Параграф iii. развитие истории и методологии юридической науки в древней индии
В развитии методологии юридической науки Древней Индии (X в. до н.э. — V в. н.э., ) можно выделить следующие основные направления: брахманизм (X в. до н.э. -VI в. до н.э. ), буддизм (VI в. до н.э. - III в. н.э.), кшатрийском брахманизме, основным источником которого является "Артхашастра"( III в. н.э. - V в. н.э.). Главной особенностью этих юридических школ можно назвать персонифицированный правовой статус индуса, нашедший свое выражение в традиционности исполнения ритуалов и обрядов, выполнение которых требовали мифы и легенды. Традиции, которые были стабильны и передавались из поколения к поколению, превращались в постоянные правила поведения, обязательные к исполнению. А носители знаний об этих вековых традициях были праведники, толкователи и знатоки вед, ученые мужи. В древней индусской юридической науки отсутствовало четкое понятия государства, права и закона, вместо них существовали следующие термины: дхарма, брахма, карма, данда и т.п. Например, карма – ответственность, которая должна наступить за несоблюдение дхармы. В мифах указывается, что ответственность налагает божество, как на самого виновного, так и на его потомков. Источники права в брахманизме - веды (тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме). В более поздний период нашедшие свое воплощение в письменных сборниках: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Артхарваведы. Помимо земного суда в брахманизме большое внимание уделялось загробному суду над душами умерших. И этот суд в брахманизме имел огромное значение, так как смерть не означала конец существования. ( В человеке есть как божественные, так и животные начала и от того что в своей душе будет культивировать человек больше зависит его загробная жизнь. Следуя правовым обычаям он может обрести счастье и покой в потустороннем мире.) Пост и воздержание — путь к добродетели, а, следовательно, и к праведному пути в загробный мир. Основным источником этого направления являются «Законы Ману». Обосновав варновое государство, возникшее в результате покорения ариями других народов и племен, брахманизм отличал население по их принадлежности к кровнородственным сословиям ( Брахманы, Кшатрии, Вайши, Шудры).
Другим направлением древнеиндийской юридической науки был буддизму, одним из главных источников которого является "Дхаммапада". Основное положение буддизма заключается в четырех "благородные истины": 1) жизнь в мире полна страданий и произвола; 2) существует их причина; 3) можно их прекратить; 4) есть путь, ведущий к их прекращению. Каков же этот путь?
Буддизм не отвергал деления населения на варны. Но на первый план выдвигалась не сословная принадлежность, а личные добродетели, которые могут привести человека к нирване. Достичь нирваны может каждый, который будет соблюдать следующие заповеди: - ненасилие (правильное поведение) «не убивай и не причиняй смерти"; - не воруй (правильный образ жизни), человек должен воздержатся от того, чтобы красть где бы то ни было и не содействовать другим в этом (Это должно привести человека к идеи презрение к богатству); - не прелюбодействуй, как избегают ложиться на раскаленные угли; - не говори неправды. Не говори никому лжи, не поступай так, чтобы из-за тебя говорили ложь, избегай всяческой неправды; - не пей хмельного. Только разум позволяет познать право, а если разум затемнен, человек не в состоянии отличить правду ото лжи, и может совершить любое преступление, сбившись с праведного пути. Достичь это все можно только путем полная отрешенность от мира, от каких бы то ни было соблазнов и желаний, путем "правильного сосредоточения". Все это диктуют социальные нормы, которые регулировали поведение людей в обществе в тот период.
В результате длительной трансформации буддизма, происходят изменения в его догматах. Это находит отражение в одном из известнейших памятников Древней Индии «"Артхашастре" («Наука политики»), состоящей из советов по управлению сильным и могущественным государством Маурьев. В качестве целей государства выдвигаются достаточно абстрактная идея служения трем целям: закону, пользе и любви. ( А в случае их противоречий на первое место выдвигается пользе, ибо все основано на ней). Целью государства является обеспечение общее блага, мира и труда. Для этого в государстве должно быть единство семи элементов: "государя, министра, сельской местности, укрепленных городов, казны, войска и союзников". Но для всего этого необходима деятельность государя в охране правопорядка. В руках царя Жезл, выполняя роль закона, должен быль грозен и суров и его чтят, ибо, если жезл мягок его игнорируют и ему не подчиняются. Сильный жезл приносит народу чувство «законности, пользу и наслаждение». А слабый жезл приводит к безвластию и анархии. Для сильного царя характерно следующее: наличие ясного ума, (для этого он должен постоянно учиться, познавать, воспринимать и использовать, полученные знания, отличать истину от неправды), быть высокого образа мыслей, быть способным прислушиваться к советам людей опытных, быть справедливым, энергичным, не изменять своему слову, быть храбрым, находчивым, обладать физической силой.
Для существования сильного государства в нем должен быть порядок и стабильность, которые могут быть обеспечены законами, исходящими от правителя, и находящими свое отражение в государственных актах.