Система уголовного права и законодательства
Система уголовного права представляет собой логически и социально обусловленный порядок расположения составляющих его норм, основанный на определенных принципах и нацеленный на решение конкретных задач.
Уголовное право РФ подразделяется на две части: Общую и Особенную, которые органично связаны и лишь в единстве представляют собой данную отрасль права как систему уголовно-правовых норм. Общая часть содержит нормы, регламентирующие наиболее общие вопросы, относящиеся к трем основополагающим институтам уголовного права: уголовный закон, преступление, наказание. Особенная часть состоит из норм, содержащих признаки конкретных видов преступлений (диспозиция нормы) с указанием вида и размера наказания, предусмотренного за совершение данных преступлений (санкция нормы). В основе системы уголовного права находится действующее уголовное законодательство. Согласно ч. 1 ст. 1 УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. В связи с этим распространено мнение, что система российского уголовного права и система УК РФ полностью совпадают. Однако система современного уголовного права является более сложной, чем система законодательства и в определенной степени не совпадает с ней. В нее, наряду с нормами УК РФ, входят нормы федеральных законов, устанавливающие уголовную ответственность за определенные деяния или вносящие изменения в действующие нормы УК, принятые после вступления его в силу (в настоящее время принято около 150 таких законов). Возникает вопрос: какова природа этих законов? С одной стороны, их принятие связано с криминализацией (пенализацией) или декриминализацией определенных деяний[6] и с этой точки зрения они являются автономными элементами уголовно-правовой системы. С другой стороны, они подлежат включению в УК РФ и самостоятельно не действуют, следовательно, не входят в систему законодательства. Другая проблема связана с ультраактивностью норм УК РСФСР 1960 г. то есть возобновлением ими своей юридической силы в отношении деяний, совершенных до вступления УК РФ 1996 г. в силу. Целый ряд тождественных деяний по УК РСФСР наказывается менее строго, чем по УК РФ 1996 г. и, следовательно, последний в этой части не имеет обратной силы. Таким образом, нормы «старого» УК 1960 г. продолжают действовать в отношении таких посягательств в пределах сроков давности уголовного преследования. Данный тип регулирования уголовно-правовых отношений (основанный на коллизии законов) регламентируется ст. 10 УК РФ, однако непосредственным регулятором в этом случае выступают нормы, не имеющие прямого действия, следовательно, не входящие в систему уголовного законодательства.
Существует проблема действия норм международного права, лежащих в основе национального уголовного законодательства. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Более того, провозглашен приоритет норм международного права над внутренним законодательством. С другой стороны, пока эти нормы не стали составной частью (структурным элементом) УК РФ, они не могут применяться непосредственно в регулировании правоотношений, возникших на основе уголовного закона РФ. В случае расхождения ратифицированных международно-правовых актов и уголовного законодательства РФ возникает достаточно сложная проблема, связанная с коллизионным типом регулирования уголовно-правовых отношений[7]. Таким образом, необходимо разграничивать систему уголовного права и систему уголовного законодательства. Последняя имеет более узкое содержание и включает только действующий УК РФ.
Следует отметить, что законодательное построение системы Особенной части принципиально отлично от построения Общей его части. Имея в своей основе трехуровневое системно-структурное построение (раздел, глава, статья), системы Общей и Особенной частей различаются как по формально-юридическим, так и ценностно-нормативным критериям. Общая часть по своей структурной организации – более сложный организм. Ее система построена по схеме: типовые институты нормативных предписаний (соответствующие названию разделов УК - уголовный закон, преступление, наказание и др.), состоящие в свою очередь из родовых институтов (предусмотренных главами УК, например, вина, неоконченное преступление, соучастие в преступлении, назначение наказания и др.), включающих видовые (на уровне групп статей внутри главы) и основные (на уровне отдельной статьи) институты[8]. Таким образом, система Общей части УК РФ построена в основном по формально-юридическому критерию, отражающему основные элементы механизма правового регулирования: уголовный закон, преступление, наказание.
Общая и Особенная части неразрывно связаны между собой и только в совокупности составляют единую отрасль уголовного права. Нормы Общей части в отрыве от норм Особенной части уголовного права беспредметны. В то же время они являются ключом для применения норм Особенной части, поскольку правильное их толкование возможно только с учетом тех положений, которые сформулированы в нормах Общей части. ЕдинствоОбщей и Особенной частей уголовного права состоит в следующем. Во-первых, оно базируется на едином предмете и методе уголовно-правового регулирования. Особенности регулятивного взаимодействия норм Общей и Особенной частей определяются особенностями законодательной техники конструирования уголовно-правовых норм. В- вторых, единство Общей и Особенной частей определяется едиными целями и задачами, стоящими перед уголовным правом, закрепленными в ч. 1 ст. 2 УК РФ. В решении этих задач одинаково важная роль принадлежит нормам как Общей, так и Особенной частей уголовного права. Ими в равной мере устанавливается преступность конкретных общественно опасных деяний, поскольку нормы Общей части во многом определяют пределы действия уголовно-правовой запретов Особенной части УК. Нормы Общей части УК регламентируют общие вопросы наказания как меры уголовно-правового характера (виды и размер наказаний, их назначение, освобождение от уголовной ответственности и наказания и др.). Нормы Особенной части УК конкретизируют свойство наказуемости конкретного деяния, устанавливая в санкции конкретный вид (виды) и размер наказания за совершение преступления. В-третьих, единство Общей и Особенной частей базируется на единых принципах уголовного права. Принципы, установленные нормами Общей части, имеют самое прямое отношение к основанию и пределам действия норм Особенной части УК РФ. Система уголовного законодательства лежит в основе системы курса уголовного права, который практически полностью (за некоторыми исключениями) совпадает с системой УК РФ.
