Глава v. развитие истории и методологии юридической науки в период революции ( начало xxв.)
Двадцатый век для России начался с экономических кризисов и поражения в войне с Японией. В стране нарастала революционная ситуация: три революционных отечественных потока — либерально-буржуазный, организационной формой которого стало земское движение, сформировал свою первую легальную политическую партию (Партию народной свободы, или конституционных демократов); две другие еще нелегализованные политические партии (социал-демократов исоциалистов-революционеров) выражали политические позиции известной части рабочего класса и части крестьянства, соответственно. Политическая борьба, развернувшаяся в стране и к 1905 г. вылившаяся в первую революцию, существенным образом повлияла на изменение основ российской государственно-правовой культуры.
В ходе революции и под ее воздействием в стране стала складываться конституционная монархия. Уже в феврале 1905 г. царь направил на имя министра внутренних дел рескрипт, предписывающий привлекать народных представителей к участию в предварительном обсуждении и разработке законодательных предположений. В разработанном проекте новый законосовещательный орган был назван Государственной думой (тем самым была осуществлена старая идея М. М. Сперанского). Были утверждены акты об учреждении Государственной думы и положение о выборах в нее, однако ограниченная компетенция органа (только обсуждение, но не принятие и утверждение законов) и суженный круг избирателей (от выборов устранялись «лица, работающие по найму», т. е. рабочие) показались радикализированному общественному мнению явно недостаточными для преобразования государственно-политической системы, и законопроект в данной редакции так и не стал законом (так называемый Булыгинский законопроект 6 августа 1905 г.). Общественное мнение в лице своих либеральных представителей требовало более значительных ограничений
самодержавной власти, а политические радикалы планировали переход к республиканской форме правления. Революция продолжалась.
Либеральные силы, сгруппировавшиеся вокруг земских учреждений и кадетской партии в Думе, настаивали на создании парламентского правления с широкими правомочиями. Кадетские идеологи говорили о необходимости создания правового государства, расширении прав человека и политических свобод.
Представители консервативных кругов, защищая существующий порядок, выступалис резкой критикой либерально-демократических преобразований (всеобщее избирательное право, демократические свободы и т. п.), видя в них угрозу для стабильности государственного строя России. Революционные действия и пропаганда оценивались ими как начало политического хаоса и гражданской войны.
Аграрный вопрос не утратил своей остроты и после реформы. Привилегированное положение поместных хозяйств и крестьянское малоземелье создавали напряженность, которая требовала политического и правового урегулирования. Уже в 1902 г. было издано Высочайшее повеление о пересмотре касающихся крестьянства законов.Созданная для этой работы комиссия подчеркнула особый статус надельных земель, которые не могут составлятьпредмет свободного договора и не подлежат действию других гражданских законов. Говорилось об особом крестьянском праве, делались предупреждения об опасности развития капитализма и кулачества в крестьянской среде. Сельская община явно предпочиталась частной собственности,приветствовалась деятельность волостных судов и земских начальников,В противовес этой консервативной концепции комиссии (Министерства внутренних дел) была выдвинута концепция аграрного переустройства, предложенная С. Ю. Витте (тогда министр финансов).
В этом проекте предлагалось отменить систему особых сословных судов (волостных) и административных органов (сельские сходы), особую систему наказаний, установленных для крестьян (сохранились телесные наказания), и подчинить частноправовые отношения крестьян общим гражданским законам. Должны быть отменены все ограничения свободы передвижения и выбора местожительства для крестьян, предлагалось также разрешить свободный выход из общины при сохранении за крестьянином части земельного надела в качестве личной собственности, а земельную собственность крестьянского двора следовало преобразовать в частную собственность индивидуальных хозяев. (Многие из высказанных С. Ю. Витте положений легли в основу будущих аграрных преобразований П. А. Столыпина.) Консервативная и либеральная тенденции вес еще продолжали свою борьбу в самом преддверии надвигающейся эпохи войн и революций.
Итогом правительственной политики лавирования стало принятие Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г., который положил начало новому конституционному строю в стране. Провозглашалось введение гражданских свобод и легализация профсоюзов, была провозглашена свобода собраний, союзов. Государственная дума превращалась в орган с законодательными правами (избирательный закон в Думу значительно расширил круг лиц, участвующих в выборах, в том числе и рабочих).
