Государственные органы, осуществляющие
Финансовую деятельность
Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы:
во-первых, органы общей компетенции - высшие представительные и исполнительные органы государственной власти;
во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией;
в-третьих муниципальные органы.
Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).
Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. ʼʼаʼʼ, ʼʼбʼʼ ч. I ст. П4 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Президента РФ.
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных образований.
Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые исходя из степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих базовых функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Οʜᴎ распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финансов определяются специальными нормативными актами;
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.
Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ возглавляет систему финансовых органов[2]. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части расчёта и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета͵ а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ координирует в указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями, издает инструкции, методические указания и другие документы.
Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управления). Вместе с тем, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей территории финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением финансового контроля.
Федеральное казначействосоздано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.
Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающую территориальные органы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004ᴦ. налоговые органы находились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Министерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью расчёта , полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).
Таможенные органы, подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности государства осуществляют деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Οʜᴎ пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.). Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В систему таможенных органов входят также региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централизованном подчинении.
Центральный банк РФ (Банк России)занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной особенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и др.
В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; устанавливает правила осуществления денежных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, валютное регулирование и валютный контроль и др.
Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Οʜᴎ обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
К органам государственных внебюджетных фондов относятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.
Вопросы для контроля:
1. Что такое «финансы» как экономическая категория и каковы ее особенности?
2. Какие функции свойственны финансам?
3. Что выражают понятия: «финансы Российской Федерации», «федеральные финансы», «финансы субъекта Российской Федерации», «местные (муниципальные) финансы»?
4. Что такое финансовый рынок?
5. Что такое финансовая система как экономическая категория?
6. Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы как экономической категории?
7. Какие изменения произошли в финансовой системе Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям?
8. Каково соотношение понятий «государственные финансы», «финансы предприятий», «финансы государственных предприятий»?
9. Что понимается под финансовой деятельностью государства?
10. Что понимается под финансовой деятельностью органов местного самоуправления?
11. Каковы основные направления в которых действуют функции финансовой деятельности государства?
12. Каковы организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства?
13. Что понимается под финансовой деятельностью государства и муниципальных образований?
14. Какими методами осуществляется формирование, распределение и использование государственных и муниципальных (местные) денежных фондов? Какие новые явления возникли в этих методах в связи с переходом к рыночной экономике?
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
3. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. С. В. Запольский. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.