Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало
Короче становился день... А. Пушкин
Загадки. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже — тем дождик ближе. (Туча)
Дидактические игры:«Какое небо?» — дети рассматривают небо, описывают его. Цель — научить подбирать относительные прилагательные. «Нарисуй палочкой» — нарисовать палочкой на земле (снегу) облака и тучи.
Цели: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры: «Гуси-лебеди»На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух: Гуси, гуси !Гуси: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да !
Пастух: Так летите же домой.
Гуси: Нам нельзя лететь домой, серый волк под горой. Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость. «Поймай мяч».В игре участвуют трое. Двое становятся на расстоянии не менее 3 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним. Если ему удается поймать мяч, то он становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего. Индивидуальная работа. «Кто дальше?»- прыжки на одной ноге с продвижением вперёд. Цель:упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой). « Кто дальше?» Цель:метание мешочков с песком (снежков) в горизонтальную цель с расстояния 2-3 метров.
Трудовая деятельность: сгребание листьев и снега к стволам деревьев. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА
Прогулка 6 Наблюдение за ветром
Цель: Закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра. Обогащение словаря: проветрена. -Посмотрите, как, кружатся вертушки. Почему?
Почему движутся облака. Определите силу ветра. Какой сейчас ветер? (сильный или слабый, тёплый или холодный). Правильно, слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья. Почему так неспокойно ведут себя деревья? Ветрено, ветрено, вся земля проветрена! Ветер листья с веток разогнал по свету... И. Токмакова
Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети или мельницы крути!Я. Аким
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, Людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Дидактические игры: «Какой ветер?» — дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель: научить подбирать относительные прилагательные. «Выложи сам» — выкладывание картинки из пластмассовых пробок.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Хитрая лиса» (разучивание)
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): "Хитрая лиса, где ты?" При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: "Хитрая лиса, где ты?" - будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь" Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг" Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.
Индивидуальная работа. Пробежки со средней скоростью (2-3 раза) в чередовании с ходьбой. Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга.
Трудовая деятельность: Уборка участка от опавшей листвы.
Цель:развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА
Прогулка 7 Наблюдение за дождливой погодой
Цель: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.Обогащение словаря: струйки воды, дождливая, пасмурная,дождь косой, моросящие, уплотненная, липкая. Наблюдение из окна. Послушайте, как стучит дождь по окнам. Посмотрите, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Какая погода? (дождливая, пасмурная), Осенью дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.
Посмотрите на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Как одеты люди? Почему?
Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца... А. Плещеев
Дидактическая игра: «Придумай предложение» — дети составляют предложения со словом «дождь». Цель — научить составлять предложения с заданным словом. «Как шумит вода?». Цель — закрепить произношение звуков [с], [ш].
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [ш]. «Графический диктант» — нарисовать, как идет дождь из тучки. Подвижные игры «Сделай фигуру»Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке. На сигнал воспитателя: «стоп» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется. Цель: учить соблюдать правила игры. «Жмурка»
Все дети сидят в кругу на расстоянии вытянутых рук в стороны. В середину круга выбирают двух детей: одному ребенку завязывают глаза, другой дают колокольчик в руки. Ребенок с колокольчиком бежит, "жмурка" ее ловит. Когда «жмурка» поймает ребенка с колокольчиком, то выбирают других детей в середину круга, и игра продолжается. Индивидуальная работа. Ходьба по обручу приставным шагом по кругу. Цель: учить, при ходьбе сохранять равновесие. «Попади в корзину»Дети бросают мяч в корзину одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину на расстоянии от 1 до 3 мТрудовая деятельность: Опрыскивать комнатные цветы. Цель: воспитывать любовь к растениям, желание заботится о них.
Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППАПрогулка 8 Наблюдение за птицами
Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные. Обогащение словаря: скворцы, белобокие сороки, нахохлились,вереницей. Дети, посмотрите, как нахохлились вороны, скворцы, белобокие сороки, воробьи. Почему? Птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Сейчас мы покормим птиц, понаблюдаем, как птицы клюют корм. Скажите, какие части тела есть у птиц? Чем покрыто тело птицы? Зачем нужны перья? Перья птицы служат главным образом сохранению тепла, создают «обтекаемую» поверхность тела и предохраняют кожные покровы от повреждений. Обратите внимание, как готовятся птицы к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Какие птицы остаются на зиму?
На зимовку Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку,
Летят над нами птицы в далёкую сторонку. Летят они к зимовке.С.Махорин Дидактические игры: «Назови одним словом» — дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. Цель:закрепить обобщающие слова. «Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц.Цель: закрепить звукоподражание голосов птиц. Подвижные игры: «Хитрая лиса» Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): "Хитрая лиса, где ты?" При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: "Хитрая лиса, где ты?" - будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь" Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг" Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбрать лису может, и кто-то из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, выбирают другого водящего. Индивидуальная работа. Впрыгивание на возвышение высотой до 20 см.«Закати мяч!» Цель: обучать прокатыванию мяча в ворота и неподвижную цель. Трудовая деятельность: Уборка участка, покормить птиц. (Покрошить хлеб, семена растений).Цели:учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА
Прогулка 9 Наблюдение за инеем.
Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить отличать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за таянием инея при нагревании солнцем.Обогащение словаря: травы, серебро, иней, заморозки.
Какое сейчас время года? Какая сегодня погода? Осень Скоро, скоро вас покину, и наступят холода. Сменят желтую картину белый снег, дорожки льда…Дети, посмотрите кругом, какие изменения произошли в природе?Что такое лежит на земле и на деревьях? Почему появился иней? Посмотрите, как красиво блестит иней на солнце. Дидактические игры: "Говори наоборот" Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный и т.д.«Кто летает» Цель:развивать внимание, выдержку. Дети становятся в одну линию. Если ведущий называет что-нибудь летающее - самолет или воробей, - дети должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимают. Кто ошибётся - выходит из игры. «Выложи сам» — выкладывание картинки из палочек на столе. Цель: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры:«Караси и щука»
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя "щука" щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Указания.При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями. "Догони мяч"Цель: совершенствовать передачу мяча из рук в руки.
Играющие, образуют круг. Стоят друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: “Раз, два, три – беги!” – и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч. Правила: мяч передавать только соседу; передавать и бежать после слова “беги”; уронивший мяч поднимает его.
Индивидуальная работа. «Через ручеек». Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами.Цель:учить, сильнее отталкиваться и мягко приземляться, сгибая колени.Трудовая деятельность: уборка участка. Цель:развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
НоябрьСТАРШАЯ ГРУППА
Прогулка 10 Наблюдение «Первый снег»
Цель: закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег.Обогащение словаря:порхает, прозрачное.
Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло. З.Александрова
Дети, посмотрите, как кружатся первые снежинки, как красиво кругом! Обратите внимание, что лужицы затягиваются очень непрочной ледяной коркой. Поздней осенью, часто идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег?
Вспомним признаки ранней осени. Чем отличаются ранняя и поздняя осень? Ноябрь — последний месяц осени, скоро настанет зима.
Ноябрь