Понятие, сущность и значение эксгумации
Эксгумация - это довольно сложное и своеобразное действие, специфика производства которого обусловлена рядом причин: слабой законодательной регламентацией процесса подготовки и производства эксгумации; материально-техническими сложностями; определенной трудоемкостью процесса, а также особым характером вмешательства в деликатную сферу человеческих эмоций и чувств, связанных с памятью о покойном.
В условиях действия старого уголовно-процессуального законодательства данное следственное действие не регламентировалось. Хотя стоит признать, что по существу оно не ново и производилось, поскольку УПК РСФСР содержал положение о возможности осмотра трупа также и в случае необходимости извлечения трупа из мест захоронения (ч. 2 ст. 180 УПК РСФСР). Однако данный процесс не назывался эксгумацией.
В русском языке термин "эксгумация" означает "извлечение" (от лат. ex - "из" и humus - "земля"), извлечение трупа из места захоронения при необходимости его осмотра, проведения экспертизы в ходе расследования уголовного дела.
В криминалистической литературе существует несколько определений данного термина, которые введены в криминалистический оборот Р.С. Белкиным*(126), В.П. Божьевым*(127), П.И. Кудрявцевым*(128), В.И. Шикановым*(129) и др. Одно из последних дано Д.А. Натурой. Он, выделяя эксгумацию криминалистическую, определяет ее как следственное действие, заключающееся в извлечении трупа (его останков) из мест захоронения с целью осмотра его и объектов, находящихся при нем, гроба и могилы, а также проведения других следственных действий для проверки имеющихся и установления новых доказательств*(130).
Данное определение достаточно полно раскрывает сущность эксгумации как следственного действия, производство которого требует учета его специфики, особенностей и возможно только по возбужденному уголовному делу.
Особенности эксгумации как сложного и своеобразного следственного действия обусловлены в большинстве случаев (при эксгумации из официальных мест захоронения) тем, что в его производстве значительную роль занимают нравственные нормы и этика общения с родственниками покойного, труп которого необходимо эксгумировать. При эксгумации из неофициальных мест трудности возникают с поиском места захоронения и соблюдением процессуального характера ее производства.
Учет давности захоронения не должен играть существенной роли, поскольку даже спустя триста лет после захоронения по костным останкам трупа возможно установить отдельные обстоятельства смерти*(131).
Подготовка к производству эксгумации должна включать для следователя, помимо решения процессуальных, организационных вопросов, и тренировку морально-волевых качеств.
Значение эксгумации заключается в том, что без ее проведения в ряде случаев бывает невозможно получить доказательства по отдельным расследуемым аспектам, а также она обеспечивает материальную и информационную базу для производства иных следственных действий, основанных на результатах эксгумации.
Общие положения тактики эксгумации
В ходе уголовного судопроизводства эксгумация может быть произведена в следующих случаях: когда возникает необходимость осмотреть труп, если он уже захоронен; когда возникает необходимость предъявить труп для опознания; когда необходимо провести дополнительную или повторную судебно-медицинскую экспертизу и др.
С учетом этого в рамках подготовки к эксгумации следователь определяет цели и задачи данного следственного действия, выносит соответствующее постановление (приложение 43 к ст. 476 УПК РФ)*(132), а также в установленном законом порядке либо уведомляет родственников и получает их согласие, либо выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении извлечения трупа (приложение 42 к ст. 476 УПК РФ).
Сама процедура рассмотрения судом ходатайства о разрешении извлечения трупа (эксгумации) требует более детальной нормотворческой концепции. Представляется, что процессуальный порядок получения разрешения на эксгумацию требует более тщательной регламентации, поскольку данное следственное действие затрагивает важные человеческие ценности, связанные с памятью об умершем.
Процессуальный порядок, регламентирующий производство эксгумации, должен содержать решение следующих вопросов: состав суда, которому подлежит рассмотрение указанного ходатайства; участие руководителя следственного органа (прокурора), следователя, родственников покойного; срок рассмотрения данного ходатайства; возможность производства эксгумации без разрешения суда с последующим уведомлением; упрощенный порядок получения разрешения о производстве эксгумации в случаях неустановления либо отсутствия родственников.
При подготовке эксгумации трудности могут быть связаны с решением ряда организационных вопросов, объединенных обеспечением наличия инструментов и технических приспособлений, необходимых для эксгумации (с учетом места, времени года, состояния почвы); присутствия понятых (добровольное согласие которых получить довольно сложно в силу специфики производимого действия); подготовки специального транспорта для перевозки трупа и т.п.
На стадии подготовки следует обеспечить присутствие всех обязательных участников этого действия. Обязательными участниками являются: следователь, понятые, судебно-медицинский эксперт либо врач, а с учетом положений ведомственных инструкций - представители администрации места захоронения и представители санитарно-эпидемиологической службы. К участию в эксгумации могут быть также привлечены специалист-криминалист, технический персонал для раскопки места захоронения, родственники покойного и др.