§ 4. Понятие, содержание уголовной политики и роль уголовного
Права в ее реализации
Уголовное право не является какой-то застывшей догмой, состоящей из совокупности принятых уголовных законов и правовых актов, обусловливающих их толкование и применение. Оно постоянно развивается и совершенствуется, стремясь максимально полно выразить интересы государства и всего общества в охране общественных отношений от преступных посягательств. В этом плане современное уголовное право тесно связано с политикой государства в области борьбы с преступностью (уголовной политикой). В дореволюционный период уголовная политика рассматривалась как составная часть науки уголовного права, наряду с криминологией и уголовной догматикой, которая имела своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, а задачей – «целесообразное построение этих средств» (А.А. Пионтковский, 1885 г.).
В настоящее время соотношение между указанными элементами правовой системы общества изменилось. Приоритет в определении основных направлений и перспектив борьбы с преступностью принадлежит уголовной политике, которая в концентрированном виде выражает баланс интересов всего общества в этой сфере и обеспечивает их реализацию посредством законотворческой, правоприменительной и профилактической деятельности соответствующих субъектов. В этом плане уголовная политика является выразителем государственной власти в сфере борьбы с преступностью. Соответственно ее источниками являются Конституция РФ, международные соглашения (конвенции), федеральные законы, законы субъектов федерации, подзаконные акты, а также правовые акты политического характера (национальные планы и директивы). В современной доктрине уголовная политика определяется в трех основных аспектах: 1) государственно - правовая доктрина борьбы с преступностью (выраженная в соответствующих нормативных актах); 2) направление деятельности государственных органов и общественных организаций по реализации целей, задач, принципов и методов борьбы с преступностью; 3) научная концепции борьбы с преступностью (ее стратегия и тактика). В широком смысле уголовная политика – это направление деятельности государства в области борьбы с преступностью. Основными элементами (направлениями) уголовной политики выступают: уголовно-правовая политика; уголовно-процессуальная политика; уголовно-исполнительная (пенитенциарная) политика; криминологическая политика; политика в сфере осуществления специальных полномочий государства по борьбе с преступностью (антитеррористическая, оперативно – розыскная деятельность и др.). Целью уголовно-правовой политики является формирование системы уголовного законодательства, адекватно отражающего содержание и динамику общественных отношений, и его эффективная реализация на практике. В этой связи необходимо учитывать взаимосвязь данного направления уголовной политики и уголовного права как отрасли права. С одной стороны, уголовная политика определяет систему и содержание уголовного законодательства, его отдельных норм и институтов, и устанавливает основные направления его развития, учитывая при этом международные соглашения в сфере борьбы с преступностью, в также особенности и тенденции развития зарубежного уголовного законодательства. Таким образом, уголовное законодательство и практика его применения являются важным средством уголовной политики, а уголовное законотворчество - одним из направлений ее осуществления в области борьбы с преступностью. Именно уголовная политика определяет место и роль уголовного права в современном обществе. С другой стороны, уголовное законодательство призвано способствовать решению задач, стоящих перед уголовной политикой в области противодействия преступности. Без опоры на уголовное право как одно из исторически сложившихся (и социально необходимых) средств борьбы с преступностью, уголовная политика превратится в набор политических догм и лозунгов, не способных повлиять на криминальную ситуацию в стране, особенно в периоды ее обострения. Эффективное противодействие наиболее опасным формам преступности (связанным с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, коррупцией и др.) невозможно без использования мер уголовно – правового характера. Уголовная политика тем самым выступает «как правоформирующий фактор, а уголовный закон является инструментом осуществления уголовной политики», в чем заключается их диалектическая взаимосвязь[9].
Таким образом, уголовному праву принадлежит важная роль в реализации уголовной политики государства с целью создания эффективной рыночной экономики и укрепления демократических институтов общества. В то же время нельзя преувеличивать роль уголовно права в решении уголовно – политических задач, поскольку его охранительные и превентивные возможности (функции) ограничены репрессивными средствами и методами воздействия. Поэтому уголовно – правовая политика должна сочетаться с иными мерами (направлениями) политики государства в области борьбы с преступностью: предупреждением преступности, правовым воспитанием и др.
