Понятие и гарантии оплаты труда. Системы и формы оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда в РФ.
16. Гарантийные и компенсационные выплаты.
17. Понятие дисциплины труда. Способы обеспечения дисциплины труда.
18. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность;
19. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
20. Материальная ответственность работников: понятие и условия возникновения.
21. Охрана труда: понятие и организация.
22. Охрана труда отдельных категорий работников.
23. Понятие и виды трудовых споров.
24. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
25. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы к экзамену:
1. Понятие, сущность и социальное назначение права.
2. Нормы права.
3. Формы (источники) права.
4. Система права и система законодательства.
5. Правовые отношения.
6. Реализация права.
7. Толкование норм права.
8. Правомерное поведение.
9. Правонарушение.
10. Юридическая ответственность.
11. Законность и правопорядок.
12. Конституционное право как отрасль права.
13. Конституция Российской Федерации.
14. Основы конституционного строя Российской Федерации.
15. Основы правового статуса человека и гражданина.
16. Федеративное устройство России.
17. Референдум и выборы в Российской Федерации.
18. Организация государственной власти в Российской Федерации.
19. Основы местного самоуправления в Российской Федерации.
20. Гражданское право как отрасль права.
21. Гражданское правоотношение.
22. Сроки, представительство, исковая давность.
23. Субъекты гражданского права.
24. Объекты гражданских прав.
25. Право собственности и иные вещные права.
26. Гражданско-правовые сделки.
27. Обязательства в гражданском праве.
28. Гражданско-правовая ответственность.
29. Гражданско-правовые договоры.
30. Внедоговорные обязательства.
31. Трудовое право как отрасль права.
32. Трудовое правоотношение.
33. Обеспечение занятости и трудоустройство.
34. Социальное партнёрство и коллективный договор.
35. Трудовой договор.
36. Рабочее время и время отдыхаю
37. Оплата труда, гарантии и компенсации.
38. Дисциплина труда, дисциплинарная и материальная ответственность.
39. Охрана труда.
40. Трудовые споры.
Перечень практико-ориентированных (практических) заданий к экзамену
УК ОС-5
УК ОС-10
Задание 1:
Заполните сравнительную таблицу «Отличия норм права и норм морали».
Основания сравнения | Нормы права | Нормы морали |
1. По происхождению | ||
2. По способам формирования | ||
3. По сфере действия (по предмету регулирования) | ||
4. По форме выражения | ||
5. По степени детализации | ||
6. По способам обеспечения |
Задание 2:
Часть 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Классифицируйте норму права по различным основаниям и выделите ее структурные элементы.
Задание 3:
Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:
а) Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;
в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
г) Закон Московской области от 16.05.2005 № 122/2005-ОЗ «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области»;
д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;
е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации»;
ж) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
Задание 4:
Соотнесите перечисленные ниже характеристики системы права и системы законодательства, заполнив таблицу: «Отличия системы права и системы законодательства»
Система права | Система законодательства |
Характеристики:
- характеризует форму внешнего выражения права;
- характеризует внутреннее строение права;
- имеет во многом субъективный характер, так как определяется волей субъекта правотворчества;
- имеет объективный характер, так как обусловлена объективно существующими общественными отношениями;
- выступает в качестве формы;
- выступает в качестве содержания;
- первичным элементом является норма права;
- первичным элементом является нормативный правовой акт;
- состоит из отраслей права, институтов права;
- состоит из отраслей законодательства;
- имеет как горизонтальное так и вертикальное строение;
- имеет только горизонтальное строение.
Задание 5:
Приведите конкретный пример правоотношения. Выделите элементы правоотношения в приведенном примере. Охарактеризуйте юридический факт (факты), являющиеся основаниями для возникновения и прекращения этого правоотношения.
Задание 6:
Сопоставьте перечисленные ниже деяния и формы реализации права.1. Вынесение судебного решения
2. Выплата работнику заработной платы
3. Не нарушение водителем скоростного режима
4. Обращение гражданина с заявлением в орган государственной власти
А. Использование
Б. Исполнение
В. Соблюдение
Г. Применение права.
Задание 7:
Часть 1 и 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации:
«1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения».
Классифицируйте норму права, изложенную в п.1 по различным основаниям. Дайте толкование нормы права, изложенной в п. 2 .
Задание 8:
Ситуация: В день проведения выборов в представительный орган местного самоуправления гражданин Федоров не пришел на избирательный участок и участия в голосовании не принял по причине нахождения в этот день за городом.
