Использование Интернет-ресурсов в изучении римского права

В настоящее время невозможно представить себе работу квалифицированного юриста, особенно, — юриста, занимающегося проблемами римского права, — без использования Интернета и справочно-правовых систем (СПС). Среди наиболее распространенных СПС, использование которых является, по нашему мнению, обязательным при проведении студенческих научных исследований, следует назвать «Консультант + Высшая Школа» и «Гарант». В банк текстов названных СПС помимо обширных архивов нормативных актов и материалов правоприменительной практики входят также основные учебные пособия и наиболее известные монографии по основным отраслям правового знания, в том числе, и по римскому праву.

Применительно к Интернету, студенту рекомендуется тщательнейшим образом осуществлять подбор сайтов, информацией с которых он будет пользоваться при подготовке своей работы. В число сайтов, использование которых может быть рекомендовано студенту, входят сайты основных библиотек РФ (в частности, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино www.libfl.ru; Российской государственной библиотеки www.rsl.ru; юридической библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru и т.д.), основные правовые порталы в Интернет (прежде всего, http://law.edu.ru/), профессиональные сайты, посвященные римской истории и римскому праву (например, www.ancientrome.ru, www.justinien.net и др.). Однако с каких бы сайтов не привлекал студент материалы для своего исследования, цитируя их, он обязательно должен указывать необходимый минимум информации, в который входят: адрес страницы, название сайта, автор и название цитируемого материала.

3. Методические рекомендации по написанию рефератов

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Написание реферата по учебной дисциплине «Римское право» может осуществляться как по желанию студента, так и по инициативе преподавателя. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно при условии предварительного согласования с преподавателем.

Студент должен правильно выбрать методику работы по написанию реферата, для этого необходимо заранее выбрать и обсудить с преподавателем тип будущей работы. Существуют различные типы рефератов:

­ обзорный (сводный) реферат - реферат, составленный на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов (это либо монорефераты в виде связного произведения, либо полирефераты в виде совокупности отдельных рефератов);

­ критический реферат - реферат, в котором ставится задача отразить содержание первоисточника в реферате и выразить свое отношение к данному содержанию;

­ иллюстративный реферат - реферат, сформированный на основе переработки иллюстративного материала первоисточника (используется для большей наглядности, облегчения восприятия, анализа, оценки, повышения информативности и т.п.);

­ реферат-фрагмент первоисточника - реферат, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования.

Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если студент, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеет обосновать, в чем он видит ее преимущество.

Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Объем реферата составляет, как правило, не менее 5 и не более 15 печатных страниц через полтора интервала 14-м шрифтом (допускается и предоставление реферата в рукописном виде). В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.

Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе. Наконец, очень важно, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего юриста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать текст.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Наши рекомендации