Связь уголовной политики с наукой уголовного права носит более сложный характер. С одной стороны, наука уголовного права подчинена уголовной – правовой политике и служит ее задачам (как составная частьконцепции борьбы с преступностью). С другой стороны, наука уголовного права выражает доктринальные взгляды на социальную природу уголовного права и его эффективность как регулятора общественных отношений вне связи с уголовно – политическими задачами. В этом значении наука уголовного права является связующим звеном между уголовной политикой и уголовным законодательством, обеспечивая их результативное взаимодействие и совершенствование. Роль уголовной политики состоит в том, чтобы максимально полно и своевременно использовать данные науки уголовного права в определении основных направлений и перспектив развитии уголовного законодательства (стратегическая задача), а также повышении эффективности действующих норм и институтов УК РФ (тактическая задача). Особая роль в развитии институтов уголовного права принадлежит криминологии. Криминологическая обусловленность уголовно – правовых запретов является необходимой предпосылкой принятия новых уголовных законов и внесения изменений в действующее уголовное законодательство.
Наука уголовного права
Наука уголовного права является составной частью юридической науки. Уголовно-правовая наука представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности, закономерностях и тенденциях его развития, основании и принципах уголовной ответственности, эффективности применения уголовного законодательства, истории отечественного уголовного права, международном уголовном праве и уголовном праве зарубежных стран. Таким образом, предмет науки уголовного права шире предмета уголовного права как отрасли права. Основное внимание наука уголовного права сосредоточивает на институтах преступления, наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Исторически сложилось несколько основных направлений (школ) в науке уголовного права: просветительско-гуманистическое, классическое, антропологическое, социологическое. Данные направления различаются особенностями предмета и метода науки уголовного права в различных правовых системах в разные периоды существования государства и права. Просветительско-гуманистического направление (середина XVIII в.) основано на принципах ограниченной строгости уголовного наказания, его соответствия тяжести совершенного преступления и приоритете неотвратимости наказания (Монтескье, Ч. Беккариа и др.). Классическое направление (начало XIX в.) сосредоточено на изучении преступления и наказания как правовых явлений вне связи с их социальной природой (А. Фейербах, А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергеевский, П.П. Пустороелев и др.). Под влиянием классического направления проходило реформирование уголовного законодательства большинства европейских стран и дореволюционной России. Вследствие роста преступности во второй половине XIX в. возникло антропологическое направление, объясняющее природу преступного поведения биологическими свойствами личности преступника (теория преступного человека) (Ч. Ломброзо, Г. Тард, И.С. Ной и др.). Социологическое направление, напротив, акцентирует внимание на социальной природе преступления (теория множества факторов) и общественной опасности личности преступника (теория опасного состояния), чем обусловлено применение мер социальной безопасности (защиты) (Ф. Лист, А. Принс, Э. Ферри, Ж. Ван Гамель, М.Н. Гернет, А.А. Пионтковский, И.Я. Фойницкий и др.). Под влиянием социологического направления происходило становление советского уголовного законодательства.
Методологию современной науки уголовного права составляют следующие методы.
1. Диалектический метод - основан на использовании в изучении уголовно-правовых норм и институтов основных законов и категорий диалектики как всеобщего метода научного познания.
2. Догматический (формально-логический) метод - основывается на использовании в научном анализе правил формальной логики и грамматики (синтаксиса). Его содержание составляют систематизация уголовно-правовых норм, их научное комментирование (толкование), определение уголовно-правовых понятий и т.п.
3. Социологический метод - предполагает анализ уголовно-правовых норм и институтов (прежде всего, преступления и наказания) как социальных явлений, изучение социального механизма действия уголовно закона (опрос, наблюдение, экспертные оценки, анализ документов и др.)
4. Сравнительно-правовой (компаративистский) метод - основан на анализе уголовно-правовых норм и институтов путем сравнения российского уголовного законодательства с нормами международного уголовного права и уголовного права зарубежных стран.
5. Историко-правовой метод - предполагает изучение норм и институтов уголовного права в их историческом развитии (в рамках нескольких или одной общественной формации).
Достижения науки уголовного права, прежде всего, используются в совершенствовании действующих уголовно-правовых норм и институтов. Вместе с тем высокий уровень преступности, возникновение глобальных угроз национальной безопасности и мировому правопорядку ставят перед доктриной уголовного права новые задачи, связанные с поиском резервов повышения эффективности уголовного законодательства. В числе приоритетных направлений решения этой проблемы можно обозначить: приведение норм УК РФ в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; совершенствование законодательной техники, устранение пробелов и коллизий уголовно-правовых норм; совершенствование межотраслевых связей уголовного закона; достижение социальной обусловленности уголовно-правовых запретов. Важно, чтобы перспективы развития отечественного уголовного законодательства находились в русле естественного исторического развития России и правовой культуры общества. Его сближение с международно-правовыми стандартами противодействия преступности должно основываться на приоритете общечеловеческих ценностей и исторических традиций, не разрушая при этом сложившуюся правовую систему, ее базовые принципы и институты.
Наука уголовного права тесно связана с другими общественными и правовыми науками (философией, социологией, психологией, криминологией, правовой статистикой, криминалистикой и другими юридическими науками). Составной частью науки уголовного права являются социология уголовного права, уголовно-правовая герменевтика, теория квалификации преступлений и другие научные теории (направления). На основе достижений уголовно-правовой науки создаются учебные курсы по уголовному праву.