Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное
К 27 пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 274 с.
ISBN 978-5-8397-0892-1
На базе новейших данных отечественной и зарубежной юридической науки в книге изложены основы теории государ-ства и теории правовой системы общества.
Предназначено для студентов, обучающихся по направле-нию 030900.62 Юриспруденция (дисциплина «Теория госу-дарства и права», цикл Б3), очной, очно-заочной форм обуче-ния. Рекомендуется также лицам, самостоятельно изучающим современные проблемы государства и правовой системы обще-ства. Будет полезно учителям и школьникам, студентам не-юридических вузов.
Книга написана В. Н. Карташовым, Заслуженным деяте-лем науки РФ, Почетным работником высшего профессио-нального образования РФ, доктором юридических наук, про-фессором, заведующим кафедрой теории и истории государст-ва и права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, автором около 500 научных и методиче-ских трудов.
УДК 340.12(075.8)
ISBN 978-5-8397-0892-1 ББК Х0я73
© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
В отечественном правоведении фундаментальной наукой (дисци-плиной) одни авторы (Д. А. Керимов, М. Н . Марченко и пр .) считают «Теорию государства и права», другие (Б. А. Страшун, В. Е. Чиркин
и пр.) – «Общую теорию права», третьи (А. В. Поляков, Е. В. Тимо-шина и пр.) – «Энциклопедию права» и т. д. (заметим, кстати, что па-раграфом 15 Общего устава императорских российских университе-тов 18.06.1863 г. вводилась общетеоретическая юридическая дисцип-лина «Энциклопедия права»).
Указанные точки зрения по поводу названия, предмета, структуры
и пр. вопросов фундаментальной науки (учебной дисциплины) требуют уточнений. Так, основные аргументы авторов в пользу изучения госу-дарства и права в качестве единой науки заключаются в том, что эти явления тесно связаны и взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Данный тезис опровергается не только историей развития правовой системы, но и современной наукой и практикой (имеются в виду широкие полномочия по формированию и реализации права у ор-ганов местного самоуправления, других негосударственных субъек-тов). «Однако на факультетах права продолжают формировать – если не сказать деформировать – представление студентов на основе кон-цепции, что право является продолжением государства как единствен-ной, абсолютной, целостной и исключительной суверенной власти», – пишет французский социолог права А.-Ж. Арно1.
Как известно, предмет науки обозначает некоторую целост-ность, выделенную из мира объектов в процессе их познания. Госу-дарство и право представляют собой самостоятельные явления, имеющие собственные закономерности становления, развития, функционирования и с объективной необходимостью требующие изучать их разными науками2.
Действительно, государство – это суверенная организация особой политической власти, внешне выраженная в аппарате управления и принуждения. Оно является центральным элементом (субъектом) по-литической системы. Учение о государстве в этом плане составляет важнейшую часть государствоведения и политологии. В отличие от
1 Arnand A.-J. Enntre modernite et mondialisation. P., 1998.
2 См.: Труды МГЮА. М., 2001. № 7 (см. статьи Е. А. Воротилина, Б. А. Страшуна, В. Е. Чиркина и др.).
указанных наук, вопросы государства в «Теории права и государства» по сути дела дублируются, излагаются примитивно и зачастую с ошиб-ками, которые обусловлены недостаточным знакомством авторов с го-сударственным устройством множества конкретных стран3.
Позитивное правов интегративном его понимании представля-ет собой систему общеобязательных нормативно-правовых предпи-саний (норм и принципов права, легальных дефиниций и других не-стандартных требований), которая отражает (должна отражать) идеи
и состояния свободы и ответственности, справедливости и юриди-ческого равенства, гуманизма и демократизма, личной и обществен-ной безопасности.
Правильно указывает Т. В. Кашанина, что в зарубежных науках «развод» теории государства и теории права уже давно завершился. «Юридические науки (куда включается и теория права) и науки по-литологические (где в качестве разновидности представлена и теория государства), – пишет она, – две самостоятельные группы социаль-ных наук, каждая из которых имеет собственный предмет изучения»4.
Особое внимание хотел бы обратить на следующий архиважней-ший момент. Не требует доказательства либо опровержения тот об-щеизвестный факт, что право – один из главных компонентов право-вой системы общества. В рамках «Теории государства и права», «Эн-циклопедии права» и т. п. изучаются не только собственно право, но
и другие элементы правовой системы (правотворчество и реализация права, юридическая ответственность и т. д.). Поэтому предметом фундаментальной науки (дисциплины) является не только право, но и правовая система общества в целом, ее основные свойства, структу-ры, закономерности возникновения, развития и функционирования. Не замечать этого – значит сознательно либо бессознательно отожде-ствлять право и правовую систему общества. Предмет же науки, ес-тественно, определяет и ее название – «Теория правовой системы общества», а не «Общая теория права» либо «Энциклопедия права».
