Функции и аппарат государства
Функции государства–это основные направления деятельности государства по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.
Классификацию функций государствапроводят:
· по сферам осуществления функций;
· структуре государственной власти;
· формам и методам осуществления.
По сферам осуществлениявыделяют внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функциигосударства действуют в политической, экономической, экологической, социальной и других сферах. Среди них:
· охранительная – выступает ключевой функцией и предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка в обществе;
· регулятивная,в состав которой входят:
– финансово-экономическая – принятие государством нормативно-правовых актов в экономической сфере; принятие и исполнение бюджета, контроль за сбором налогов, выпуск денежных знаков и т. п.;
– социальной защиты – создание достойного уровня жизни каждого человека, обеспечение надлежащего уровня жизни инвалидам, сиротам, многодетным матерям и другим лицам, нуждающимся в государственной поддержке;
– экологическая – установление режима природопользования: использование лесов, вод, недр земли, установление правил охоты и пр.; охрана среды обитания и ее защита от вредного воздействия со стороны нарушителей правил природопользования; ликвидация стихийных бедствий, экологических катастроф и т. д.
Внешние функции государства направлены на решение глобальных проблем современности, обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных делах. Среди них:
· представительство национального государства в мировом сообществе;
· оборона страны от нападения извне;
· борьба за мир и мирное сосуществование государств мира;
· сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, продовольственных и др.);
· сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам страны.
Некоторые функции могут быть и внешними и внутренними, как, например, экологическая функция.
По структуре государственной власти:
· законодательная (правотворческая),
· исполнительно-распорядительная,
· судебная,
· контрольно-надзорная.
По формам и методам осуществления функции государства разграничивают:
по формам:
· правовые (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная) – подготовка законов, их реализация, обеспечение правового порядка;
· организационные (организационно-регламентирующая) – подготовка проектов законов, организация выборов и т. д.;
· организационно-хозяйственная – статистика, бухучет, хозяйственная работа;
· организационно-идеологическая – разъяснение изданных нормативно-правовых актов, формирование общественного мнения и т. п.);
по методам:
· убеждения,
· принуждения,
· поощрения,
· наказания и т. д.
Механизм государства –система специализированных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его интересов. Одним из важнейших факторов, являющимся определяющим для характеристики механизма государства, является форма правления данного государства.В него входят:
· государственный аппарат (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные органы);
· государственные организации и материальные придатки (учебные, научные учреждения и т. д.);
· вооруженные силы, органы охраны правопорядка, уголовно-исполнительные учреждения, обеспечивающие деятельность государственного аппарата;
· государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением;
· организационные и финансовые средства.
Государственный аппарат – все органы государства в статике, порядок их формирования, компетенция.
Орган государства – основной элемент механизма государства, имеющий собственную структуру, определенные полномочия и образующим с другими частями (элементами) единое целое.
Признаки органа государства:
· является самостоятельным элементом механизма государства;
· образован и действует на основе права (закона);
· выполняет свойственные ему задачи и функции;
· наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения, в случае необходимости, принудительных мер;
· имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства;
· ликвидируется в установленном законом порядке.
Органы государства классифицируют:
· по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные;
· характеру компетенции: общей (парламент, правительство, местные советы); специальной (министерства, ведомства, управления, исполкомы);
· характеру формирования: первичные (создаются без участия других органов государства; Президента непосредственно избирает народ); производные (формируются другими госорганами; Президент Республики Беларусь назначает 6 членов избирательной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов);
· территориальным пределам действия: высшие (Президент, Парламент, Правительство, Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд); центральные (министерства, ведомства); местные (исполкомы);
· способу осуществления полномочий: коллегиальные (Парламент, Правительство, исполкомы), единоначальные (министерства, управления, ведомства).
Важно разграничивать понятия «функции государства» и «функции государственного органа». Понятие функции государства охватывает деятельность государства в целом, их осуществлению подчинены все звенья государственного аппарата и каждого органа в отдельности; понятие функции государственного органа – определенный вид деятельности, функции государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – наиболее важные, ключевые идеи и положения, которые лежат в основе формирования и функционирования государственных органов. Среди них принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина;демократизма; разделения властей; гласности и открытости; научности; профессионализма, компетентности, этики;сочетания коллегиальности и единоначалия;выборности и назначаемости; исполнимости и т. д.