Универсальный принцип действия уголовного закона
Помимо территориального принципа и принципа гражданства в ст. 12 УК зафиксированы также универсальный и реальный принципы, которые применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.
Универсальный принцип вытекает из международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью. Его содержание раскрыто в ч. 3 ст. 12 УК: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности па территории нашей страны. Таким образом, универсальный принцип дополняет территориальный принцип и принцип гражданства, обеспечивая возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не являющихся российскими гражданами, за преступления, которые совершены ими на территории иностранного государства. Этот принцип позволяет вести борьбу с преступлениями, которые непосредственно не посягают на национальные интересы нашей страны, но существенно нарушают нормальные условия жизнедеятельности сразу многих государств, подрывают мир и безопасность человечества, а также с международной организованной преступностью, включая международный терроризм. Использование универсального принципа в борьбе с преступлениями предусмотрено, в частности, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Европейской конвенцией о пресс- чении терроризма 1977 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (с двумя Протоколами к ней), Конвенцией ООН против коррупции 2003 г.
Реальный принцип
Реальный принцип предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, когда преступление направлено против интересов России либо гражданина России или постоянно проживающего в нашей стране лица без гражданства, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России (ч. 3 ст. 12 УК). Реальный принцип непосредственно призван усилить уголовно-правовую защиту интересов Российской Федерации, российских граждан и постоянно проживающих в России апатридов в случае совершения вне пределов России преступлений иностранными гражданами. Как и универсальный, реальный принцип также может обусловить привлечение к уголовной ответственности указанных лиц только в том случае, если за совершенное преступление они не были осуждены в иностранном государстве и оказались на территории России (т.е. практически подпадают под юрисдикцию России). При этом не имеет значения, наказуемо ли совершенное ими общественно опасное деяние по уголовному законодательству иностранного государства.
ЗАКОН - установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений…
Закон, юридич. , проявление воли законодательной власти, устанавливающей определенный порядок отношений гражданской, общественной и госуд. Жизни
Законодательство— система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом власти
Законодательные акты
Законодательные акты представляют собой особый вид исторических источников, исходящий от верховной власти и имеющий высшую юридическую силу на определенной территории. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Данную группу источников отличают достоверность и точность при освещении вопросов социального, экономического и политического развития государства. При работе с памятниками законодательства следует помнить, что соблюдение того или иного закона не всегда становилось общим правилом. Российское государство достаточно долго не имело возможности контролировать выполнение законов из-за недостаточной развитости своего аппарата.
Анализ законодательных актов предполагает изучение деятельности государственных институтов, важнейшей функцией которых являлось издание законов, формулирование новых норм жизни общества. Важно выяснить: кому принадлежало право законодательной инициативы, что представлял собой механизм обсуждения, принятия и утверждения закона, как происходило обнародование документа, в каком виде и в составе какого сборника он дошел до настоящего времени
Законодательные акты отразили основные этапы истории Русского государства, поэтому появление каждого памятника следует объяснять конкретными социально-экономическими и политическими причинами.
4. Подзаконные НПА – это НПА, обладающие меньшей юридической силой, чем закон, принятые достаточно широким кругом субъектов на основании и во исполнение законов.
Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными. По юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Они издаются на основании и во исполнение законов (то есть регулируют порядок реализации закона). Они исходят от достаточно большого круга субъектов. Как правило, носят более специальный характер, т.е. направлены на регулирование какого-то конкретного вопроса, который в более общей форме урегулирован в законе. Могут носить локальный характер действия (например, акты органов местного самоуправления, локальные акты).
