Какие еще механизмы общественного контроля существуют при установлении итогов голосования?
Во-первых, после опечатывания избирательных бюллетеней в коробки или мешки наблюдатель, как и член комиссии с правом совещательного голоса, вправе проставить свои подписи на опечатанной части коробки (мешка) с бюллетенями.
Кроме того, в случае пересчета голосов по решению территориальной избирательной комиссии, составления нового итогового протокола (в случае наличия ошибок) участковая избирательная комиссия обязана оповещать наблюдателей и других лиц, получивших ранее заверенные копии итогового протокола. Поэтому обязательно необходимо оставить в участковой избирательной комиссии свой телефон.
[1] См. проект федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации», разработанный на кафедре государственного и административного права Самарского государственного университета - http://ikafedra.com/control
[2] А.Фирсов. Общественный контроль на выборах // «Выборы. Законодательство и технологии». 2001. №3.
[3] http://www.polit-slovar.ru/dictionary/752/
[4] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; № 39, ст. 3642; 2003, № 26, ст. 2572; № 27, ст. 2711, 2716; 2004, № 24, ст. 2335; № 33, ст. 3368; № 35, ст. 3607; № 50, ст. 4950; 2005, № 27, ст. 2708; № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124, 3125; № 31, ст. 3427; № 50, ст. 5303; 2007, № 1, ст. 37; № 6, ст. 681; № 10, ст. 1151; № 17, ст. 1938; № 18, ст. 2118; № 31, ст. 4008, 4011; 2008, № 30, ст. 3605, 3616; № 48, ст. 5517; № 52, ст. 6229, 6236; 2009, № 1, ст. 30; № 7, ст. 771; № 14, ст. 1577; № 20, ст. 2391; № 23, ст. 2763; № 29, ст. 3633, 3640; № 45, ст. 5268; № 52, ст. 6433; 2010, № 17, ст. 1986; № 23, ст. 2794, 2799; № 27, ст. 3417; № 31, ст. 4191; № 41, ст. 5192; 2011, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1503; № 13, ст. 1685; № 25, ст. 3536.
[5] Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
[6] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор – доктор юридических наук А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 34. См. так же: Пылин В.В.Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С.84.
[7] См.: Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 96, 268.
[8] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор – доктор юридических наук А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 34.
[9] Там же. С. 144.
[10] См.: Сравнительное избирательное право. Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 2003. С.16.
[11] См.: Указ о временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный Совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений / Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей Х1Х – начала ХХ вв. / Авт.-сост. Ю.А.Веденеев, И.В. Зайцев, В.В. Луговой; Под общ. ред. канд. юрид. наук А.А. Вешнякова. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 586.
[12] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
[13] Salmore S. A. Salmore B. G. Candidates, parties, and companigs. Washington, 1989. P. 9.
[14] Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
[15] Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143. Здесь следует отметить, что ст. 3 Протокола 1 к Конвенции презюмирует существование представительных органов законодательной власти в каждом государстве, что уже было подтверждено Комиссией в деле «Греция против Соединенного Королевства». См.: Гомьен Донна, Харрис Дэвид, Зваак Лео. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 433-434.
[16] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 53 - 57.
[17] См.: Гомьен Донна, Харрис Дэвид, Зваак Лео. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 433.
[18] Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. (ратифицирована Федеральным Собранием (ФЗ от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2703) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.
[19] См.: Там же. Ст. 1.
[20] Там же.
[21] Гомьен Донна, Харрис Дэвид, Зваак Лео. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 435.
[22] Там же.
[23] Милль Д.С. О свободе / О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия «Общественная мысль: исследования и публикации».). М.: Наука, 1995. С. 292-293.
[24] Как и кого выбирает Запад // Российская газета. 2007. 19 сентября.
[25] Там же.
[26] Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общей ред.акцией и со вступ. Статьей Л.А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 46, 84.
[27] См.: Кудрявцев В.Н., Кузнецова Н.Ф., Комиссаров В.С., Лунев В.В. Конституция – это закон и для Государственной Думы // Государство и право. – 2007. - № 5. - С. 13 и далее.
[28] В США выработана клаузула «О равной защите», согласно которой коалиции большинства не могут действовать в собственных интересах за счет интересов меньшинства. См.: Остром, Винсент. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество: Пер. с анг. / Предисл. А. Оболонского. – М.: «Арена», 1993. –С. 152.
[29] См. проект федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации», разработанный на кафедре государственного и административного права Самарского государственного университета - http://ikafedra.com/control
[30] Российская газета. 2011. 21 января. № 7.
[31] Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3427; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 7, ст. 771; № 20, ст. 2391; № 23, ст. 2763; 2010, № 17, ст. 1986; 2011, № 30, ст. 4607.
[32] Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 1919; 2006, № 29, ст. 3125; 2007, № 18, ст. 2118; № 30, ст. 3802; 2009, № 7, ст. 771; № 20, ст. 2391; № 23, ст. 2763; 2010, № 17, ст. 1986; № 41, ст. 5192; 2011, № 31, ст. 4702, 4703.
[33] См.: Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С. 61–71.
[34] Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С. 536–549.
[35] Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С. 813–816.
[36] Собрание законодательства РФ. 2003. № 27. Ст. 2703.
[37] См. проект Федерального закона «Об общественном контроле», разработанный на кафедре государственного и административного права Самарского государственного университета - http://ikafedra.com/control
[38] См. например, Закон Самарской области от 10 июля 2003 г. №64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» // Волжская коммуна. 2003. 12 июля; 2006. 6 января, 14 ноября, 23 ноября; 2007. 7 ноября; 2010. 9 ноября.
[39] См. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» С. 364-365.
[40] В данном случае речь идет о Федеральном законе от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. 19 августа. №34. ст. 4029
[41] Вестник Центризбиркома РФ. 2011. №7.
[42] http://www.rcoit.ru/