Основные концепции происхождения государства

Говоря об основных теориях происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.

В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основные теории происхождения государства.

Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

Следует также отметить, что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методов властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха — есть патриархальная власть главы семьи.

Договорная (естественно-правовая) теория(Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека». При этом Гоббс видел естественное состояние в «царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть «мирное идиллистическое первобытное царство свободы»; Локк, говоря о естественном состоянии человека, отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

В этой связи государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Классическую форму выражения сущности данной теории высказал Л. Гумплович. Он считал, что, исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные — «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, каковым и стало государство.

Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Иными словами, суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшими, которые должны были слепо и беспрекословно повиноваться.

Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».

Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Такими образом, суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. В ней государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.

По утверждению представителей данной теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности — быть достойным членом государства».

Таким образом, в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, Гегель создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев — чиновников, служб, защищавших каналы от заиливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т п.

Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория происхождения государства. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Теория «инцеста» (К. Леви-Стросс). Он разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории — взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.

Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует как позитивное право, созданное государством путем законодательства, так и естественное право. При этом, если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно- правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

Наши рекомендации