«Теория права» (точно так же, как и «теория правосознания», «теория правоприменительной практики» и пр. юридические теории) является лишь частью «Теории правовой системы общества». Если учесть все более заметную дифференциацию юридических дисцип-лин, то мы увидим, что недалеко то время, когда в качестве относи-
3 См.: Труды МГЮА. С. 100, 102.
4 Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2007. С. 20.
тельно самостоятельных наук будут рассматриваться и уже рассмат-риваются «Юридическая техника», «Юридическая технология», «Теория правовой культуры» и др.
Такой подход к фундаментальной юридической науке позволит, во-первых, уже в самом названии правильно отразить ее предмет; во-вторых, более грамотно определить основные направления и объекты общетеоретических исследований; в-третьих, преодолеть этатистский подход при изучении не только права, но и других правовых феноме-нов. Анализ современных трудов показывает, что при изучении лю-бого юридического явления большинство авторов пытаются связать его (явление) с государством даже в тех случаях, когда этих связей нет в действительности. Все это свидетельствует об отрицательных последствиях этатистского подхода в юриспруденции, а также о том, что правовая система общества очень длительное время изучалась в границах «единой многопредметной» науки – «Общей теории госу-дарства и права», куда включались «Общая теория государства», «Общая теория права», «Общая теория юридической практики» и «Общая теория правосознания».
В рамках «Теории правовой системы общества» не отвергается тесная связь государственных и правовых процессов. Наоборот, при исследовании взаимодействия политической и правовой систем дос-таточно обстоятельно рассматривается роль государства в граждан-ском обществе. Государство выступает в качестве важнейшего субъ-екта права, юридической практики, правоотношений, что находит от-ражение при исследовании соответствующих тем.
Являясь фундаментальной юридической дисциплиной, «Теория правовой системы общества» должна выполнять интегративную и методологическую роль в правоведении. Она призвана изучать пра-вовой опыт различных стран. Общетеоретический подход требует выяснения социально-правовых закономерностей и объективных связей, присущих любым правовым системам, независимо от их ис-торического и социального типа . Естественно, что выделение общих черт (структурных элементов и тенденций развития) позволяет бо-лее четко показать многообразие и особенности, присущие тем или иным правовым семьям ( романо-германской, скандинавской и пр.), национальным правовым системам (России, Франции и пр.), кон-кретным правовым явлениям.
Данный подход в юридической науке должен находить отраже-ние и в современной учебной литературе (учебниках, учебных посо-биях, курсах лекций). Безусловно, что Госстандарт по специальности «Юриспруденция» в данном плане нужно коренным образом менять. И чем быстрее это будет сделано, тем более качественным и эффек-тивным станет юридическое образование в стране.
Однако, учитывая тот факт, что указанный Госстандарт предпо-лагает изучение в вузах «Теории государства и права», я счел необ-ходимым рассмотреть теорию государства, теорию права и другие учения, составляющие теорию правовой системы общества в целом, более или менее традиционно, по «старинке» – в рамках единой нау-ки, но с учетом новых концептуальных подходов ко всем юридиче-ским явлениям, процессам и состояниям.
В работе использованы современные данные отечественной и за-рубежной юридической науки. Основу отдельных глав составляют в кратком изложении материалы авторского курса лекций «Введение в общую теорию правовой системы общества» (Ярославль, 1995–2004. Части 1–10), учебного пособия объемом более 60 печатных листов «Теория правовой системы общества» (Ярославль, 2005–2006. Т. 1–2), другие учебные пособия, учебники, монографии и научные статьи, ко-торые могут быть полезны для более углубленного изучения права, правосознания, юридической практики и других актуальных проблем.
Автор должен предупредить читателя , что почти во всех главах книги отражается его личная точка зрения по тому или иному вопро-су. Поэтому каждому студенту необходимо иметь у себя дополни-тельно учебник, в котором бы излагались общепризнанные взгляды на соответствующие проблемы. Перечень указанных учебников и учебных пособий приводится в конце данной книги.
Автор выражает благодарность и признательность рецензентам, которые сформулировали ряд ценных рекомендаций по совершенст-вованию отдельных частей работы, а также А. С. Климовой за по-мощь в техническом оформлении рукописи.
Буду признателен всем, кто выскажет пожелания и замечания по поводу структуры учебного пособия, его содержания, формы и стиля изложения материала.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ
ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Понятие юридической науки
Юридическая наукапредставляет собой такуюсферу человече-
ской деятельности, которая направлена на выработку, системати-зацию, хранение и трансляцию достоверных и аргументированных знаний о правовых явлениях, процессах и состояниях.