Признаки подзаконных нормативных правовых актов:
1. носят нормативный характер (в них формально закрепляются нормы права, т.е. правила поведения, распространяющиеся на неопределённый круг лиц)
2. принимаются на основании и во исполнение закона (т.е. в них закрепляются непосредственно вопросы о полномочиях органов государственной власти и других субъектов по реализации положений закона)
3. обладают меньшей юридической силой, чем законы (т.е. в случае противоречия предпочтение отдаётся закону)
4. принимаются достаточно широким кругом субъектов (например, главой государства, Правительством, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления)
В зависимости от органа, принявшего подзаконный НПА, их подразделяют на:
1. общие (принимаемые органами общей компетенции – Президентом, Правительством).
2. ведомственные (акты органов исполнительной власти)
3. местные (акты органов местного самоуправления)
4. локальные (принимаются и действуют в рамках организаций)
Виды подзаконных актов:1) указы (нормативные и могут быть ненормативными) Президента РФ; 2) постановления (нормативные правовые акты) Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных служб, агентств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (ведомственные нормативные правовые акты); 4) решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, Указы или Постановления главы субъекта РФ, акты Правительства субъекта РФ, ведомственные нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ); 5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов, которым относятся решения представительного органа местного самоуправления, акты местной администрации; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
– нормативные акты государственных органов;
– нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
– нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
– общефедеральные;
– нормативные акты субъектов Российской Федерации;
– нормативные акты органов местного самоуправления;
– локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
– нормативные акты неопределенно-длительного действия;
– временные нормативные акты (например, принимаемые и действующие в период чрезвычайных ситуаций, либо программы, разработанные на определённый период времени).
Соотношение права и закона
Юридический закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он обретает силу устрашающей санкции. Но и такие санкции — запретительные, устрашающие, карательные — всегда, даже в периоды смут (междоусобиц, местнического самочинства, передела собственности, массовых грабежей, погромов и т.д.), должны опираться на права личности на жизнь, собственность, благополучие.
Основой и источником юридического закона служит право. Поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого. Не должен закон делить людей на «юпитеров» и «быков», как и не должно быть, говоря словами Ж.-Ж. Руссо, «всеобщего равенства в бесправии». Иначе закон становится антиправовым, что неизбежно оборачивается тоталитаризмом, абсолютизмом, порождает атмосферу верно-подданничества, угодничества, конформизма, «телефонного права». В таких случаях закон и право несовместимы.
Юридический закон — многоаспектный и противоречивый феномен. Порой он бывает «дурным» или несправедливым. Как, например, с точки зрения сегодняшнего дня закон кровной мести: око за око, зуб за зуб. Природа закона двойственна: через него действуют и тот, кто его дает, и тот, кто его принимает. Другими словами, закон одновременно есть и законодательство, и законоположение.
Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача создания правового государства. Это как раз и означает иметь государство как силу, которая санкционируется правом, а также иметь право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.
Зачастую силу права усматривают в принуждении. Безусловно, принуждение присутствует при воплощении права, и именно принуждение чаще всего «лежит на поверхности» юридического закона. В то же время принудительность закона бывает разной. Это зависит, прежде всего, от власти. История человечества свидетельствует о том, что государственная власть, выступающая как сила принуждения, сама может быть правовой и неправовой.
Юристы и философы тщательно исследуют феномен правового принуждения, его основные характеристики (обоснованность, реальность, законность, справедливость) и формы (проверка документов, административное задержание, привод, обыск и пр.).
Неправовая сила принуждения государственной власти проявляется в неправовых законах. Впрочем, российская правовая действительность знает и иную форму неправового принуждения: когда формально законы выступают как правовые, но государственная власть игнорируют их, а то и открыто нарушает.
Таким образом, действенность государственной власти во многом определяется тем, что собою представляет государство — и как субъект власти, и как субъект права. Государство — юридическое лицо, но не простое, а по социальному предназначению существующее ради граждан и через граждан. Следовательно, оно имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер и призвано употребить власть на то, чтобы посредством юридических законов создать правовые условия для граждан, обеспечить правопорядок в обществе. Правовое государство обязано через силу права дать человеку возможность не только жить, но жить достойно. Магистральный путь реализации этой социальной задачи — соединение силы права с силой закона.