Вещные права в европейском континентальном праве
В Средние века в Европе возникла конструкция разделенной (расщепленной) собственности на землю (dominium divisum). Данная конструкция предполагала наличие верховного собственника (сюзерена) и подчиненного собственника (вассала). У последнего было право владения и пользования землей в определенных пределах. Таким образом, на одну и ту же вещь (земельный участок) признавалось сразу два права собственности, что является недопустимым с точки зрения римского права (duo non possunt esse in solidum domini – не может быть двух прав собственности на одну и ту же вещь).
В 18-19 веках в европейском континентальном праве произошел отказ от средневекой конструкции расщепленной собственности и возврат к традициям римского права. Ряд выдающихся немецких ученых, т.н. пандектисты (А. Тибо, Ф. Савиньи, Г. Пухта, Б. Виндшайд), обобщили и систематизировали различные источники римского права, разработали общие понятия, в том числе такие как «вещные права», «ограниченные вещные права» и др.
В 19 веке в Европе были приняты два крупнейших гражданских кодекса: Гражданский кодекс Франции (кодекс Наполеона) 1804 г. и Гражданское уложение Германии 1896 г. Оба кодекса продолжают действовать по сей день и в значительной степени базируются на римском праве.
В Гражданском кодексе Франции (ФГК) вещному праву посвящена книга вторая «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности». Открывается книга вторая нормами о недвижимостях и движимостях. Представления о недвижимости очень специфичны. Ст. 517-526 ФГК закрепляют три вида недвижимого имущества:
1) недвижимости по природе. Сюда относятся земельные участки, строения, ветряные и водяные мельницы, урожай на корню, плоды, не снятые с деревьев;
2) недвижимости по назначению. Сюда относятся рабочий скот, земледельческие орудия, семена, данные фермерам, голуби в голубятнях, кролики в садках, ульи и др.;
3) недвижимости по объекту приложения. Это сервитуты, узуфрукт, иски, имеющие своим предметом возвращение недвижимого имущества.
Ст. 544 ФГК содержит следующее знаменитое определение собственности: собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами. Французские цивилисты различают содержание и объем права собственности.[3] В содержание права собственности входят правомочие пользования, правомочие уничтожения или распоряжения. В объем права собственности включается особое право присоединения (ст. 546 ФГК).Согласно праву присоединения:
1) собственнику принадлежит право на все плоды и произведения вещи;
2) собственнику принадлежит все, что естественно или искусственно соединяется с вещью в качестве принадлежности;
3) право собственности на землю включает в себя собственность на воздушное пространство над поверхностью земельного участка и на его недра;
4) собственнику принадлежит право на воды, которые возникают или протекают на его участке.
Помимо права собственности, ФГК закрепляет и иные вещные права, в частности сервитут, узуфрукт, право пользования и право проживания, ипотеку.
В Гражданском уложении Германии (ГГУ) вещному праву посвящена книга третья. Открывается книга третья нормами о владении и владельческой защите. Далее следуют нормы о правах на земельные участки, о собственности, об ограниченных вещных правах. В соответствии с § 903 ГГУ собственник вещи может в той мере, в какой тому не препятствует закон или права третьих лиц, распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять любое воздействие со стороны других лиц. Как и ФГК, ГГУ закрепляет, что право собственника земельного участка распространяется на пространство над и под поверхностным слоем участка. Однако согласно § 905 ГГУ собственник не может запретить воздействия, которые осуществляются на такой высоте либо глубине, где устранение воздействия не представляет для него интереса. Следует также добавить, что земельный участок признается в Германии единственным телесным видом недвижимого имущества. Строения, а также продукты земельного участка, пока они соединены с почвой, являются составными частями земельного участка и не могут быть предметом отдельных прав (§ 93, 94 ГГУ). Особое внимание ГГУ уделяет регулированию соседских отношений (определение границы между участками; допустимое воздействие с соседнего участка; корни, ветви, плоды с соседнего участка и т.д.). Отличительной особенностью ГГУ является подробная регламентация большого числа ограниченных вещных прав:
1) сервитуты, разновидностями которых являются земельные сервитуты, узуфрукт, ограниченные личные сервитуты;
2) преимущественное право покупки;
3) вещные обременения;
4) ипотека, поземельный долг, рентный долг;
5) залоговое право на движимые вещи и права.
Как отмечает Я. Шапп, большинство перечисленных ограниченных вещных прав относятся к обременениям земельного участка, и только узуфрукт и залог могут относится к движимым вещам.[4]