Глава 1. Общая характеристика миграционных процессов в Российской Федерации и Северо-Западном регионе России
Современную миграционную политику России можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя миграционная политика решает задачи защиты интересов российских граждан, обеспечения безопасности государства, соблюдения прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развития сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции. Внутренняя миграционная политика придает важное значение разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков с учетом геополитических интересов страны и адаптации мигрантов в районах поселения, формированию условий для обустройства мигрантов, введению новых миграционных учетов и др.
Государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, культурных, гуманитарных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных Федеральным законом о гражданстве.
В 2000-2013 гг. на рынке труда России происходили процессы роста как численности экономически активного населения, так и его среднегодовой численности. В большинстве субъектов России в сфере экономической деятельности наблюдалась положительная, хоть и небольшая динамика роста количества рабочих мест, снижение доли неквалифицированного труда и уровня безработицы.
Интенсивность миграционных процессов в России в настоящее время велика. Внешняя трудовая миграция на ¾ компенсируется миграцией из государств - участников СНГ, причем из них почти половина приходится на Узбекистан и треть - на Таджикистан. Эта тенденция сохраняется и даже возрастает при одновременном снижении доли трудовой миграции из стран дальнего зарубежья. Доля граждан Украины среди трудовых мигрантов России также существенна и имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. За первое полугодие 2013г. в Россию на заработки приехали 278 тысяч украинцев. В первой половине 2014 г. в связи с геополитическими обстоятельствами их число резко возросло. Поскольку трудовая востребованность украинцев в странах Европейского сообщества минимальна, можно полагать, что в ближайшие годы число работающих в России трудовых мигрантов из Украины будет прогрессивно возрастать. Вместе с тем, указанная тенденция может быстро измениться в случае ухудшения экономического положения российских регионов. Ослабление в будущем миграционных потоков в Россию из Украины можно связать с вполне очевидными обстоятельствами:
· жители Украины, так же, как и стран Балтии, все чаще отдают предпочтение работе в восточной и западной Европе, поскольку при легальном трудоустройстве заработная плата и социальная защищенность там выше;
· молодежь старается трудоустраиваться (сначала на сезонные работы, а затем на постоянную работу) и учиться в европейских странах, поскольку адаптация в них в силу исторической и культурной общности протекает легче, чем в других странах мира;
· российские органы муниципальной и региональной власти уделяют недостаточно внимания вопросам управления миграционными потоками и создания благоприятных условий для переселения соотечественников из стран Ближнего Зарубежья.
К основным сферам трудовой деятельности мигрантов традиционно относят градообразующие отрасли: строительство и промышленность. На современном этапе дефицит рабочей силы характерен и для градообслуживающих отраслей (сфера торговли, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.). Эти же отрасли являются и основными потребителями труда мигрантов.
Это связано, во-первых, с имеющимися в данных сферах значительными потребностями в низко квалифицированном труде и, во-вторых, с имеющем место высоким уровнем коррупции. Уровень материальных запросов мигранта, как правило, в несколько раз ниже аналогичного уровня жителей России. Мигранты готовы к демпингу на рынке труда и согласны работать за низкую заработную плату.
На формирование современной миграционной политики в России влияют три основных фактора:
Политический. Власть изначально пытается переделать Россию в «национальное государство западного образца», населённое абстрактными «россиянами», которых объединяет общее гражданство, общие законы и, отчасти, общий язык. В таком государстве люди рассматриваются не как «народ», а как «население» и пригодный к использованию «трудовой ресурс».