 гг. надзорная деятельность, связанная с оборотом оружия, претерпела незначительные изменения. Продажа охотничьих гладкоствольных ружей в этот период уже была невозможна без наличия охотничьего билета, а мелкокалиберной винтовки - без разрешения милиции, охотничьи билеты выдавались гражданам, достигшим 16-летнего возраста (в отдельных районах по достижении 14 лет). В целях борьбы с хулиганством было запрещено изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и других видов холодного оружия без разрешения милиции.
Отметим, что в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. контроль органов внутренних дел за разрешительной системой осуществлялся в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"*(3).
В конце 60-х гг. милиция выдавала уже одиннадцать видов разрешений, связанных с оборотом оружия и боеприпасов к нему. Особое внимание было уделено приобретению, хранению и использованию оружия гражданами. Общий возрастной ценз на приобретение оружия увеличился до 18 лет. Мелкокалиберное оружие могли приобретать и хранить только мастера стрелкового спорта и охотники-промысловики, а охотничье нарезное оружие и ружья с нарезным стволом - только охотники-промысловики. Разрешения на приобретение и хранение оружия не выдавались лицам:
душевнобольным или слабоумным, признанным такими в установленном законом порядке;
находящимся под судом, следствием и в местах лишения свободы;
судимым за особо опасные, особо тяжкие преступления, особо опасным рецидивистам;
судимым за преступления с применением оружия.
Охотничьи ружья и иное огнестрельное оружие, а также боеприпасы к ним, принадлежавшие лицам, систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющим спиртными напитками или страдающим психическими заболеваниями, изымались в административном порядке. При этом изъятое боевое и малокалиберное оружие, в том числе нарезные охотничьи ружья, и боеприпасы к ним сдавались в органы внутренних дел, гладкоствольные охотничьи ружья оценивались и передавались торгующим организациям для продажи. Вырученные от реализации ружья деньги выдавались бывшему владельцу оружия.
Оптовая и розничная продажа охотничьего нарезного, мелкокалиберного оружия, боеприпасов к нарезному оружию производилась в магазинах, имеющих разрешение милиции на право торговли. Магазины, торговавшие охотничьим гладкоствольным оружием, охотничьими ножами, осуществляли продажу без разрешения милиции, но должны были вести учет проданного в отдельной книге.
С середины 70-х гг. продажа гладкоствольных охотничьих ружей производилась повсеместно по разрешению органов внутренних дел с одновременным предъявлением охотничьего билета. Это нововведение стало серьезным шагом в сторону упорядочения режима организованной безопасности оборота оружия в связи с тем, что основная масса его владельцев имела в собственности именно гладкоствольные ружья. Однако вследствие слабого обеспечения правовой информацией об изменениях в законодательстве, а также определенного правового нигилизма в обществе и в настоящее время встречаются граждане, хранящие гладкоствольное оружие, приобретенное до 1975 г., и не поставившие его на учет. Поэтому в органах внутренних дел стало традицией ежегодно проводить акции по возмездному изъятию незаконно хранящегося у населения оружия.
Среди нововведений того времени также следует отметить установление платы (сбора) за регистрацию и перерегистрацию принадлежащих гражданам охотничьих ружей, а также за определение органами внутренних дел технического состояния оружия. Средства, поступавшие за выполнение указанных операций, зачислялись в доход бюджета союзной республики. Появляется понятие "аннулирование разрешения", которое применяется за нарушение правил хранения и использования огнестрельного оружия. Усложняется система технических норм, предъявляемых к обеспечению сохранности оружия.
В 80-е гг. продолжается процесс усовершенствования нормативной регламентации оборота оружия и боеприпасов к нему. Законодательством того времени не ограничивается количество охотничьего огнестрельного оружия, которое мог приобрести гражданин, однако владелец оружия обязан был обеспечить его безусловную сохранность и не использовать помимо охоты. Охотники-любители, имевшие стаж охоты не менее пяти лет и сдавшие зачеты по знанию правил безопасности на охоте, получили право приобретать охотничье нарезное оружие.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1984 г. "Об административной ответственности за нарушение правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов" содержал восемь статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия.
Впервые было закреплено положение о систематическом (но не менее одного раза в год) проведении проверок сотрудниками милиции условий хранения ружей у граждан по месту их жительства с привлечением внештатных сотрудников милиции, актива охотобществ, групп контроля и профилактики первичных охотколлективов.
Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. N 1341 "О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия" (утратил силу с 1 июля 1997 г. на основании указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 489) в целях защиты жизни, здоровья и собственности граждан от противоправных посягательств легализован оборот оружия самообороны, в том числе газового оружия. Отдельными нормативными правовыми актами гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, в целях усиления личной и имущественной безопасности было разрешено приобретать, хранить, а также использовать гладкоствольное охотничье оружие и боеприпасы к нему.
Заметным шагом вперед стал принятый 20 мая 1993 г. Закон Российской Федерации "Об оружии" (утратил силу с 1 июля 1997 г. в связи с принятием Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии").
Данным законом был уточнен понятийный аппарат, оружие по своему предназначению, а также по основным параметрам и характеристикам разделено на боевое, служебное и гражданское. Оборот оружия включает в себя пятнадцать элементов, в том числе экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. Максимально полно приведена классификация гражданского оружия. Сведения о служебном и гражданском оружии, а также боеприпасов к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, систематизированы в Государственный кадастр, который ведется Госстандартом России. Все модели производимого на территории Российской Федерации и ввозимого на ее территорию оружия подлежат обязательной сертификации. Производство, продажа и приобретение оружия на территории Российской Федерации лицензируются. Установлены основные требования к каждому из элементов оборота оружия, перечислены основания аннулирования лицензий и разрешений.
Правила оборота гражданского и служебного оружия конкретизировались в ранее действовавших постановлении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 "О мерах по реализации закона Российской Федерации "Об оружии" и приказе МВД России от 30 декабря 1993 г. N 609, утвердившем Инструкцию о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия. В Инструкции была впервые определена компетенция органов внутренних дел по выдаче лицензий и разрешений на служебное и гражданское оружие, в отдельный раздел помещены требования по ведению учетов объектов разрешительной системы, включающих в себя журналы учета, учетные, личные и контрольно-накопительные дела. Исключены продажа, регистрация служебного и гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом без проведения контрольного отстрела с последующим обеспечением хранения отстрелянных пуль и гильз, их направлением в Федеральную пулегильзотеку МВД России. Эта мера позволила снизить беспрецедентный рост хищений этого вида огнестрельного оружия, поскольку с 1991 г. по 1994 г. в стране отмечался непрерывный рост хищений оружия и боеприпасов, при этом половина утраченного стрелкового оружия пришлась на Министерство обороны.
Последующие законодательные изменения, в том числе на федеральном уровне, привели к ужесточению контроля за оборотом оружия в сторону ее индивидуальной профилактической составляющей.
Основу административного законодательства об обороте гражданского оружия на сегодняшний день составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции";
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации";
приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (вместе с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации);
приказ МВД России от 29 июня 2012 г. N 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия";
приказ МВД России от 27 июня 2012 г. N 639 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного оружия и патронов к нему";
приказ МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему";
приказ МВД России от 23 апреля 2012 г. N 355 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему" и др.