Неимущественные права предпринимателя
Рассмотрев имущественные права предпринимателей и способы защиты этих прав адвокатом, важно так же рассмотреть вопрос о неимущественных правах предпринимателя и способах их защиты.
Важно отметить правовые особенности статуса предпринимателя в отношении неимущественных прав. Предприниматель является физическим лицом, соответственно он может иметь личные неимущественные права, так же он может являться индивидуальным предпринимателей, соответственно ему могут принадлежать неимущественные блага, используемые им в предпринимательской деятельности. Важно рассмотреть неимущественные права предпринимателя и их защиту исходя, что предприниматель будет рассматриваться в первую очередь как юридическое лицо, а потом уже как физическое.
Как физическое лицо предприниматель имеет личные неимущественные права. Личными неимущественными права предпринимателя признаются права, которые возникают по поводу нематериальных благ, неотделимы от личности, у них отсутствует экономическое содержание независимо от их связи с имущественными отношениями. Личные неимущественные права включают право на имя, право авторства, право выбирать место жительства, право на защиту чести и достоинства. [10]
Такие же правоотношения, если рассматривать предпринимателя как юридическое лицо, могут складываются по поводу неимущественных благ, используемых предпринимателями в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. При нарушении неимущественных прав предпринимателя возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
Интересным представляется вопрос взаимосвязи неимущественных и имущественных отношений. Сам по себе термин «личные неимущественные» показывают специфику объектов и субъектов, которые составляют элементы отношений. Предприниматель является участником имущественных правоотношений, которые благодаря деятельности преобразуются в неимущественные права, связанные с имущественными.
Из этого следует, что предприниматель имеет право на защиту своих неимущественных прав как юридическое только в том случае, когда эти права могут быть отделены от него и передаваться другим субъектам (право использование товарного знака, изобретения и т.д.). Получается что, законодатель не учитывает данный факт и выделяет только личные неимущественные отношения. Сам по себе термин «неимущественные отношения» шире по своему содержанию. Чем «личные неимущественные отношения». И говоря о предпринимателях, мы должны понимать, что какие бы ни были отношения неимущественные, они всегда связаны с имущественными.
В ст. 128 ГК законодатель выделяет нематериальные блага, не разграничивая их на неимущественные и лично неимущественные, однако, при анализе ГК можно усмотреть закономерность. Например в статье 150
наряду с такими нематериальными благами, как здоровье, достоинство, честь, жизнь, законодатель в один ряд ставит и личные неимущественные права, такие, как право на право на имя, право авторства, свободу передвижения. Очевидно, что здесь законодатель не разделяет эти понятия, а кроме того,
не выделяет неимущественные объекты, которые по своей природе могут принадлежать только предпринимателям, как, например, фирменное наименование, деловая репутация и т.п. Такое сочетание не совсем правильно и алогично.
Некоторые нематериальные блага не могут быть отчуждены и не могут являться объектом субъективного права, но другие в силу их объективного закрепления в законе становятся объектом субъективного права, регулируемого законодательством, могут передаваться от его носителя другим правообладателям. Это относиться как к личности предпринимателя, так и к предпринимателю как юридическое лицо, эти блага являются объектами субъективного неимущественного права. Если мы речь ведём о предпринимателе как о юридическом лице, то он как правообладатель (по договору коммерческой концессии) обязуется предоставить пользователюза вознаграждение возможность использования принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование, деловую репутацию, товарный знак (ч. 1, 2 ст. 1027 ГК). Представляется, что было бы правильно выделить отдельную главу в ГК о нематериальных благах граждан
и юридических лиц, так как все нематериальные блага, которые могут принадлежать юридическим лицам, всегда связаны с имущественными интересами.
В отличие от обычных граждан, предпринимателю как участнику гражданского оборота принадлежат особые нематериальные блага. Они могут быть объединены в три группы таких благ.
Соответственно к первой группе неимущественных благ можно отнести блага индивидуализации предпринимателя, к ним относятся: фирменное наименование, товарный знак, а также деловая репутация. Важно подчеркнуть, что законодатель в главе 8 ГК говорит только об одном неимущественном праве предпринимателей - праве на защиту деловой репутации, которое имеет свой способ защиты, указанный в п. 7 ст. 152 ГК.
Вторую группу составляют блага, обеспечивающие автономию субъекта. К ним относят коммерческую, служебную тайну, тайну переписки и телефонных переговоров.
Третья группа включает блага, возникающие в результате интеллектуальной деятельности: изобретения, патенты, промышленные образцы и т.п.
Данные виды неимущественных благ предпринимателей не нашли своего места в отдельной главе или параграфе Гражданского кодекса, а были включены законодателем в статьи 138, 139, 150 части первой ГК РФ, что наталкивают на сомнения в правильности такого решения, т.к. во-первых, эти объекты имеют свои особенности, так как они являются неимущественными правами, связанными с имущественными; во-вторых, данные неимущественные права, исходя из содержания статей 138, 139, 150 ГК, имеют свои особенности правового регулирования и способы защиты.
На сегодня ярким примером нарушения может послужить распространение сведений порочащие деловую репутацию; несанкционированное использование торговой марки (товарного знака); раскрытие коммерческой или служебной тайны. Защита деловой репутации предпринимателя при посягательстве на это неимущественное благо приобретает все более актуальное значение во времена недобросовестной конкуренции. В Постановление Пленума Верховного Суда РФ[11] указано, что деловая репутация юридических лиц (предпринимателей) является одним из условий их успешной деятельности. Деловая репутация - это сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств предпринимателя в общественном сознании. Деловая репутация предпринимателя - формируется главным образом благодаря его публичной деятельности. Один из частых способов нарушения деловой репутации является распространение ложной информации в СМИ.