Входит ли поведение Федорова в сферу правового регулирования? Определите форму реализации права в ее действиях. Правомерны ли действия гражданина Федорова?
Задание 9:
Ситуация: Гражданин Пронин возвращался поздним вечером с работы домой. На улице к нему подошли двое незнакомых мужчин и, угрожая ножем, потребовали отдать все имеющиеся у него деньги и ценные вещи. Когда Пронин отказался выполнить требование, они избили его, причинив тяжкий вред здоровью, и отняли мобильный телефон.
Определите вид правонарушения. Охарактеризуйте состав правонарушения.
Задание 10:
Ситуация: Распивая спиртные напитки, сидя на лавочке в сквере, молодые люди в возрасте 17 лет нарушали общественный порядок – нецензурно выражались и мусорили.
Будет ли поведение этих молодых людей считаться противоправным? Определите вид правонарушения и вид юридической ответственности.
Задание 11:
Проведите краткую «правовую экспертизу» предложенного нормативного правового акта, ответив на следующие вопросы: 1. Что составляет предмет правового регулирования данного акта? 2. Какую цель преследовал законодатель, принимая данный акт? 3. Какова структура данного акта и его реквизиты? 4. Каковы пределы действия данного нормативного правового акта?
Задание 12:
Часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации:
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Дайте толкование данной нормы права.
Задание 13:
Ситуация: Правительство РФ внесло в Совет Федерации предложение о дополнении ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей право на охрану здоровья и медицинскую помощь, новыми положениями путем принятия Закона о поправке к Конституции.
Возможно ли это осуществить? Дайте мотивированный ответ.
Задание 14:
Часть 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации:
«Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
Дайте толкование данной статьи Конституции РФ.
Задание 15:
Ситуация: В августе 2016 г. в уполномоченный государственный орган Российской Федерации обратился Этьен Мерсье, гражданина Франции 1975 года рождения. Он родился во Франции и ранее в гражданстве РФ не состоял. Э. Мерсье получил вид на жительство в мае 2011 года и с того времени непрерывно жил и работал в Москве.
По какому основанию Э. Мерсье может приобрести гражданство Российской Федерации? Установлены ли законодательством России еще какие-нибудь требования к иностранному гражданину, желающему стать гражданином России?
Задание 16:
Часть 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации:
«Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. ….».
Являются ли республики в составе Российской Федерации государствами в юридическом понимании?
Задание 17:
Ситуация: По итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации голоса избирателей распределились следующим образом: партия А - 21,3%, партия Б – 10,1%, партия В – 9,1 %, партия Г – 4,9%, партия Д – 3,3%, партия Е – 3,2%, партия Ж – 3,1%.
Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?
Задание 18:
Ситуация: Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной период. Приняв его, Дума направила закон о федеральном бюджете в Совет Федерации, который не успел его рассмотреть в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок. Федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» был направлен Президенту РФ для подписания и обнародования.
Правомерны ли действия (бездействия) субъектов законодательного процесса? Дайте мотивированный ответ.
Задание 19:
Жители села Куликово с численностью населения 427 человек, из которых избирательным правом обладают 354 человека, приняли на местном референдуме устав своего муниципального образования и обратились в областное управление Министерства юстиции с просьбой зарегистрировать его. Управление в регистрации отказало на том основании, что данный устав предусматривал сельский сход жителей в качестве единственного органа местного самоуправления, а создание представительного и исполнительного органов местного самоуправления не предусматривалось.
Правомерно ли решение государственного органа? Дайте мотивированный ответ.
Задание 20:
Грушин предъявил иск к гостинице «Центральная» о взыскании стоимости ноутбука, пропавшего из его номера во время проживания в гостинице. Гостиница возражала против иска, ссылаясь на то, что Грушин проживал в общем номере и должен был согласно распоряжению администрации гостиницы сдать ценные вещи в камеру хранения, работающую в гостинице круглосуточно. В данном распоряжении также имеется положение, согласно которому администрация гостиницы не несет ответственности за пропажу вещей, не сданных в камеру хранения. Текст распоряжения вывешен на доске объявлений в холле гостиницы.
Адвокат Гришина обратил внимание суда на то, что распоряжение администрации гостиницы не является нормативным правовым актом и противоречит ст. 925 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой гостиница отвечает как хранитель за утрату, недостачу или повреждение вещей своих постояльцев, внесенных в гостиницу, без особого о том соглашения с постояльцами.