В апреле 190(S г. были утверждены Основные законы, закрепившие двухпалатную систему российского парламента и содержавшие в себе ряд серьезных ограничений монархического режима (в области бюджетных прав, в сфере законодательной инициативы и принятия законов). Вместе с тем, право формировать правительство оставалось за верховной властью, ряд важнейших вопросов мог быть урегулирован посредством принятия царских или правительственных указов в обход Государственной думы (ст. 87 Основных законов). Правительственная власть сохраняла за собой все еще достаточно важные прерогативы.
Политическая позиция либеральной буржуазии выражалась вотходе от революционного движения с его крайностями и в одновременной критике в адрес самодержавной монархии. Такая политическая двойственность обосновывалась необходимостью создания устойчивого правового порядка в стране и установления правовых критериев свободы и демократии. Однако в ходе революции значительная часть демократических и либеральных требований была выполнена (создан парламент, предоставлены политические
свободы), и это побудило представителей либерально-демократических сил (партии кадетов,октябристов и др.) перейти к сотрудничеству с властью.
Хотя думы первогои второго созыва в своих требованиях к правительству заходили достаточно далеко (в обсуждении аграрного вопроса), правительству, особенно после того как его главой стал П. А. Столыпин, все же удалось наладить совместную работу с парламентом. В процессе интенсивной законотворческой деятельности были решены многие важные вопросы: была проведена радикально-буржуазная по своему характеру аграрная реформа, окончательно разрушившая общину и открывшая в деревне широкий путь капиталистическим отношениям. Широкое развитие получила потребительская, сельскохозяйственная и кредитная кооперация. Был ликвидирован институт земских участковых начальников и восстановлена система мировых судов. Были приняты законы о социальном страховании рабочих («больничных кассах»), целый ряд актов, регулирующих порядок крестьянского землепользования. Успешное сотрудничество Думы с властями отчасти объяснялось тем фактом, что в 1907 г. был принят первый избирательный закон, существенно ограничивший участие в Думе для наиболее радикальных политических элементов и давший большинство в парламенте умеренным партиям. Однако деятельность четвертой Государственной думы (1912—1917), протекавшая также в условиях тяжелой для России воины (1914—1917), неоднократно выливалась в оппозиционные правительству и верховной власти акты: сформировавшийся в ней так называемый прогрессивный блок станет в 1917 г. «штабом» революции.
Правовая культура России в целом в первые десятилетия XX в. приобретает все более сложные очертания. Высочайший уровень развития юридической техники и языка нрава придавали ей самые современные черты. Уровень теоретических правовых разработок русской правовой школы (в лице таких выдающихся правоведов, как Н. С. Таганцев, Н. Д. Сергиевский, Н. В. Муравьев и др.) оказал влияние не только на становление и быстрое развитие отечественной правовой науки, но и на ход работ по кодификации действующего законодательства. Законодательную работу проводил ряд учреждений: Особое отделение государственной канцелярии (по изданию Свода законов в новой редакции), департамент Сената, Государственный Совет и Государственная дума, Совет министров и отдельные министерства и ведомства. Руководил этой работой Сенат, наряду с ним было создано также Юридическое совещание, занимавшееся всей кодификационной деятельностью (в 1917 г. при Временном правительстве это совещание будет занято разработкой новой республиканской конституции России). Естественно, что основным источником права в рассматриваемый период стал признаваться закон, выражавший волю сразу трех субъектов — Государственной думы, Государственного Совета и императора.
Вопрос о статусе и характере самодержавной власти оставался одним из наиболее важных. Ее роль должна была быть существенной даже в условиях конституционализма, и на этом настаивали влиятельные идеологи консервативного толка. Идею поддерживали политические течения правого и право-центристского толка. Результатом стало определение термина «самодержавие», данное в основных законах.
Существенные преобразования производилиськак в теории, так и в законотворческой практике. Основы гражданского и уголовного права, заложенные в Своде законов, подверглись изменениям применительно к требованиям современной политической ситуации. Новая редакция Уголовного уложения (1903) предусматривала значительное усиление уголовнойрепрессии в области политической антигосударственной преступности. Система гражданского права должна была приспосабливаться к новым экономическим условиям.
