О частной проблеме, рассматриваемой в работе
Большое место в работе занимает рассмотрение (описание, изучение) …
Также (помимо этого) в работе исследуется (рассказывается, изучается) …
Также автор исследует (обращается к изучению) …
О структуре работы
Выпускная квалификационная работа состоит из (делится на, начинается с, заканчивается) …
В начале (в начальной части, во введении, в основной части, в … главе, в заключительной части, в заключении) работы автор пишет (описывает, исследует) …
Об истории вопроса
Данная проблема (тема, вопрос, аспект …) впервые рассматривалась (была затронута, изучалась, исследовалась) …
Впервые вопрос о … был поставлен / проблема была затронута в работе …
К исследованию … неоднократно обращались …
О точке зрения автора
Автор отмечает (рассматривает, оценивает, дает оценку, подчеркивает) …
Отмечается (подчеркивается, высказывается точка зрения) …
В статье даётся оценка …
Точка зрения сводится к …
Автор придерживается следующей точки зрения …
Об аргументах и примерах, приводимых автором
Автор аргументирует (доказывает) свою точку зрения, приводя в качестве примера …
Автор иллюстрирует свою точку зрения (приводит в качестве примера, ссылается на) …
О противоположных точках зрения
Автор дискутирует с (спорит с, не согласен с точкой зрения, имеет свое мнение по поводу) …
Автор придерживается иной точки зрения: …
О выводах
В заключении (в заключительной части работы) автор / Автор приходит к следующему выводу (делает вывод, подводит итог, заключает): …
Итогом работы стало (становится) …
Завершая исследование, следует кратко остановиться на основных выводах, которые были сделаны применительно …
Оценка работы
Достоинством работы (недостатком) работы / заслуга автора является (выражается в том, что) …
Ценность работы (заслуга автора) заключается (состоит) в …
Нельзя согласиться с …
В частности вызывает сомнение …
В специальной литературе перечисляются основные требования к языку научных работ:
1. Использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, поэтому, следовательно, вследствие того что, поскольку ... постольку, кроме того и др.), на переход от одной мысли к другой (следует остановиться на ... рассмотрим, перейдем к ... и др.), на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее, напротив, впрочем и др.), на итог или вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, подведя итог, следует сказать..., сказанное позволяет сделать вывод и др.). Могут использоваться также и местоимения, указывающие на объект или предмет исследования (данный, этот, тот, такой, следующий, названный, вышеуказанный и др.). Также используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, возможно, вероятно и др.)
2.Использование специальных терминов (например, абсентеизм, аннексия, андеррайтинг и др.) и метатекстовых оборотов (от греч. «meta» - «после», «за», «между» и лат. «textum» – «связь», «соединение»), когда автор сообщает не о непосредственном предмете исследования, а том, как он организовал собственный текст: в следующем параграфе мы рассмотрим; обратимся теперь; перейдем к рассмотрению вопроса о; как отмечалось выше и т.д.[5]
3.Использование специальных вводных слов (по мнению автора, по мнению исследователя, по сообщению, по данным, по сведениям, согласно мнению и др.).
4.Использование словосочетаний, позволяющих осуществить переход от одной мысли к другой, от одной части к другой (приступим к рассмотрению, прежде чем рассмотреть ...и др.) либо выражать логические связи между частями высказывания (привести результаты, как показал анализ, резюмируя сказанное, на основании полученных данных и др.).
5.Нежелательность, а в ряде случаев и недопустимость использования языковых средств, выражающих субъективную оценку студентом научных фактов. Например, не принято употреблять прилагательные или наречия в форме сравнительной степени или образованные с помощью приставки «по» (получше, побыстрее, поинтереснее и др.), а также существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами «-енък-», «-оньк-», «-ущ/ющ-», «-енн-» (маленький, здоровенный, сильнющий и др.). Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Также в работе не используются местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» по причине неопределенности их значения.
6. Текст работы должен излагаться от третьего лица (не используется местоимение «я», «мной»). Если нельзя не упомянуть об авторе работы, следует писать, например, «проведенное автором исследование показало...» и др.
7. В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Выпускная квалификационная работа может быть напечатана на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (210x297 мм).
Цвет распечатки компьютерного набора - черный.
Работа печатается на машинке через 2 интервала. При этом на стандартной странице размещается 28-30 строк текста (включая текст подстрочных примечаний) по 65-70 знаков в строке. Подстрочные примечания допускается печатать через одинарный интервал.
Кегль (размер) шрифта компьютерной распечатки в редакторе Word - 14 пунктов, но не мельче. Кегль подстрочных примечаний может быть также 12-14 пунктов. Интерлиньяж (интервал, расстояние между строками) при компьютерном наборе кеглем 14 устанавливается в текстовом редакторе Word таким образом, чтобы на странице умещалось 28-30 строк текста (включая подстрочные примечания). Текст, набранный кеглем 14, требует полуторного интерлиньяжа.
При подготовке работы в виде компьютерного набора выбирается наиболее простой и экономичный тип шрифта (гарнитура), например Times New Roman Cyr, TimesET, Arial и близкие по начертанию.
В работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.