В рамках производства эксгумации возможно рассмотрение нескольких ситуаций, от оценки и характеристик которых зависит выбор специальных тактических приемов. К общим тактическим приемам эксгумации, которые универсальны для любой ситуации, можно отнести единство руководства процесса эксгумации, соблюдение этических норм и учет религиозных уложений, использование технических средств, системность и полноту.
В зависимости от условий захоронения возможно выделить следующие ситуации: труп захоронен в гробу в официальном месте; труп захоронен без гроба, вне мест официального захоронения.
В первой ситуации проводится визуальный осмотр места захоронения, после разрытия могилы проводятся ее осмотр, осмотр гроба, его извлечение и вскрытие. Особенно тщательно исследуются состояние трупа в гробу и повреждения, вызванные физическими процессами. Проводится общий статический осмотр содержимого гроба, а затем труп перемещается из гроба на специально подготовленное место для возможности его тщательного осмотра судебным медиком, при этом исследуется внутренняя часть гроба, находившаяся под трупом. В отдельных случаях в ситуации сильного гнилостного изменения труп может не извлекаться. После осмотра происходит изъятие необходимых проб, которые желательно осуществлять специалисту-криминалисту.
При нахождении трупа без гроба, вне мест официального захоронения особенно осторожно следует действовать при вскрытии места захоронения, поскольку следует избежать неосторожного изменения положения трупа либо его повреждения.
В данной ситуации необходимыми тактическими рекомендациями будут тщательность и осторожность при извлечении земли. По периметру границ могильной ямы целесообразно прокладывать неглубокие траншеи; если при этом границы места захоронения не обозначаются, землю необходимо снимать глубиной на штык лопаты по слоям. Выкапываемый грунт необходимо проверять с целью возможного обнаружения предметов, пригодных для идентификации личности.
Определив положение трупа либо останков, необходимо провести его расчистку от головы к ногам, используя небольшие инструменты, совки, лопатки и др. После очистки от земли следует тщательно зафиксировать останки, желательно с помощью фотосъемки или видеосъемки, а потом производить их дальнейшее извлечение.
С точки зрения тактических основ интересны также следующие ситуации, возможные при производстве эксгумации. Ситуации, характеризующиеся возникновением эффекта внезапности в связи с производством эксгумации, можно классифицировать по объектам воздействия: 1) внезапные для следователя; 2) внезапные для судебно-медицинского эксперта (дававшего заключение о причинах смерти) и родственников покойного, труп которого должен быть эксгумирован; 3) внезапные для лиц, причастных к совершению преступления и противодействующих расследованию. Возможно совпадение второй и третьей категории объектов.
Ситуации, связанные с воздействием эффекта внезапности на следователя, могут быть обусловлены рядом причин: неожиданностью самого факта производства данного действия (в силу неопытности следователя, брезгливости и т.п.), необходимость производства которого возникла по ходатайству о его производстве со стороны обвиняемого (подозреваемого), родственника умершего; необычностью места производства эксгумации (например, такие как могила-тайник, "криминальные могилы", находящиеся в труднодоступных местах, под фундаментами застроек и т.д.); непредсказуемостью данных, полученных в ходе эксгумации и последующего осмотра; невозможностью предусмотреть результаты назначенных в последующем экспертиз.
Полнота и достоверность полученных в результате эксгумации доказательств во многом будут зависеть от того, насколько собранными и тактически взвешенными будут действия следователя в этих ситуациях. При этом важно, чтобы для следователя как единого руководителя данным действием не была неожиданной возможность обнаружения значительно разложившегося трупа, обнаружения подзахоронения трупа (могилы тайника), пустого гроба и тому подобных непредвидимых обстоятельств.
Так, через 18 дней после исчезновения К. в яме его сарая на метровой глубине был обнаружен почти полностью скелетированный труп. Судебно-медицинский эксперт, принимавший участие в эксгумации и осмотре трупа, по состоянию останков трупа высказал суждение о том, что смерть наступила 4-5 месяцев тому назад. Выдвигаемые в процессе следствия версии не находили подтверждения, поскольку казалось маловероятным, что труп человека в течение 18 дней мог разложиться до состояния почти полного скелетирования. Возник вопрос об установлении личности потерпевшего. Лишь ряд произведенных экспертиз (судебно-энтомологической, судебно-медицинской, комплексной медико-криминалистической), направленных на исследование эксгумированного трупа и его фауны, позволили объяснить неожиданные обстоятельства, выявленные в результате эксгумации, и установить личность потерпевшего. Исследование фауны показало, что в рассматриваемых условиях при наблюдении обилия мертвоедов (жуков, мух, количество которых в данной местности превышало допустимые показатели в 6 раз, и их личинок) и при высокой среднесуточной температуре уничтожение внутренних органов и мягких тканей трупа человека возможно в течение 2-3 недель. Этим и было обусловлено такое неожиданное состояние эксгумированного трупа*(133).
