Основные концепции происхождения и сущностиправа
Правопонимание – это сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др.
Критерии разграничения типов правопонимания:
§ соотношение права и государства,
§ соотношение права и закона,
§ признание либо непризнание естественных прав и свобод человека в качестве содержания права.
Чаще всего выделяют два типа правопонимания: позитивистский и непозитивистский.
Позитивистский тип правопонимания рассматривает право как:
• продукт государственной власти,
• систему норм, чей общеобязательный характер обеспечен принудительной силой государства.
Право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права, т. е. к закону (в широком смысле).
Непозитивистское правопонимание разграничивает систему норм права и собственно само право.
Позиция непозитивистов основана на том, что помимо формальных требований они предъявляют к праву содержательные требования, т. е. не все властно установленные нормы, отвечающие требованиям формальной корректности, являются правом, а только те из них, которые отличаются особым, правовым содержанием.
Направления (школы) позитивистского права:
· классический этатический позитивизм (нормативизм, легизм),
· марксистско-ленинское понимание права,
· неопозитивизм и др.
Направления (школы) непозитивистского права:
· естественно-правовая (юснатурализм),
· социологическая,
· психологическая,
· либертарно-правовая и др.
Позитивизм юридический: Право – система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Отождествление права и закона.
Позитивизм юридический (правовой) (лат. positivus - положительный) – это направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права (систему норм права, зафиксированных в формальных источниках права:нормативных правовых актов, в первую очередь, в законах, нормативных договорах и т.д.). Основоположник Д. Остин, 19 век.
Марксистско-ленинское (классовое, историко-материалистическое) правопонимание: право – возведенная в закон воля господствующего класса.
Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Основоположники К. Марск, Ф. Энгельс, Ленин, 19-20 века.
Нормативизм: право – иерархическая система правовых норм, представленная в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Отождествление права и закона.
Разновидностью современного юридического позитивизма является нормативизм Г. Кельзена, 20 век. Это правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в "чистом виде" (поэтому нормативизм также называют "чистой теорией права").
Теория естественного права (юснатурализм): Право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Платон, Сократ и другие мыслители пытались связать право со справедливыми началами, заложенными в природе человека. Наибольшее развитие теория получила в период буржуазных революций в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.
Социологическое: право – система административных и судебных решений («живое право»).
Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. Право – это не только нормы права, но и общественные отношения, в которых нормы реализуются. Социология права не признает монополии государственно-властных учреждений на создание правовых норм, она исходит из предположения, что право коренится в обществе, в общественных институтах и их нормах. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое» право, которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Под «живым» правом, правом в действии понимается три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни: правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или административном органе.
К представителям социологической школы права относят О.Конта, Э.Дюркгейма, Л.Дюги, Е.Эрлиха, Р.Паунда, М.Ориу, 20 век.
Реалистическая школа права (одно из направлений социологической школы): самая радикальная, т.к. отрицает такое свойство права как его нормативность.
Либертарное(либертарно-юридическое): право – нормативное выражение принципа формального равенства, в единстве равной для всех нормы и меры свободы и справедливости.
Формальное равенство как сущность и принцип права включает в себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимно предполагающих (подразумевающих друг друга) составных компонента, три сущностных свойства права:
1) всеобщую равную меру (норму),
2) формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы),
3) всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции.
Основоположник В.С. Нерсесянц, конец 20 века.
Легальное определение права (ст. 1 Законе от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»): право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.
Происхождение права
Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи.
Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений.
Мононормы – это нормы, соединяющие в себе различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие).
Таким образом, основными способами регулирования отношений в первобытном обществе были дозволения, запреты и позитивное обязывание.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении нарушений норм, были представители формирующихся социальных групп, которые аккумулировали в своих руках особую публичную власть. Поэтому эти властные полномочия использовались для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим, тем самым, обычаям придается новый особый статус – правовой. Таким образом, завершается процесс формирования правовых обычаев.
Переход общества на новый уровень развития- формирования государства – становится причиной для увеличения темпов усложнения общественных отношений, в связи с чем становится недостаточным нормативное регулирование лишь правовыми обычаями, которые «не успевают» за быстрыми изменениями социальных отношений. В результате формируются новые источники права, среди которых законы (в широком смысле), юридические прецеденты, нормативные договоры.
