Тема: Правила, средства и приемы нормотворческой техники в цивилистическом процессе.
1. Правовой мониторинг и правовое прогнозирование как необходимые предварительные этапы нормотворческой деятельности в цивилистическом процессе. Содержание данных этапов.
2. Правила обеспечения логики права. Общие и специфические логические правила, определяющие нормотворческую деятельность в сфере цивилистического процесса.
3. Требования, предьявляемые к содержанию норм гражданского процессуального права.
4. Правила, определяющие внутреннюю форму нормативного акта, регулирующего отправление правосудия по гражданским делам.
5. Виды правовых норм, используемых в правовом регулировании цивилистического процесса. Юридические принципы.
6. Структура норм гражданского процессуального права.
7. Порядок формулирования содержания правил. Юридические конструкции.
8. Способы изложения гражданских процессуальных норм в тексте нормативного акта.
9. Правовые аксиомы, презумпции и фикции в цивилистическом процессе.
Задания для подготовки к практическому занятию:
· подготовка к проведению мини-круглого стола на тему «Современная реформа цивилистического процесса: вопросы обоснованности и своевременности».
· Подготовка электронных презентаций на темы: «Соблюдение логических правил в гражданском процессуальном законодательстве», «Качество и эффективность гражданского процессуального законодательства», «Формы правового мониторинга в цивилистическом процессе», «Критерии эффективности нормотворчества в сфере гражданского процесса»; «Учет постановлений Конституционного Суда РФ и судебной практики в нормотворческой деятельности в сфере цивилистического процесса; «Техника формирования принципов гражданского процессуального права», «Цели гражданского и арбитражного судопроизводства и правовые фикции», «Санкции в гражданском процессуальном праве».
· Подготовка к дискуссии на тему: «Заимствование норм иностранного права в цивилистическом процессе».
· Выполнение творческих заданий:
a) Проанализировать действующее процессуальное законодательство, выявить проблемы правового регулирования и попытаться обосновать необходимость внесения изменений.
b) Проанализировать действующее гражданское процессуальное законодательство на момент соблюдения правовой логики.
c) Ознакомиться с Концепцией Единого процессуального кодекса и оценить ее с точки зрения соблюдения требований, предъявляемых к структуре и содержанию концепции законопроекта.
3.5. Самостоятельная работа студента
Виды самостоятельной работы:
· решение предложенных задач;
· поиск и изучение нормативных правовых актов с использованием сети интернет и справочных правовых систем;
· поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;
· подготовка сообщений и электронных презентаций по определенной проблеме
· проектная работа
· и др.
Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов по отдельным разделам и темам курса:
Раздел 1
Темы № 1-2, 4:
Учитывая, что по данным темам практические занятия не проводятся, на студента возлагается большой объем самостоятельной работы по изучению и освоению вопросов, обозначенных программой курса. В частности самостоятельная работа магистранта направлена на
· поиск и изучение необходимой литературы;
· составление аннотированных каталогов литературных источников, необходимых для успешного освоения дисциплины;
· подбор нормативных актов, иллюстрирующих изучаемый теоретический материал;
· знакомство с повесткой работы законодательного органа, изучение находящихся на его рассмотрении законопроектов
Тема №3:
· Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении основной и дополнительной литературы, по вопросам, выносимым на практическое занятие
· Подготовке электронных презентаций
· В выполнении творческих заданий
Раздел II
Самостоятельная работа магистранта при изучении тем данного раздела направлена в первую очередь на изучение и анализ действующего гражданского процессуального законодательства, законопроектов, и выявление специфики применяемых правил, средств, приемов нормотворческой техники в цивилистическом процессе.
Тема №5
· Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении основной и дополнительной литературы,
· Подготовке к мини круглому столу
· Подготовке к дискуссии
· выполнении творческих заданий
Тема №6
· Самостоятельная работа магистранта включает подбор и изучение соответствующей тематике практического занятия научной литературы
· Подготовку сообщений и электронных презентаций по тематике семинара
· решение задач по заданию преподавателя
· подготовку к дискуссии
· подготовку к мини круглому столу
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:
· самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;
· изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы с составлением аннотированных каталогов, обзоров периодической литературы, каталогов интернет-ресурсов по отдельным проблемам курса;
· изучение нормативных правовых актов и судебной практики;
· подготовка рефератов, сообщений и электронных презентаций по темам, указанным в заданиях для подготовки к практическим занятиям, и иным темам, согласованным с преподавателем;
· подготовка к мини круглому столу, дискуссиям по темам, указанным в заданиях для подготовки к практическим занятиям;
· выполнение творческих заданий, рекомендованных в качестве подготовки к практическим занятиям, и иных заданий, согласованных с преподавателем;
· подготовка к практическим занятиям в соответствии с тематическим планом и рекомендованными заданиями с составлением конспектов.
Образовательные технологии
Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, является семинар. При проведении практических занятий по дисциплине «Нормотворческая техника в цивилистическом процессе» могут использоваться как традиционные, так и интерактивные методики (образовательные технологии), в частности:
· разбор конкретных ситуаций,
· «мозговые» штурмы,
· Творческие (проблемные) задания
· Работа в малых группах,
· Мини-коллоквиумы
· Круглые столы и дискуссии
· И др.
С целью развития профессиональных навыков обучающегося активные формы занятий должны использоваться в сочетании с внеаудиторной работой.
В рамках учебного курса «Нормотворческая техника в цивилистическом процессе» предусмотрены встречи с представителями законодательного органа и «круглые» столы с представителями науки гражданского процессуального права и практикующими юристами по проблемным вопросам нормотворческой деятельности в цивилистическом процессе.
Для очной формы обучения
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
I | Лекции Тема лекции:«Нормотворческая техника как вид юридической техники» | Лекция презентация с элементами дискуссии | |
Практические занятия Раздел 1. Общие вопросы нормотворческой техники Раздел 2. Особенности нормотворческой техники в цивилистическом процессе | ü «мозговые» штурмы, ü Творческие (проблемные) задания ü Работа в малых группах ü Разбор конкретных ситуаций ü «мозговые» штурмы, ü Творческие (проблемные) задания ü Работа в малых группах ü Разбор конкретных ситуаций | ||
Итого: |