Представитель гостиницы, в свою очередь сослался на п. 37 Правил проживания в гостиницах города, утвержденных главой администрации города, в котором сказано, что гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение.
Какое решение должен принять суд?
Задание 21:
Горбунова опоздала на автобус и вынуждена была остановить попутную машину, чтобы быстрее добраться до города. Водитель Сидоров согласился довезти ее до города за 500 рублей. Горбунова согласилась и сразу же отдала деньги Сидорову. На скользкой дороге Сидоров не справился с управлением и совершил столкновение с впереди идущим автомобилем. Водители автомобилей вызвали сотрудников ГИБДД. Горбунова не смогла ждать и вынуждена была потребовать у Сидорова деньги назад, чтобы «поймать» другую машину и заплатить водителю. Однако Сидоров отдавать всю сумму отказался, мотивируя тем, что до города остается только пара километром, и он практически довез Горбунову до пункта назначения.
Возникли ли между Горбуновой и Сидоровым правоотношения? Кто прав в данной ситуации? Дайте мотивированный ответ.
Задание 22:
Согласно положению кредитного договора гражданина Семенова с финансовой организацией «Деньги в долг», заемщик должен был вносить платеж по кредиту не позднее 1 числа каждого месяца. Вначале 2017 года Семенов внес платеж на счет организации 9 января. Впоследствии в качестве санкции за несвоевременное внесение платежа финансовая организация «Деньги в долг» начислила пени за 9 дней прострочки и обязала Семенова выплатить эту сумму вместе со следующим платежом по кредиту. Семенов не согласился с этим решением, мотивируя тем, что 1 января 2017 года было нерабочим праздничным днем. Такими днями были и все дни вплоть до 8 января включительно.
Кто прав в данной ситуации? Дайте мотивированный ответ.
Задание 23:
Определите вид перечисленных ниже юридических лиц, заполнив таблицу.
Коммерческие организации | Некоммерческие организации |
1. 2. И т.д. | 1. 2. И т.д. |
Примеры юридических лиц: общество с ограниченной ответственностью; религиозная организация; фонд; адвокатская палата; крестьянское фермерское хозяйство; полное товарищество; товарищество собственников жилья; государственное унитарное предприятие; потребительский кооператив; акционерное общество; общественная организация; производственный кооператив; муниципальное учреждение.
Задание 24:
Жительница деревни Морозова в связи с отъездом на длительное время в город передала своей соседке Сахаровой на время своего отсутствия в пользование корову, оговорив, что та должна за ней ухаживать и содержать. Все молоко и вырученные за него на рынке деньги Сахарова будет брать себе. Во время действия договора корова отелилась. Соседка решила оставить теленка себе. Вернувшись в деревню, Морозова потребовал возврата коровы и теленка, заявив, что теленок также является ее собственностью, а полученное от коровы молоко и деньги от его продажи - достаточная компенсация Сахаровой за содержание коровы.
Как должен быть разрешен возникший спор?
Задание 25:
Сопоставьте перечисленные ниже ситуации и способы защиты права собственности:
Ситуации:
1. Волков обнаружил перед дверями своего гаража, в котором находился его автомобиль, сложенные бетонные плиты, которые были приготовлены для строительства гаража на соседней территории. Подойти к дверям и открыть их плиты мешали. Хозяин строящегося гаража отказывался убрать плиты до того момента, пока они не понадобятся на строительстве. Волков подал иск в суд.
2. Гришин оставил велосипед у магазина и пошел за покупками. Когда он вышел, то велосипеда не обнаружил. Спустя несколько дней он увидел на улице подростка, который катался на его велосипеде. Гришин остановил его и попытался забрать велосипед. Подросток отказывался его отдавать, утверждая, что этот велосипед ему подарил друг, который, в свою очередь, нашел велосипед бесхозяйным на улице. У Гришина имелись документы, подтверждающие его право собственности на велосипед, и он подал иск в суд.
3. Воронов узнал от друзей, что в одной из деревень находится старый дом, в котором уже много лет никто не живет и за которым никто не ухаживает. Он приехал в эту деревню, узнал, что дом, действительно, никому не принадлежит. В сельсовете эту информацию подтвердили. Воронов решил поселиться в этом доме, отремонтировал его, восстановил электроснабжение дома, провел газ, очистил от зарослей участок, на котором был расположен дом, посадил сад. Воронов с семьей в течение 15 лет пользовались домом и участком, приезжали туда на выходные и жили летом в отпуске. Спустя 15 лет Воронов решил зарегистрировать свое право собственности на дом и участок. Первоначально он подал соответствующий иск в суд.