В конце XIX — начале XX вв, экономико-политическое развитие России вступило в стадию так называемого империализма, т. е. высшую стадию капиталистического развития. Быстрый рост числа крупных монополий, господство финансового капитала, слияние промышленного и торгового, а также государственного и частного капиталов, борьба за рынки сбыта и инвестиции, наращивание темпов роста экономики — все это не могло не отразиться в правовой сфере, где перед законодателем вставали все новые области и объекты регулирования. Ситуация усложнялась тем обстоятельством, что в социально-экономической структуре страны все еще оставался целый ряд элементов, заимствованных из прошлого: помещичье землевладение, особый статус крестьянского землепользования, недостаточная урегулированность трудовых отношений в промышленном производстве и т. п. Россия была чревата рядом серьезных противоречий социального («противоречие между трудом и капиталом»), национального (оппозиционные настроения национальных окраин империи), аграрного (противоречие между помещиками и крестьянами по земельному вопросу) и политического (деятельность революционных партий и давление внешнеполитических сил и блоков) характера. Набор этих противоречий готовил почву для следующей революции.
Первая революция завершилась к 1907 г. Россия встала на путь быстрого индустриального развития, преодолевая мешающие росту социально-экономические пережитки. Аграрное и промышленное законодательство действовало в том же направлении. Торгово-промышленное законодательство заключало в себе, однако, две характерные тенденции и особенности: 1) нормативноерегулирование коммерческой деятельности переплеталось с административным вмешательством властных структур в гражданский оборот; 2) происходила демократизация и коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм, а именно введение в состав торгово-промышленных органов различного рода групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т. д. Вместе с тем, аграрный вопрос оставался наиболее острой проблемой (даже после проведения столыпинской реформы), сохранение помещичьего землевладения и крестьянское малоземелье играли роль факторов, препятствующих стабилизации экономики и ведущих к социальным конфликтам в стране. Ситуацию использовали политические силы, настаивающие на продолжении и углублении революционных процессов.
Россия вступала на этап развития конституционализма. Конституционная монархия здесь имела существенные особенности: монархическая власть сохраняла за собой важные прерогативы, система избирательного права учитывала особенности социальной структуры страны, отдавая предпочтение имущим сословиям, разделение властей осуществлялось со множеством ограниченийи сдержек. Значительную власть получила государственная бюрократия, в основе своей состоявшая из представителей дворянства.
Сильная исполнительная власть была в состоянии контролировать работу Государственной думы. Дискуссии по аграрному вопросу выявили резкое противоречие между различными ветвями власти. Программа преобразований, с которой правительство П. А. Столыпина выступило перед парламентом, была им отвергнута.Третьего июля 1907 г. Вторая дума была распущена, был введен в действие новый избирательный закон, позволивший сформировать новый состав Думы, с которым правительствуудалось наладить рабочие отношения и провести ряд необходимых законов (в том числе и об аграрной реформе). С этого времени политическая роль государственных институтов заметно возрастает. Усиливается также вмешательство государства и в экономическую жизнь страны.
Уже в октябре 1905 г. было создано Министерство торговли и промышленности, управлявшее казенной промышленностью и осуществлявшее контроль за частной промышленностью и торговлей. В сфере контроля министерства находились различные отечественные предпринимательские организации, биржевые комитеты, советы и бюро съездов представителей профессий, различные союзы и общества. В годы Первой мировой войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере: военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания (полугосударственные - полуобщественные организации) подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Формирование цен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мерами в период войны. Используя старые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковал иx, вводя в оборот все новые подзаконные нормы. Элементы государственного вмешательства и государственного капитализма стали проявляться в плане правового регулирования экономики задолго до революции. В 1915 г. был создан Главный продовольственный комитет, собиравший сведения о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, устанавливавший планы перевозокпродовольствия и порядок заготовительной работы, ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, нормы которой устанавливались властями,была введена карточная система, особые совещания устанавливали твердые цены законодательным путем и во всероссийском масштабе.
Правовые механизмы, сложившиеся в чрезвычайных условиях войны, позже будут использованы революционными властями как постоянно действующие факторы. Война выработала методы регулирования, которые затем будут определены как «революционные», зародыши социалистической экономики обнаруживались уже в военной экономике и законодательстве все еще монархического режима:парадоксальным образом здесь выявилась определенная культурно-правовая преемственность.
С конца XIX в. самым интенсивным образом начинает развиваться отечественная правовая наука. Впитав в себя основные идеи западноевропейской философии права, российская юриспруденция сумела сочетать их с правовыми традициями своей страны. Реформы середины XIX в. и активная кодификационная работа последующего периода стимулировали формирование продуманных и закопченных правовых концепций. Имена выдающихся правоведов (В. М. Гессена, Н. И. Лазаревского, А. С. Ященко, Л. И. Петражицкого, Б. А. Кистяковского, П. Г. Виноградова и др.) ознаменовали эпоху возрождения отечественной правовой культуры. В их трудах неизменно подчеркивались принципы законности, идея «правового государства», предлагались варианты создания демократической России.