Право позитивное формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле, право естественное, и раньше государства). Но, так или иначе, их возникновение взаимосвязано и взаимообусловлено.
Сущность права
Сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.
Современная юридическая наука не имеет единого понимания сущности права. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права.
Многообразие взглядов ученых-юристов на кардинальную проблему теории права обусловливается несколькими факторами:
1) сложностью права, многообразием его проявлений в обществе;
2) влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы;
3) различными исходными философскими и методологическими основаниями.
Сущность права вытекает из его социальной природы, политических истоков, а социальное назначение права – из его регулятивной значимости обеспечения общественного порядка.
Обусловленность сущности права типом правопонимания.
Сущность позитивистского права: возведенная в закон воля социальной группы, обладающая государственной властью.
Сущность непозитивистского права: система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека.
Признаки права:
1. государственно-волевой характер;
2. обеспеченность государственным принуждением;
3. формальная определенность (правовые акты содержат точное указание, на какие именно факты, обстоятельства, субъектов они распространяются и какие юридические последствия влекут);
4. специфическая форма выражения (для того, чтобы считаться правом государственная воля должна быть оформлена не иначе, как в качестве правового веления (правовой акт, правовой обычай, прецедент и пр.);
5. многоразовое действие;
6. процедурность (право создается, применяется, реализуется, изменяется и прекращается в рамках строго очерченных процедур);
7. объектом права являются общественные отношения.
Общее определение права на современном этапе дает Дробязко: это внешний, интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющий круг субъектов права, их права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Общее определение права на современном этапе дают Вишневский, Горбаток, Кучинский: Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных компетентными государственными органами в целях урегулирования общественных отношений, выражающих первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом мнения меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
Легальное определение права (ст. 1 в Законе от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»): Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.
Право – это верховенствующий универсальный регулятор общественных отношений необходимый для обеспечения социального прогресса, находящий свое внешнее выражение в системе правовых норм.
В юридической литературе право имеет два значения.
Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.
Право в субъективном смысле (субъективное право) – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающееся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.
Принципы права – это основополагающие универсальные нормативно-юридические начала, обладающие высшей императивностью, определяющие его содержание и сущность.
Принципы права подразделяются на:
· Общеотраслевые,
· Межотраслевые,
· Отраслевые,
· Внутриотраслевые.
Общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относятся: принцип гуманизма; принцип равенства граждан перед законом; принцип взаимной ответственности человека и государства; принцип демократизма; принцип законности; принцип справедливости и т.д.
Общеправовые принципынекоторые авторы относят к разновидности источников права.
Межотраслевые принципы – принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность функционирования государственных органов (в т.ч. судебного судопроизводства), государственный язык делопроизводства (в т.ч. судопроизводства), независимость судей и подчинение их только закону.
Отраслевые принципы определяют специфику конкретной отрасли права (принцип равенства всех форм собственности, принцип выборности и назначаемости должностных лиц, принцип социального партнерства и др.).
Внутриотраслевые принципы – принципы, действие которых ограничено предметом регулирования конкретного института права той или иной отрасли права (принцип поглощения менее тяжкого наказания более тяжким в уголовном праве, принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора в гражданском праве, принцип свободы завещания в гражданском праве).
Принципы права могут быть легализованы (т.е. закреплены в законе); выведены из содержания и смысла законодательства; сформулированы юридической практикой.
Функции права – это направления его воздействия или основные направления правового воздействия.
В юридической литературе выделяется классификация функций права в зависимости от элементов системы права:
1) общеправовые функции, свойственные всем отраслям права;
2) межотраслевые функции, свойственные двум и более, но не всем отраслям права;
3) отраслевые функции, свойственные только одной конкретной отрасли права;
4) функции правовых институтов, свойственные конкретному институту права);
5) функции норм права, свойственные конкретным видам норм права.
Функции права:
· Регулятивная функция права – это закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление,
· Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее значимых экономических, политических, национальных, личных отношений,
· оценочная,
· воспитательная,
· идеологическая,
· информационная и др.