Ее объектом в самом общем плане является государство и взятая в своем развитии правовая система общества. Глубокое и всесторон-нее познание данных объектов с необходимостью требует изучения закономерностей их взаимодействия с экономической и политиче-ской, социальной и духовной системами как внутри, так и вне кон-кретной страны. Поэтому вызывает недоумение позиция проф. Ф. М. Раянова, который полагает, что «юриспруденция как раз и должна развиваться в России как наука о законодательстве»5.
В отечественной и зарубежной литературе существует немало работ, посвященных понятию и основным чертам, объекту и предме-ту, структурам и функциям, методологии и другим вопросам юриди-ческой науки.
Анализ указанных и иных трудов (в том числе по логике и фило-софии науки) позволил нам выделить следующие основные ее черты.
1. Она представляет собой самостоятельную отрасль общест-
вознания,тесно связанную с естественными и техническими наука-
ми,которая зародилась в древнем мире и превратилась в важнейшийсоциально-правовой институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни. Платон считал, что из всех наук более всего совершенствует человека наука о законах.
2. Многими учеными (например, Н. Л. Гранат) наука рассматрива-ется в качестве одной из форм общественного сознания. Это верно, но лишь отчасти. Как и любая человеческая деятельность (хотя и довольно специфическая), юридическая наука – это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального.
5 Законодательство в России в XXI в. // По материалам научно-практической конференции. М., 2002. С. 17.
3. Указанное нельзя забывать при характеристике науки как особой формы духовно-материального производства,где есть свои произво-
дители (ученые-юристы, их коллективы и организации), технология (техника, тактика, стратегия, ресурсы и т. п.) оптимальной научной деятельности, (не) качественные продукты (научные проекты, моно-графии, статьи), которое (производство) направлено на теоретическое освоение и преобразование мира.Важнейшая цель юридической науки
– это дать максимально объективные знания о правовой действитель-ности и способах (средствах, методах, формах и пр.) ее практического преобразования. «Науку часто смешивают со знанием, – писал В. О. Ключевский. – Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уметь пользоваться знанием как следует»6.
4. Как специальная разновидность человеческой деятельности юридическая наука представляет собой органическое единство про-цесса деятельности по получению(упорядочению и т.п.)новогознания и результата этой деятельности – системы уже приобре-
тенных на данный момент знаний. В этом (результативном) аспекте науку можно рассматривать как особую разновидность социально-правовой памяти,теоретически аккумулирующей правовой опытпрошлого и настоящего, служащую будущему.
5. Юридическую науку составляет не просто совокупность, сум-
ма, а органически единая, цельная система знаний. Как и в других науках, речь здесь идет о систематизированных, непрерывно попол-няющихся знаниях.
6. Научные юридические знания должны также отличаться кон-
структивностью, высоким интеллектуально-познавательным по-тенциалом, достоверностью и аргументированностью.Как верноотмечается в литературе, наука представляет собой знание эмпириче-ски проверяемое и подтверждаемое.
7. Юридическая наука составляет неотъемлемую часть правовой культуры и правовой системы,способствуя сохранению и передаченакопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая про-гресс в различных областях общественной жизни и развитие личности.
8. Цель науки – объективное, истинное отражение действительно-сти. Решается эта цель с помощью выработки новых знаний о юридиче-ских явлениях, их систематизации, хранения и трансляции ученым и практикам. Основными задачами науки являются познание, описание,
6 Ключевский В. О. Соч.: в 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 376. 8
объяснение и предсказание развития юридических процессов,состав-ляющих объект (предмет) изучения на основе открываемых ею законов.
9. Полученные знания должны выражаться в точных и ясных логических, языковых и графических формах с соблюдением соответ-
ствующих правил. В. М. Сырых пишет: « Наука представляет собой неотъемлемую часть социального бытия, является совокупным ре-зультатом деятельности общества и может существовать только в форме, доступной для широкого круга специалистов и иных лиц»
(выделено нами. – В. К.)7.
Указанный тезис автора является, на наш взгляд, слишком кате-горичным, поскольку даже для специалистов, например в области гражданского или трудового права (не говоря уже об «иных лицах»), не всегда понятны отдельные положения, изложенные в юридической психологии, криминалистике, международном праве.
Юридическая наука, как и любая другая наука, находится в «движении», развитии. Происходит постоянное изменение ее струк-тур, форм организации и функционирования, принципов и методов познания, понятий и категорий, теоретических схем и конструкций.