Февральская революция 1917 г. положила начало коренным преобразованиям в государственно-правовой системе России. Отречение императора и переход верховной власти к Временному правительству (сформированномучленами Государственной думы) превратили страну в республику (хотя официально таковой Россия будет провозглашена только в сентябре 1917 г.). Демократические принципы и права были провозглашены высшими ценностями. Разрушение старого государственного аппарата и старой правовой системы (хотя многие положения Свода законов еще продолжали действовать, также как и часть старой судебной системы) повели к полной дезинтеграции общества. Ряд действий (роспуск органов охраны порядка, большей части судебных учреждений, широкая амнистия, «демократизация» в армии и т. п.) был совершен под давлением левых сил и группировок, рассчитывающих на дальнейшее углубление революции. Фактически установившееся в стране двоевластие (Временное правительство и советы) не позволяло установить сколько-нибудь устойчивый правопорядок. Законность уступила место реальному соотношению борющихся политических сил.
Такая ситуация обусловила нестабильность правительственной власти, вела к частым правительственнымкризисам. Надежды демократических сил возлагались па предстоящее Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о власти и форме правления для России, радикалы (большевики, левые эсеры и др.) рассчитывали на дальнейшее развитие революции и превращение ее из демократической в социалистическую.
Революция уравнивала в правах всех граждан России, сформировала систему демократических институтов, реализовала ряд политических свобод (печати, слова, собраний, союзов и пр.). открыла для России путь парламентского демократического развития. Вместе с тем, постоянная необходимость вести борьбу с политическими противниками, попытки восстановить разрушенный анархией порядок, а также продолжающаяся война с Германией заставляли правительство прибегать к чрезвычайным мерам (восстановлению смертной казни, разгонам демонстраций).
Социалистическая идеология реформистского и умеренного типа (выработанная еще теоретиками легального марксизма П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановским, С. Н. Булгаковым и др.) заметным образом повлияла на политическую и законотворческую деятельность Временного правительства.
Социалистическое по своему партийному составу Временное правительство (после первого кризиса в его состав стало входить все большее число членов партий меньшевиков и эсеров) в ситуации кризиса должно было обратиться к широкому государственному вмешательствув экономику. Были созданы специальные органы экономического регулирования — Экономический совет, Главный экономический комитет, земельные комитеты и др., целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации. Правительство пыталось регулировать все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю,финансы и сельское хозяйство), для чего и издавались общие и специальные правовые акты. Военно-административные методы регулирования, введенные еще до революции, использовались и после ее свершения: централизованная организация снабжения продовольствием и сырьем, продовольственная разверстка, централизованное ценообразование,секвестр и реквизиция применялись вшироких масштабах. Программа регулирования предусматривала два параллельных пути: создание хозяйственных конъюнктурных органов,ориентированных на работу с рыночной экономикой, и создание исполнительных органов, осуществляющих планомерное (централизованное) регулирование хозяйственной жизни. В состав этих органов должны были входить представители политических партий, советов и научных организаций. Государственное регулирование должно было охватить сферы финансов, кредита и труда. При Министерстве промышленности и торговли создавался Совет по вопросам развития продовольственных сил страны, в задачи которого входило обсуждение основных начал экономической политики, в его работе участвовали представители всех основных хозяйственных ведомств. Продолжали свою регулятивную деятельность значительная часть особых совещаний и военно-промышленных комитетов, учрежденных еще до революции. Политические свободы сочетались в рамках нового режима с достаточно сильным административным вмешательством в хозяйственную деятельность, государственный капитализм имел тенденцию превратиться в «государственный социализм».
Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями», определившее критерии для использованияв новых условиях законодательства, изданного в период империи. Этот акт подчеркивал преемственность между двумя правопорядками, старым и новым. После революции продолжали действие вполне демократические, на взгляд правительства, судебные уставы 1864 г. и Уголовное уложение 1903 г. Стремясь к легитимности, правительство сохраняло основные положения предыдущего правового порядка, корректируя его введением новых законоположений, Еще в марте 1917 г. было создано (или воссоздано) Юридическое совещание, на которое возлагались задачи по «обсуждению вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя», подготовки заключений по законопроектам. В частности, Совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов (т. е. помимо Государственной думы), подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. К началу октября 1917 г. Совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного собрания (где предполагалось учреждение для России должности президента, наделенного законодательной инициативой). Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьский переворот разрушил как все эти проекты, так и уже действующую систему власти, управления и суда.