Способы защиты права собственности:
А. Иск о признании права собственности.
Б. Негаторный иск.
В. Виндикационный иск.
Задание 26.
Ситуация: Гражданин Рокотов, признанный судом недееспособным, приобрел в магазине спортивных товаров велотренажер. Через месяц, его опекун Соколов, узнав стоимость тренажера, счел эту покупку слишком дорогой для бюджета Рокотова и решил вернуть тренажер в магазин. Магазин отказался принимать товар, потому что велотренажер исправен, покупатель уже пользовался им, и с момента покупки прошел месяц. Соколов требовал вернуть ему деньги, мотивируя тем, что покупал тренажер Рокотов, признанный недееспособным, а, значит, эта сделка ничтожна.
Кто прав в данной ситуации? Какое решение должен принять суд? Изменится ли решение, если в процессе разбирательства выяснится, что тренажер необходим Рокотову, так как по состоянию здоровья ему необходимы кардиотренировки на велотренажере?
Задание 27:
Ситуация: Фирма по озеленению «Флора» по договору подряда должна была выполнить озеленение территории на главной улице города в течение мая 2017 г. К 1 июня было выполнена большая часть работ. Затем по неизвестным причинам работы были прекращены. Администрация города взыскала с фирмы «Флора» неустойку за несвоевременное исполнение обязательства и потребовала завершит работы по озеленению. Однако руководство «Флоры» отклонило это требование на том основании, что за невыполнение обязательства в срок уже понесло наказание в виде уплаты неустойки.
Обоснованы ли возражения фирмы «Флора»? Дайте мотивированный ответ.
Задание 28:
Ситуация: ООО «Деревообработка» заключило договор поставки пиломатериалов с государственным унитарным предприятием (ГУП) «Лес». В соответствии с этим договором ООО «Деревообработка» перечислю ГУП «Лес» полную стоимость пиломатериалов. В установленный срок пиломатериалы не были поставлены. ООО «Деревообработка» предъявило иск к ГУП «Лес» о возврате перечисленной суммы денег, уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещении убытков, понесенных обществом в результате уплаты своим контрагентам неустойки за недопоставку столярных изделий, которые общество должно было изготовить из неполученных пиломатериалов.
Подлежат ли удовлетворению требования ООО «Деревообработка» к ГУП «Лес»? Изменится ли решение, если будет установлено, что заготовленные для поставки пиломатериалы были уничтожены в результате пожара?
Задание 29:
Ситуация: Коллекционер Артемьев предложил владельцу картинной галереи Прокофьеву приобрести у него картину известного художника, направив в адрес Прокофьева письмо по электронной почте и указав в нем стоимость картины. Прокофьев выразил свое согласие на приобретение картины на данных условиях и отправил ему ответ также на электронный адрес. Через несколько дней Артемьев вновь отправил Прокофьеву письмо, в котором сообщал, что готов продать картину, но уже по цене на 20 процентов выше, нежели цена, указанная сначала. Прокофьев не согласился с ним, отметив, что, по его мнению, договор между ними уже был заколочен на условиях, содержащихся в его первом электронном сообщении, которое должно считаться акцептом.
Чьи действия в данном случае можно рассматривать как оферту или акцепт? Был ли заключен договор? Кто прав в данной ситуации?
Задание 30:
Ситуация: Ерохин двигался на своем автомобиле по дороге во дворе жилого дома, соблюдая установленный скоростной режим. Вдруг, на дорогу выкатился мяч, а вслед за ним на проезжую часть выбежал ребенок. Ерохин резко затормозил, но не успел полностью остановить автомобиль. Произошло столкновение ребенка с автомобилем. Так как удар был не сильным, то ребенок, практически не пострадал – он получил несколько ушибов, сильно испугался и громко плакал. Впоследствии родители ребенка подали иск в суд о взыскании с Ерохина средств на лечение ушибов и компенсации морально вреда, причиненного их семилетнему сыну в результате столкновения с автомобилем Ерохина.
Правомерны ли требования родителей мальчика? Какое решение примет суд?
Задание 31:
Ситуация: Индивидуальный предприниматель заключил соглашения: с Лисицыным - о выполнении им обязанностей охранника членов семьи предпринимателя, а с Медведевым - о выполнении обязанностей вахтера.
