V. Органы осуществляющие правосудие

См. Соборное Уложение Царя Алексей Михайловича 1649 г. Глава X. О суде

Центральные судебные органы: суд царя, боярская дума, приказы.

Правосудие могло осуществляться как единолично, так и коллегиально.

VI. “Суд” и “розыск”

Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в Судебниках здесь происходило разделение на две формы процесса:

”суд”

и “розыск”.

Глава 10 Уложения подробно описывает различные процедуры “суда”: процесс распадался на суд и “вершение”, т.е. вынесения приговора.

“Суд” начинался (Глава X. ст.100-104) с “вчинания”, подачи челобитной жалобы.

Затем происходил вызов приставом ответчика в суд.

Ответчик мог представить поручителей.

Ему предоставлялось право дважды не явиться в суд по уважительным причинам (например, болезнь), но после трех неявок он автоматически проигрывал процесс (Глава X. ст. 108-123).

Выигравшейстороне выдавалась соответствующая грамота.

Доказательства, используемые и принимаемые во внимание суда в состязательном процессе, были многообразны:

· свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее 20 свидетелей),

· письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы),

· крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше 1 рубля),

· жребий.

Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, были “общий” и “повальный” обыск:

в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления,

а во втором - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении.

Особым видом свидетельских показаний были: ”ссылка на виноватых” и общая ссылка.

Первое заключалось в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающего, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько и в каждом случае требовалось полное подтверждение.

Общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими.

Своеобразным процессуальным действием в суде стал так называемый “правеж”. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания, число которых равнялось сумме задолжностей(за долг в 100 рублей пороли в течении месяца). “Правеж” не был просто наказанием - это была мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство: у него могли найтись поручители или он сам мог решиться на уплату долга.

Судоговорениев состязательном процессе было устным, но протоколировалось в “судебном списке”. Каждая стадия оформлялась особой грамотой.

Розыск или “сыск”применялся по наиболее серьезным уголовным делам.

Особое место и внимание отводилось преступлениям, о которых было заявлено: “слово и дело государево”, т.е. в которых затрагивался государственный интерес.

Дело в розыскном процессе могло начаться

· с заявления потерпевшего,

· с обнаружения факта преступления (поличного)

· или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения – “язычная молва”).

После этого в дело вступали государственные органы. Потерпевший подавал “явку” (заявление), и пристав с понятыми отправлялся на место преступления для проведения дознания.

Процессуальными действиями был “обыск”, т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей.

В главе 21 Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделились:

· часть в пользу обвиняемого,

· часть против него.

В случае, когда результаты “обыска” были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки.

Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом. Показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер(допроса, присяги, “обыска”). Показания пытаемого протоколировались.

Под повальным обыском в то время понимался опрос окольных людей (не свидетелей) о личности подозреваемого или обвиняемого; они давали оценку личности (хороший или плохой человек, преступник или нет). Особое значение это имело при признании подозреваемого известным «лихим» человеком, т.е. наиболее опасным преступником, систематически совершавшим преступления. Устанавливалось правило, по которому данные повального обыска имели конкретные юридические последствия. Если большинство опрошенных признавало лицо известным «лихим» человеком, то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное тюремное заключение. Если при тех - же условиях так высказывалось квалифицированное большинство (две трети), то применялась смертная казнь.

В августе 1556 г. Боярская дума приняла приговор, о губных Делах. В нем определялся исчерпывающий перечень лиц, подлежавших опросу. К ним относились только «добрые» люди:

· светские и духовные феодалы,

· зажиточная часть посадского населения и

· чернотяглого крестьянства.

Число участников повального обыска увеличилось до 100 человек (раньше в законодательных актах предусматривалось вначале 5-6 человек, а позднее 10-20 человек).

Наши рекомендации