Параграф ii. развитие методологии юридической науки цицероном

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.) - оратор, мыслитель и государственный деятель -происходил из всаднического сословия. Мальчиком он прошел хорошую школу под руководством знаменитого оратора Красса. Цицерон обучался у греческих учителей, что оказало влияние на его воззрение по ряду вопросов.

По достижении совершеннолетия Цицерон стал изучать право под руководством знаменитого законоведа – авгура Квинта Муция Сцеволы, а когда тот умер, Цицерон стал учеником великого понтифика Квинта Муция Сцеволы (двоюродного брата известного авгура).

Около года Цицерон пробыл на военной службе и принял участие в Союзнической войне. В 76г. до н.э. Цицерон был избран квестором, что положило начало его общественно-политической карьере. Впоследствии он занимал должности эдила, претора, консула, был сенатором.

Время жизни Цицерона пришлось на переломный период в истории Древнего Рима. Это была эпоха крушения республиканского строя, гражданских войн и диктатур. Та историческая обстановка, в которой он жил и действовал и с которой вынужден был считаться , отразилась на его поведении и его взглядах.

Помимо политических и судебных речей известны два главных труда Цицерона: «О государстве» и «О законах».

Цицерон жил в период республики и государство он определял как общее дело и народное достояние, в котором присутствуют общие интересы и общий правопорядок. Причиной возникновения государства, по мнению Цицерона, является, прежде всего, врожденная потребность людей в совместном проживании. А, кроме того, отмечая связь государства и собственности, Цицерон говорит о необходимости защиты государством собственности как о причине образования государства.

Рассматривая формы правления государством, Цицерон отмечает три вида власти: царскую, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая форма правления имеет свои достоинства и недостатки. Цари, по мнению Цицерона, привлекают «благоволением своим». Но при этом власть сосредоточена в руках одного человека, остальные от нее отстранены, и это может вылиться в тиранию. Оптиматы привлекают своей мудростью, но при этом народ также не принимает участия в управлении. Со временем власть мудрых и достойных сосредотачивается у знатных и богатых. Демократия привлекает свободой, но эта свобода может привести к «безумию и произволу толпы». Самой удачной формой правления Цицерон считал смешанную, которая включала бы в себя наилучшие черты каждой из названных выше простых форм. И таким государством Цицерон считал римскую республику, в которой полномочия магистратов, сената и народных собраний соединяли в себе начала царской власти, власти оптиматов и власти народа.

Цицерон жил в эпоху политического кризиса, который вел римскую республику по пути утверждения монархии. Та республика, которую восхвалял Цицерон, уходила в прошлое, Рим неуклонно двигался по пути к монархии, противником которой был Цицерон. Поэтому в своих трудах и в процессе политической деятельности Цицерон отстаивал сенатскую республику и выступал против тех перемен, которые в ней происходили.

Социальное неравенство, существовавшее в Римской республике, Цицерон считал справедливым, как и рабство, обусловленное самой природой.

Правовая теория Цицерона основывается на естественном праве, которое он определял следующим образом: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное… Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно…». Естественное право - это высший закон, созданный природой, которому должно соответствовать право, созданное людьми. Только в этом случае человеческое право является справедливым.

Цицерон поддерживал идею римских юристов, что справедливость есть сам дух права. Он пишет: «Первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил…, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей». Поэтому все проекты земельной реформы, которые предлагались в то время Гракхами для снятия социальной напряженности, вызывали у него неприятие.

Цицерон формулирует важный правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все». И для граждан и для магистратов должен быть установлен определенный порядок поведения.

Цицерон жил в эпоху активных завоевательных походов Рима и не обошел вопросы войны в своих трудах. И хотя он делил войны на справедливые (для защиты своего государства) и несправедливые (необъявленные), в целом оправдывал завоевательную политику Рима. В то же время, будучи по своей натуре человеком честным, Цицерон возмущался ограблением провинций, осуществляемым наместниками.

Учение Цицерона оказало большое влияние на развитие мировой культуры. К его трудам обращаются историки, юристы, философы.

Наши рекомендации