Воздействие внезапности на судебно-медицинского эксперта, давшего ложное заключение о причинах смерти, обусловливается тем, что возникает реальная возможность (о которой он не предполагал ранее) установления истинных причин смерти похороненного. Следует отметить, что подобные ситуации далеко не редкость, поскольку согласно данным статистики в период 1992-2000 гг. из общего числа повторных судебно-медицинских экспертиз эксгумированных трупов 43,3% заключений содержали другие, нежели в первичном исследовании, выводы*(134).
Для родственников покойного, труп которого эксгумируется, установление тех или иных обстоятельств, связанных с процессом эксгумации, может быть внезапным как в силу того, что прошло уже значительное время с момента похорон, так и в силу возможности установления истинных причин смерти, а также их причастности к данному факту.
Лицо, совершившее убийство и спрятавшее в земле труп, с целью сокрытия преступления, подвержено большему воздействию внезапности, чем вышеназванные категории, поскольку не предполагает возможности нахождения трупа (в силу того что место "захоронения" трупа им было тщательно скрыто), а также, как правило, не может предугадать состояния, в котором находятся останки умершего, подлежащие эксгумации.
К сожалению, конфликтные ситуации, связанные с эксгумацией, происходят довольно часто*(135). Они обусловлены тем, что родственники покойного в силу ряда причин, в том числе и религиозного характера, не только не дают согласие на производство эксгумации, но и оказывают различного рода противодействие при ее осуществлении.
С тактической точки зрения в данной ситуации необходимо выяснить мотивы данного поведения. Мотивами возражений могут быть: отсутствие средств на восстановление места захоронения; недопустимость производства эксгумации в течение какого-то времени (например, сорока дней) по религиозным соображением и другие нравственно-этические причины и "языческие" убеждения (пережитки).
В первом случае необходимо использовать такой прием, как разъяснение лицу его прав, а именно пояснить родственникам покойного, что повторное захоронение эксгумированного трупа является обязанностью органов расследования. В случае выполнения этого родственниками понесенные ими в связи с этим расходы (или расходы по необходимому облагораживанию могилы) возмещаются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом (ч. 5 ст. 178 УПК). Во втором случае с учетом конкретной ситуации расследования (если не будут утеряны какие-либо факты доказательственного значения) тактически допустимо перенести производство эксгумации на более поздний срок (например, по истечении 40 дней с момента смерти).
В определенных ситуациях выбор времени производства эксгумации может быть сделан с учетом фактора внезапности для лиц, способных затруднить либо воспрепятствовать производству данного действия. Такими лицами могут быть подозреваемый, обвиняемый, соучастники и другие лица, которые надеялись, что с момента захоронения сокрыты и некоторые следы совершенного ими преступления, например в случае, если имело место отравление, а в судебно-медицинском заключении по тем или иным обстоятельствам указана иная причина смерти. Еще более сложна с тактической точки зрения ситуация в случае совпадения в одном лице родственника захороненного и возможного субъекта преступления.
В подобных ситуациях тактически целесообразной будет реализация внезапности факта и времени производства эксгумации. Организация и подготовка рассматриваемого следственного действия должны производиться с учетом того, чтобы судебно-медицинский эксперт, давший ложное заключение, родственники покойного, причастные к совершению преступлений, не могли располагать подробной информацией (о факте, времени, участниках эксгумации) о производстве эксгумации.
В силу правовых оснований производства эксгумации факт самого проведения данного следственного действия не может быть обеспечен для родственников эффектом внезапности, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 178 УПК РФ следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом. Но для иных лиц, имеющих причастность к наступлению смерти лица, труп которого необходимо эксгумировать, в определенных ситуациях расследования производство эксгумации должно быть внезапным, чтобы они не могли воспрепятствовать его осуществлению. Данный подход позволит избежать ряда негативных последствий.
Потребности практики требуют применения фактора внезапности в тех случаях, когда у следствия имеются данные о том, что родственники покойного имели заинтересованность в гибели захороненного либо причастность к факту его смерти.
В подобных ситуациях получение их согласия на производство эксгумации может спровоцировать сокрытие ими определенных доказательств путем замены, уничтожения трупа, извлечения его из могилы и других подобных действий. Поэтому целесообразно не извещать родственников о времени производства эксгумации, а уведомить лишь о факте ее производства. УПК РФ не предусматривает необходимости определения в постановлении об извлечении трупа (эксгумации), которое объявляется родственникам покойного, конкретного времени (дня и часа) его производства.
По-видимому, и при производстве эксгумации возможны исключительные случаи, когда промедление во времени ее производства может привести к негативным последствиям в виде утраты фактов, имеющих доказательственное значение.