В работе не допускаются исправления и зачеркивания. Неверный текст перепечатывается или забеливается (если это отдельные буквы, слово) и поверх него вписывается или впечатывается исправленный текст. Если ошибочно вписаны несколько строк текста или абзац, то в выпускной квалификационной работе можно заклеить эти строки полоской бумаги и написать на ней правильный текст.
Все листы работы, включая титульный лист и оглавление, имеют поля: левое - 30 мм, правое - 10-15 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм, при этом отчеркивать поля или вычерчивать рамку на листах не требуется.
Страницы работы нумеруются. Номер проставляется арабской цифрой без знаков препинания по верхнему полю листа справа. Номер страницы не ставится на титульном листе работы, на листе оглавления, списке принятых сокращений (если имеется), но они входят в общее число страниц работы при их подсчете.
Текст на иностранных языках должен быть целиком напечатан или вписан от руки (сочетание того и другого способа не допускается) чернилами того же цвета, что и остальной текст.
Оглавление помещается за титульным листом. В оглавление выносятся номера и заголовки структурных частей работы. Справа указываются номера страниц начала соответствующей части работы без слова «страницы».
Каждая структурная часть (глава) выпускной квалификационной работы начинается с новой страницы. Не начинаются с новой страницы параграфы или подразделы глав.
Наименования структурных элементов выпускной квалификационной работы: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав основной части являются заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать по центру строки без точки и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Требования к оформлению приложений
– материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложением может быть графический материал, таблицы, схемы, графики, статистические данные, проекты нормативно-правовых актов и т. д. Следует обратить внимание, что весь иллюстративный материал помещается в приложения.
– приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер;
– характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания работы;
– в тексте работы на все приложения должны быть ссылки;
– приложения оформляются как продолжение работы на последующих листах формата А 4;
– каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (без кавычек) и имеет тематический заголовок, расположенный по центру на следующей строке;
– при наличии в ВКР более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.;
– приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размер никак не регламентируется;
– графики приложений могут быть начерчены вручную.
Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков
– слова «Таблица», «Рисунок» нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Таблица 1», «Рисунок 1» и т. д.;
– кавычки для выделения слов «Таблица», «Рисунок» и названия таблицы, рисунка не используются;
– название таблицы, рисунка, графика помещается над таблицей по центру;
– в конце заголовков и подзаголовков таблиц, рисунков точки не ставятся;
– при переносе таблицы на другую страницу ее заголовки следует повторить. Над ней размещаются слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Нижняя горизонтальная черта, ограничивающая таблицу, не проводится;
– при заимствовании таблицы из какого-либо источника после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;
– таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещаются в приложение, а небольшие – на страницах работы;
– название рисунка помещается под рисунком снизу по центру;
– таблицы и рисунки размещаются по порядку в соответствии со ссылками на них в тексте и снабжаются единой нумерацией на протяжении всей работы (Таблица 1, Таблица 2; Рисунок 1, Рисунок 2 и т. д.).
Примеры оформления таблиц и рисунков приведены в приложениях 11 и 12.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
И.О. заведующего кафедрой
гражданско-правовых дисциплин,
кюн Д.А. Плотникову
студента ______________ формы обучения
(очная, заочная, дистанционная)
группы ________
Направление подготовки:
40.03.01 Юриспруденция
______________________________________
(фио студента)
Тел.: _____________________________
E-mail: ___________________________
заявление.
Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы (бакалаврской) работы по гражданско-правовому профилю ____________________________________________________________________________________________________________________________________
В качестве руководителя прошу утвердить
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, занимаемая должность)
Руководитель согласен:
« » 201 г.
Подпись студента « » 201 г.
Тема утверждена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин от «» 201 г. Протокол №
И.О. зав. кафедрой /Д.А. Плотников/
Приложение 2
И.О. заведующего кафедрой
гражданско-правовых дисциплин,
кюн Д.А. Плотникову
заявление.
Я, обучающийся | ||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество) | ||||||||||||||
на образовательной программе | ||||||||||||||
(код, наименование) | ||||||||||||||
в группе | формы обучения | |||||||||||||
(шифр группы) | (очной, очно-заочной, заочной) | |||||||||||||
предлагаю для выполнения выпускной квалификационной работы следующую тему: | ||||||||||||||
Целесообразность данной тематики в части практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности обусловлена следующим: | ||||||||||||||
(описывается целесообразность тематики) | ||||||||||||||
Обучающийся | ||||||||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | |||||||||||||
« | » | г. | ||||||||||||
РЕШЕНИЕ КАФЕДРЫ
Зав. кафедрой | |||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||
« | » | г. | |||||||
Приложение 3
АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет»
И.О. заведующего кафедрой
гражданско-правовых дисциплин, кюн Д.А. Плотникову
____________________________
(наименование работодателя, его реквизиты)
____________________________
ходатайство.
Просим вас поручить студенту (ФИО), группы (указывается шифр), формы обучения (очной, заочной, очно-заочной) по направлению подготовки (специальности) (указывается код и наименование образовательной программы) разработать тему ВКР (указывается название).
Дата, подпись
Приложение 4
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Утверждаю:
Зав. кафедрой ГрПД
Протокол № от
ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