В какие правоотношения с индивидуальным предпринимателем вступили Лисицын и Медведев? Дайте мотивированный ответ.
Задание 32:
Ситуация: В Драматическом театре при подготовке спектакля в качестве артистов потребовалось обязательное участие Семена (10 лет) и Анны (14 лет).
Вправе ли театр привлекать этих детей для игры в спектакле? Дайте мотивированный ответ.
Задание 33:
Ситуация: Перова, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обратилась в службу занятости с просьбой признать ее безработной и предоставить возможность получить переквалификацию или повышение квалификации.
Какое заключение юрисконсульта службы занятости?
Задание 34:
Ситуация: На частном предприятии «Горизонт» нет коллективного договора. На требование работников заключить такой договор, директор предприятия заявил, что коллективный договор не может быть заключен из-за отсутствия на предприятии профсоюзной организации.
Правомерно ли заявление директора предприятия? Кто может быть сторонами коллективного договора? Предусмотрена ли ответственность за уклонение от заключения трудового договора?
Задание 35:
Ситуация: На собеседовании при приеме на работу от гражданина потребовали паспорт, трудовую книжку, характеристику с последнего места работы, копию документа о высшем образовании, справку с места жительства, справку из налоговой инспекции об имущественном положении. Гражданин обратился за консультацией к юристу.
Какое заключение даст юрист? Укажите способы проверки деловых качеств работника при приеме на работу.
Задание 36:
Ситуация: При приеме на работу заместителю директора научно- исследовательского института Иванченко был установлен ненормированный рабочий день с установлением ежеквартальных премий в размере среднего заработка. Однако Иванченко настаивал также на установлении дополнительного трехдневного отпуска за работу с ненормированным рабочим днем.
Правомерны ли требования Иванченко? Дайте мотивированный ответ.
Задание 37:
Ситуация: В трудовые договоры работникам организации включено условие о том, что работодатель имеет право изменять оклад в зависимости от уровня производительности труда работника. После того, как Соловьеву выплатили 45% от суммы, указанной в трудовом договоре, он обратился за разъяснением в государственную инспекцию труда.
Правомерны ли действия работодателя? Какое решение должен принять государственный инспектор труда?
Задание 38:
Ситуация. Водитель-экспедитор Ивашов получил по накладной лекарственные препараты. Остановившись у аптеки, куда он и должен был привести товар, он пошел относить документы фармацевту, пробыв в аптеке 15 минут. Вернувшись к машине, он обнаружил, что почти все лекарственные средства из автомобиля похищены. Работодатель подал в суд исковое заявление о привлечении Ивашева к полной материальной ответственности. Ответчик свою вину отрицал, заявив, что работодатель не обеспечил ему надлежащие условия труда, так как фургон автомобиля «Газель», на котором он перевозил препараты, не закрывался на замок.
Кто прав данной ситуации? Какое решение примет суд?
Задание 39:
Ситуация. При проведении проверки по охране труда на мебельной фабрике государственный инспектор обнаружил, что отсутствуют журналы проведения инструктажей по охране труда. От работодателя были потребованы письменные объяснения и сдача экзамена по охране труда. Работодатель заявил, что инспектор вышел за пределы своих полномочий.
Кто прав в данной ситуации?
Задание 40:
Ситуация. На складе канцтоваров возник пожар. На призыв директора спасать имущество кладовщик Малышев ответил отказом, в связи с чем и был уволен за утрату доверия.
Правомерны ли действия работника и работодателя? В каком порядке работник может оспорить решение работодателя?
Шкала оценивания.По итогам экзамена студенту выставляется следующая оценка (балл): «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения является составной частью системы управления качеством подготовки выпускников института.
Таблица 2
Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки
Общее количество набранных баллов – рейтинговый балл | Академическая оценка | |
85-100 | зачтено | отлично |
70-85 | хорошо | |
50-69 | удовлетворительно | |
0-49 | не зачтено | неудовлетворительно |
Таблица 3
Бальная оценка ответов на экзамене/зачете
Вопрос (задание) в билете | Количество баллов на зачете/экзамене | Вопрос (задание) в билете | Количество баллов на зачете/экзамене | ||||||||||
3* | |||||||||||||
минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум |
* практико-ориентированное задание, требующее демонстрации уровня владения умениями/навыками.
Методические материалы
Результаты текущей и промежуточной аттестации по дисциплине выступают в качестве показателей освоения компетенций, закреплённых за дисциплиной в учебном плане, в части, соответствующей отраженным в рабочей программе дисциплины (РПД) темам и видам занятий.
