Тема: Правила, средства и приемы нормотворческой техники в цивилистическом процессе.

1. Правовой мониторинг и правовое прогнозирование как необходимые предварительные этапы нормотворческой деятельности в цивилистическом процессе. Содержание данных этапов.

2. Правила обеспечения логики права. Общие и специфические логические правила, определяющие нормотворческую деятельность в сфере цивилистического процесса.

3. Требования, предьявляемые к содержанию норм гражданского процессуального права.

4. Правила, определяющие внутреннюю форму нормативного акта, регулирующего отправление правосудия по гражданским делам.

5. Виды правовых норм, используемых в правовом регулировании цивилистического процесса. Юридические принципы.

6. Структура норм гражданского процессуального права.

7. Порядок формулирования содержания правил. Юридические конструкции.

8. Способы изложения гражданских процессуальных норм в тексте нормативного акта.

9. Правовые аксиомы, презумпции и фикции в цивилистическом процессе.

Задания для подготовки к практическому занятию:

· подготовка к проведению мини-круглого стола на тему «Современная реформа цивилистического процесса: вопросы обоснованности и своевременности».

· Подготовка электронных презентаций на темы: «Соблюдение логических правил в гражданском процессуальном законодательстве», «Качество и эффективность гражданского процессуального законодательства», «Формы правового мониторинга в цивилистическом процессе», «Критерии эффективности нормотворчества в сфере гражданского процесса»; «Учет постановлений Конституционного Суда РФ и судебной практики в нормотворческой деятельности в сфере цивилистического процесса; «Техника формирования принципов гражданского процессуального права», «Цели гражданского и арбитражного судопроизводства и правовые фикции», «Санкции в гражданском процессуальном праве».

· Подготовка к дискуссии на тему: «Заимствование норм иностранного права в цивилистическом процессе».

· Выполнение творческих заданий:

a) Проанализировать действующее процессуальное законодательство, выявить проблемы правового регулирования и попытаться обосновать необходимость внесения изменений.

b) Проанализировать действующее гражданское процессуальное законодательство на момент соблюдения правовой логики.

c) Ознакомиться с Концепцией Единого процессуального кодекса и оценить ее с точки зрения соблюдения требований, предъявляемых к структуре и содержанию концепции законопроекта.

3.5. Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы:

· решение предложенных задач;

· поиск и изучение нормативных правовых актов с использованием сети интернет и справочных правовых систем;

· поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;

· подготовка сообщений и электронных презентаций по определенной проблеме

· проектная работа

· и др.

Модель (особенности) самостоятельной работы магистрантов по отдельным разделам и темам курса:

Раздел 1

Темы № 1-2, 4:

Учитывая, что по данным темам практические занятия не проводятся, на студента возлагается большой объем самостоятельной работы по изучению и освоению вопросов, обозначенных программой курса. В частности самостоятельная работа магистранта направлена на

· поиск и изучение необходимой литературы;

· составление аннотированных каталогов литературных источников, необходимых для успешного освоения дисциплины;

· подбор нормативных актов, иллюстрирующих изучаемый теоретический материал;

· знакомство с повесткой работы законодательного органа, изучение находящихся на его рассмотрении законопроектов

Тема №3:

· Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении основной и дополнительной литературы, по вопросам, выносимым на практическое занятие

· Подготовке электронных презентаций

· В выполнении творческих заданий

Раздел II

Самостоятельная работа магистранта при изучении тем данного раздела направлена в первую очередь на изучение и анализ действующего гражданского процессуального законодательства, законопроектов, и выявление специфики применяемых правил, средств, приемов нормотворческой техники в цивилистическом процессе.

Тема №5

· Самостоятельная работа магистранта заключается в изучении основной и дополнительной литературы,

· Подготовке к мини круглому столу

· Подготовке к дискуссии

· выполнении творческих заданий

Тема №6

· Самостоятельная работа магистранта включает подбор и изучение соответствующей тематике практического занятия научной литературы

· Подготовку сообщений и электронных презентаций по тематике семинара

· решение задач по заданию преподавателя

· подготовку к дискуссии

· подготовку к мини круглому столу

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:

· самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;

· изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы с составлением аннотированных каталогов, обзоров периодической литературы, каталогов интернет-ресурсов по отдельным проблемам курса;

· изучение нормативных правовых актов и судебной практики;

· подготовка рефератов, сообщений и электронных презентаций по темам, указанным в заданиях для подготовки к практическим занятиям, и иным темам, согласованным с преподавателем;

· подготовка к мини круглому столу, дискуссиям по темам, указанным в заданиях для подготовки к практическим занятиям;

· выполнение творческих заданий, рекомендованных в качестве подготовки к практическим занятиям, и иных заданий, согласованных с преподавателем;

· подготовка к практическим занятиям в соответствии с тематическим планом и рекомендованными заданиями с составлением конспектов.

Образовательные технологии

Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, является семинар. При проведении практических занятий по дисциплине «Нормотворческая техника в цивилистическом процессе» могут использоваться как традиционные, так и интерактивные методики (образовательные технологии), в частности:

· разбор конкретных ситуаций,

· «мозговые» штурмы,

· Творческие (проблемные) задания

· Работа в малых группах,

· Мини-коллоквиумы

· Круглые столы и дискуссии

· И др.

С целью развития профессиональных навыков обучающегося активные формы занятий должны использоваться в сочетании с внеаудиторной работой.

В рамках учебного курса «Нормотворческая техника в цивилистическом процессе» предусмотрены встречи с представителями законодательного органа и «круглые» столы с представителями науки гражданского процессуального права и практикующими юристами по проблемным вопросам нормотворческой деятельности в цивилистическом процессе.

Для очной формы обучения

Семестр Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
I Лекции Тема лекции:«Нормотворческая техника как вид юридической техники»     Лекция презентация с элементами дискуссии    
Практические занятия Раздел 1. Общие вопросы нормотворческой техники Раздел 2. Особенности нормотворческой техники в цивилистическом процессе     ü «мозговые» штурмы, ü Творческие (проблемные) задания ü Работа в малых группах ü Разбор конкретных ситуаций     ü «мозговые» штурмы, ü Творческие (проблемные) задания ü Работа в малых группах ü Разбор конкретных ситуаций        
Итого:

Наши рекомендации