Тема № 9. Основы процессуального права
План
1. Предмет и система науки процессуального права.
2. Принципы гражданского процессуального права.
3. Процессуальные правоотношения и их субъекты.
4. Иск, процессуальные сроки, судебное разбирательство.
Цель закрепление основных понятий и содержания процессуального права.
Контрольные вопросы
1. Назовите признаки возбуждения уголовного дела, выделяющие его в самостоятельную стадию судопроизводства.
2. Каково значение стадии возбуждения уголовного дела для установления обстоятельств совершенного преступления.
3. Назовите участников процесса, наделенных правом возбуждать уголовные дела.
4. Назовите юридические основания привлечения лица в качестве обвиняемого.
5. Отличие следователя от дознавателя.
Глоссарий
Следователь, дознаватель, участники процесса, уголовное дело, судопроизводство.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Литература
1.Конституция РК от 30.08.1995г. (с дополнениями и изменениями от 2011г.).
2.Закон Республики Казахстан «О судебной экспертизе».
3.Закон Республики Казахстан «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном
процессе».
4.Постановление Пленума Верховного суда РК от 9 июля 1999 года «О практике применения
законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов,
ведущих уголовный процесс».
5. Толеубекова Б.Х., Кансалямов К.Ж., Шнарбаев Б.К., Бекшов Д.К.. Уголовно-процессуальное право РК. – Алматы: Данекер, 2001.
6. Устимович К.Л. Уголовно-процессуальное право РК – Алматы: Данекер, 2001
7. Арсентьев О.В. Гражданско-процессуальное право Казахстана (курс лекций). – Челябинск – 2000.
8..Борисова Е.А. Апелляция в гражданском процессе. – А.: Данекер, 2000.
9.Жуйков В.М. Судебная защита прав и граждан и юридических лиц. – А.Данекер, 2001.
10.Треушников М.К. Хрестоматия по гражданскому процессу. – М: Юридическое бюро «Городец», 2000.
Тема № 10. Основы международного права.
План
1. Понятие и признаки международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и нормы.
Цель закрепление теоретических знаний по международному праву, формирование профессиональных навыков участия в дискуссии по решению правовых проблем, активизация творческого мышления.
Контрольные вопросы
1. Понятие международного права
2. Признаки международного права
3. Цели международного права
4. Понятие “жесткие” и “мягкие” нормы МПП
5. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
6. Принцип нерушимости границ
Глоссарий
Понятие международного права, принципы международного права, источники международного права, цели международного права.
Задачи
Задача 1.В конце XII века (1170-1200 гг.) магистр Алдрик писал: «Если у одного судьи спорят между собой люди различных провинций, имеющих различные обычаи, спрашивается, обычаем какой провинции должен руководствоваться судья?» Ответ: «Судья должен применять право, которое он считает лучшим и более полезным; он должен, однако, судить, как ему кажется лучше».
Какие начала коллизионного регулирования сформулированы в данном высказывании? Может ли современный судья руководствоваться идеями, положенными в основу данного мнения?
Задача 2. Французский держатель акций получает доход, находясь в США. По французскому праву гражданин Франции должен платить налог на данный доход во Франции. По американскому праву резидент США должен платить налог в США.
Есть ли здесь конфликт законов, и если да, то как он должен быть решен?
Задача 3. Немецкий суд при рассмотрении вопроса о предварительном возмещении супругами судебных расходов, который должен быть решен в соответствии с турецким правом, установил, что этот вопрос не решается ни турецким правом, ни турецкой практикой. Тогда суд обратился к швейцарской практике, учитывая то, что швейцарский Гражданский кодекс послужил моделью для турецкого законодательства.
Разделяете ли Вы позицию немецкого суда?
Литература
1. Конституция РК от 30.08.1995г. Алматы, 2011г.
2. Беляева Н.Г. «Международное право». М.,2006г.
3.Вылегжанин А.Н. «Международное право».М., 2011г.
4.Дмитриева Г.К. «Международное частное право». М.,2000г.