Становление гражданского общества в России

Современные экономические реформы в Российской Федерации призваны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы гражданской независимости личности. Приватизация позволяет частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые; коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Россия является демократическим правовым государством. В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Каждый вправе иметь имущество на правах частной собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, независимый суд и прокуратуру совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая и политическая стабильность.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция решать противоречивые социальные явления в рамках переговорного процесса и согласования, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые и иные социальные отношения. Этот процесс длителен. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества.

Два вывода:

- гражданское общество в нашей стране делает хотя и первые, но существенные шаги;

- становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, однако в целом развивается в направлении, по которому пошли демократические страны Запада.

46. Политические партии: признаки, функции, структура.

Политическая партия- это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер:

- партия - это организация, то есть достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;

- существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

- цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партию от групп давления. Если партия ставит целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;

- обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. Партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Функции партии зависят от типа, от конкретных условий деятельности, от того места, которое она занимает в политической структуре общества.

Правящая партия, например, имеет такие специфические функции, как формирование правительства, расстановка кадров в государственных органах, а оппозиционная партия этих функций не имеет. Для нее главное - критика деятельности правительства и подготовка к завоеванию власти. Несмотря на различия, у всех партий есть и сходные функции, а именно:

•выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

•активизация и интеграция определенной части людей;

•борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

•подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

•разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

•политическое воспитание общества в целом или его части;. подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура партии: • блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

• официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

• партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

Наши рекомендации