Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

Закон- нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими НПА:

во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону;

во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные;

в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;

в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера – о – введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. – могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ;

в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности;

в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Конституция Российской Федерации. Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2. Конституционные федеральные законызанимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т. е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 – в Совете Федерации).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т. е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 – от общего числа членов Совета Федерации.

4. Кодекс– самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Основы законодательства.Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договороввыделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…».

7. Модельные законыпоявились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь.

8. Делегированное законодательство.Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия; в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов.

9. В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума.Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом.

Кодекс (лат. codex - собрание законов) - сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. К. являются результатом кодификационной деятельности законодателя (см. Кодификация). По общему правилу К. относится к определенной отрасли права (напр., гражданский, уголовный, семейный, трудовой и др.). Обычно содержит только основу правового массива соответствующей отрасли; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Некоторые К. объединяют нормы, отрасли законодательства (К. торгового мореплавания, жилищный К. и др.) или подотрасли права (налоговый, бюджетный К.). Понятие К. за рубежом-отличается определенной спецификой. В США К. представляют собой результат простой консолидации отдельных законов и норм общего права. Во Франции наряду с "классическими" К. получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых К., по отдельным отраслям (или даже узким вопросам) правового регулирования, - К. о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, морских портов и др. В эти К. входят как законодательные, так и регламентарные нормы.

Кодекскак форма нормативного правового акта, пожалуй, самая древняя и наиболее распространенная, применявшаяся в Советском государстве и в настоящее время действующая в Российской Федерации, имеет силу закона.

Законодательного закрепления предмета регулирования в форме кодекса нет, поэтому твердых правил при выборе формы регулирования посредством кодекса законодатель не придерживается. В СССР перевозки регулировались, например, в морском и воздушном транспорте, соответственно - Кодексом торгового мореплавания и Воздушным кодексом; в то же время перевозки по железнодорожному транспорту, основному виду транспорта по объему перевозок, речному и автомобильному регулировались соответствующими уставами, которые были не законами, а правительственными актами.

В Российской Федерации в настоящее время действуют четыре вида кодексов:

1) кодексы позитивного материального права по отраслям - Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Земельный кодекс и др.;

2) кодексы об ответственности за правонарушения Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях;

3) кодексы процессуальные, опосредствующие нормы как позитивного материального права, так и нормы об ответственности за правонарушения, - Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.;

4) кодексы, регулирующие весь комплекс вопросов по организации отрасли или сферы государственного управления. Примером может служить действующий Таможенный кодекс РФ.

Наши рекомендации