Такими показателями являются:
- знание основных понятий и категорий правоведения;
- знание системы российского права и правоприменения;
- знание основ теории права, конституционного, гражданского и трудового права;
- знание основных нормативных правовых актов применительно к сфере профессиональной деятельности;
- способность оперировать юридическими понятиями и категориями;
- способность ориентироваться в системе нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
- способность анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- способность реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;
- навык использования юридической терминологии и толкования норм права;
- навык поиска и применения необходимой правовой информации.
Основным критерием оценивания является соответствие уровня знаний, умений и навыков требованиям ФГОС и содержанию РПД.
Фонд оценочных средств представлен базой заданий в форме вопросов (тем) для опроса, заданий в тестовой форме, задач, перечнем тем для написания реферата. При оценивании могут использоваться как традиционные средства (письменная работа, собеседование), так и средства информационных технологий.
При проведении опроса (устного или письменного) оценки выставляются исходя из следующих критериев:
Критерии оценки ответов студентов на тестовые задания:
Таблица 4
Количество правильных ответов | Оценка (баллы) |
90% и более | «отлично» |
71% -89 % | «хорошо» |
50%-69% | «удовлетворительно» |
менее 50% | «неудовлетворительно» |
Критерии оценки реферата:
Оценка «зачтено». Тема реферата раскрыта полно, логично и последовательно. При написании автор использовал достаточное количество (не менее 10) источников, среди которых имеются нормативные правовые акты, учебники, учебные пособия, научные статьи и проч. В работе имеются ссылки (сноски) на цитируемые источники. Реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. В его структуре имеются все необходимые части: титульный лист, содержание, введение, основная часть (3-4 параграфа), заключение и библиографический список. Допускаются незначительные неточности содержания и незначительные отклонения в последовательности изложения материала и оформлении текста реферата.
Оценка «не зачтено». Тема реферата раскрыта не полностью, не логично и не последовательно. При написании автор использовал недостаточное количество источников. В работе отсутствуют ссылки (сноски) на цитируемые источники. Оформление текста реферат не соответствует предъявляемым требованиям. В его структуре имеются не все необходимые части. Имеются значительные неточности содержания. Текст реферата полностью заимствован (например, из интернет-источников).
Оценка «не зачтено» может быть выставлена как при наличии всех или нескольких вышеперечисленных существенных недостатков, так и при наличии одного из них.
Критерии оценки ответов студентов на экзамене и при проведении опроса:
Оценка «отлично». Ответы на вопросы билета и вопросы, заданные преподавателем изложены полно, логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Достаточно полно раскрыты причинно-следственные связи между явлениями, событиями и процессами. Показано умение анализировать материал, сделаны обоснованные выводы. Показаны глубокие знания основ теории права, конституционного, гражданского и трудового права, а также базовых нормативных правовых актов данных отраслей права. Даны ответы на все дополнительные вопросы. Соблюдены нормы литературной речи.
Оценка «хорошо». Ответы на вопросы билета и вопросы, заданные преподавателем изложены достаточно полно систематизировано и последовательно. Раскрыты причинно-следственные связи между явлениями, событиями и процессами. Показано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Показаны уверенные знания основ теории права, конституционного, гражданского и трудового права, а также базовых нормативно-правовых актов данных отраслей права. Имеются незначительные неточности в ответах на вопросы. Даны ответы на большинство дополнительных вопросов. Соблюдены нормы литературной речи.
Оценка «удовлетворительно». Допущены нарушения в последовательности изложения ответов на вопросы билета и вопросы, заданные преподавателем. Материал изложен неуверенно. Не в полной мере раскрыты причинно-следственные связи между явлениями, событиями и процессами. Знания основ теории права, конституционного, гражданского и трудового права, а также базовых нормативно-правовых актов данных отраслей права носят поверхностных характер. Имеются существенные неточности в ответах на вопросы и затруднения с выводами. Даны ответы на отдельные дополнительные вопросы. Допущены нарушения норм литературной речи.
Оценка «неудовлетворительно». Материал изложен непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрыты причинно-следственные связи между явлениями, событиями и процессами. Знания основ теории права, конституционного, гражданского и трудового права, а также базовых нормативно-правовых актов данных отраслей минимальны; имеются значительные пробелы в знаниях. Отсутствует умение анализировать материал и делать выводы. Не даны ответы ни на один дополнительные вопрос. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.