ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Обязательственное право
Глава первая. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие обязательственного права
Римское обязательственное право — самое значительное и совершенное правовое наследие Рима и "точная разработка всех существующий отношений между обычными собственниками товаров: купли и продажи, услуг, займа, соглашений и других обязательств" (308). Именно благодаря этим качествам римское обязательственное право, в несколько измененной и дополненной форме, было включено во французский гражданский кодекс (Code civil) и в другие буржуазные законодательства континентального типа.
Римское обязательственное право являлось частью имущественного права (jus quod ad res pertinet) с действием inter vivos. В этом смысле обязательственное право не отличалось от права на вещи, которое также являлось частью имущественного права с действием inter vivos. Во всем другом обязательственное и вещное право существенно отличались друг от друга.
Право на вещи представляло собой собрание правовых норм, устанавливающих постоянные правомочия носителей права непосредственно и в своих интересах полностью или частично пользоваться вещами, а все другие лица были обязаны не препятствовать им в этом (действие egra omnes, исключительность права на вещи, обязательство пассивности). Обязательственное право представляло собой собрание правил, по которым устанавливались права определенных субъектов, называемых кредиторами, требовать от строго определенных лиц, называемых должниками, определенных действий, которые в конечном итоги имели имущественную природу.
На основании предписаний древнего права устанавливалась непосредственная власть носителей вещно-правовых правомочий над вещами, а так как при этом существовали и обязательства всех других лиц почитать эту власть, в вещно-правовых отношениях устанавливалась и опосредованная власть над этими лицами. Между тем, эта власть была пассивной: правомочное лицо могло требовать от любого не препятствовать ему в использовании предмета вещно-правовых отношений, но не имело возможности требовать от кого бы то ни было активного содействия по осуществлению своих правомочий.
Напротив, предписания обязательственного права имели другое предназначение. На основании этих предписаний устанавливалась активная власть кредитора над должником: кредиторы обладали имущественными правами по отношению к должникам, а последние — по отношению к кредиторам — имущественными обязанностями. Это право кредиторов требовать имущественные ценности от должников было jus in persona, т. е. оно устанавливалось между точно определенными лицами, вступающими между собой в правовые отношения, особым образом (по соглашению, путем деликта и разными другими способами). Это свойство обязательственного права применяться по отношению к точно определенными лицам или сторонам, обозначалось как действие inter partes. Согласно этому принципу, обязательственное право являлось правом, регулирующим имущественные отношения как inter vivos, отношения, действующие inter partes, проявляющиеся активно как jus in persona или как право кредиторов требовать исполнения имущественных обязательств от строго определенных лиц, или должников. Иными словами, обязательственное право представляло собой собрание правил, по которым регулировались отношения между кредиторами, правомочными требовать исполнения имущественных обязательств, и должниками, обязанными выполнять эти требования.
Обязательственные отношения
До постклассического права не существовало определения обязательственных отношений. Римские юристы предпочитали казуистически перечислять и обрабатывать случаи обязательств. (309) Только компиляторы Юстиниана отступили от такого способа рассмотрения, и в Институциях дали определение обязательств: "Оbligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicuis solvendae rei secundum nostrae civitatis jura" — "обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства". (310) Кроме того, в Дигестах Юстиниана сохранено и определение содержания обязательственных отношений, приписываемое известному юристу Павлу: "Obligationum substantia non in eo consistit, ut aliquod corpus nostrum aut servitutem nostram faciat, sed ut alium nobis obstringat ad dandum aliquid vel faciendum vel praestandum" — "сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать какой-нибудь предмет или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал, или предоставил" (311).
Из приведенных определений обязательственных отношений, сохранившихся в Юстиниановой кодификации, следует: а) обязательственные отношения существовали лишь между двумя сторонами: между кредитором (reus credendi, reus stipulandi, creditor) и должником (reus debendi, reus promittendi, debitor); б) на основании этих отношений кредитор получал имущественное право требовать от должника, чтобы он что-нибудь дал (dare), что-нибудь сделал (facere) или что-нибудь предоставил (praestare) (312); в) должник должен был, под угрозой экономических санкций, выполнить требование кредитора. Иными словами, римские юристы определяли обязательственные отношения как имущественные отношения между кредитором, уполномоченным требовать какое-либо dare, facere или praestare, и должником, который под угрозой санкций обязательственного права должен был выполнить требование кредитора.
Обязательственные отношения между кредитором и должником, на основании которых кредитор был правомочен, а должник обязан к какому-либо dare, facere или praestare, должны были основываться на некоем право-релевантном факте, который согласно правовым предписаниям служил причиной установления или источником обязательственных отношений. Чаще всего право-релевантными фактами, служащими источниками обязательств были соглашения и деликты. Кроме них, основными источниками обязательственных отношений римское право признавало и многие другие факты, имеющие то же действие и называемые variae causarum figurae.
Обязательственные отношения устанавливались, только когда субъекты обязательства правовым образом вступали в отношения по поводу предмета обязательственной природы — какого-либо dare, facere или praestare. Установленные обязательственные отношения представляли собой jus in persona, т. е. давали правомочия кредитору лично требовать от должника определенного имущественного исполнения; эти отношения были относительными, так как имели силу лишь между кредитором и должником — действовали только inter partes.
Глава вторая. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