В законе "О средствах массовой информации" можно найти статьи, учитывающие специфику реализации права на опровержение порочащих, не соответствующих действительности сведений, распространенных в средствах массовой информации (ст. 43 - 46). Категория "деловая репутация" является как объективной, так и субъективной. Важно отметить, что деловая репутация предпринимателя может быть как отрицательной, так и положительной, в судебной практике может защищаться только положительная. Вследствие этого адвокату нужно доказать что:
1) сведения были распространены, и они не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию;
2) сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.
При отсутствии данных условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит. В современном законодательстве нет перечня действий порочащих деловую репутацию, это оставлено на рассмотрение суда.
Под распространением сведений следует понимать опубликование не соответствующей действительности информации в печати, трансляцию по радио и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным и другим лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений только тому лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.[12]
В исках о защите деловой репутации ответчиками могут быть граждане и юридические лица, распространившие ложные сведения, а истцом может быть то лицо, которое доказало факт распространения, важно отметить, что для удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации является установление факта ложности сведений. На ответчика возлагается бремя доказывания. В п. 1 ст. 152 ГК РФ установлена презумпция несоответствия действительности распространенных сведений. Порочащими называются также не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении предпринимателем действующего законодательства (порочащие как основной, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию предпринимателя. Если в СМИ опубликовали порочащую информацию, то ответственность ложиться на редакцию и того человека, который написал, если это сделали анонимно и нельзя установить автора, то ответственность ложиться на редакцию. Важно отметить, если данная информация была переданная третьими лицами, то в ст. 58 Закона «О средствах массовой информации» есть основания для освобождения от ответственности, хотя наличие этих обстоятельств не исключает возможности опровержении сведений, порочащих деловую репутацию, через суд. К другим способам нарушения деловой репутации предпринимателей можно отнести действия в виде недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы (недостоверной, ложной или негативной).
В результате нарушения неимущественного права возникает вред неимущественного характера, связанный с имущественным, это выражается в том, что предприниматель, кроме ущемления неимущественного блага - деловой репутации, начинает терять прибыль, и возникают убытки в виде неполученных доходов. Надо понимать, что данное нарушение может вызвать не только убытки, но и разлад внутри бизнеса, таким образом, защита деловой репутации юридического лица не может быть решена по аналогии с гражданами через компенсацию морального вреда.[13]
Для защиты неимущественных прав предпринимателя, адвокату важно разбираться в актуальных вопросах и тонкостях при консультировании, составлении документации и представительстве в суде по данной категории дел. Одним из важных вопросов является подведомственность спора. С первыми затруднениями адвокат сталкивается уже при подаче искового заявления. Ведь именно на этой стадии решается вопрос о подведомственности данного спора[14].
В соответствии со ст. 27 АПК РФ к юрисдикции арбитражных судов относится разрешение экономических споров и рассмотрение других дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от состава и правового статуса участвующих в них лиц (юридических лиц, предпринимателей, иных организаций и граждан).[15]Важнейшим критерием в установлении подведомственности спора арбитражному суду является не субъектный состав участников спора, а характер спорного правоотношения. Так, исковое заявление ЗАО "Варандейнефтегаз" к Бутову В. Я. о защите деловой репутации с требованием обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения, порочащие деловую репутацию истца, поданное в Нарьян-Марский городской суд, было передано по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области. При этом установлено, что дело подведомственно арбитражному суду, так как спорное высказывание действительно порочит деловую репутацию общества и причиняет вред его интересам, поскольку содержит прямое обвинение в уклонении от уплаты налогов.[16]
Таким образом, исковые требования юридического лица в части, касающейся защиты чести, достоинства и деловой репутации его работников, арбитражному суду не подведомственны[17], ведь работники такого предприятия могут самостоятельно обратиться в суд общей юрисдикции с подобными исковыми заявлениями. Так же адвокату при обращении в суд с исковым заявлением необходимо, что требования об опровержении сведений, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах, не могут рассматриваться в соответствии со ст. 152 ГК РФ. Для их обжалования предусмотрен иной порядок,[18]это прослеживается и в практике Федеральных Арбитражных Судов.[19]
Следует помнить, что по делам о защите деловой репутации законодательством РФ закреплена презумпция виновности лица, распространившего порочащие сведения. То есть обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике независимо от того, предъявлен ли иск о защите деловой репутации либо иск о возложении на СМИ обязанности опубликовать ответ потерпевшей стороны. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлены требования. [20]
В подтверждение сказанному можно рассмотреть Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2002 по делу N Ф04/2374-689/А27-2002. ООО "Финансаудит" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Междуречье" о защите деловой репутации путем признания недействительным распространенных ответчиком сведений. В качестве документа, содержащего сведения, порочащие деловую репутацию истца, ООО "Финансаудит" представило объявление, в котором содержится адресованная работникам ОАО "Междуречье" информация об оформлении документов для возврата акций. Судом первой инстанции в удовлетворении требований истца отказано. Кассационная инстанция оставила решение суда в силе по следующим основаниям. Давая оценку спорному объявлению, суд не нашел указаний на то, что содержащиеся в нем сведения распространены руководством ОАО "Междуречье" или по его поручению третьими лицами. Материалы дела не содержат таких доказательств, следовательно, вывод первой инстанции арбитражного суда об анонимности автора объявления является обоснованным. В то же время, если установить лицо, распространяющее сведение, порочащее деловую репутацию, невозможно, юридическое лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд только с заявлением о признании их несоответствующими действительности.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ непременным условием для удовлетворения арбитражными судами исковых заявлений предпринимателей о защите деловой репутации является распространение именно порочащих сведений, не соответствующих действительности.
Позиция арбитражных судов по данному вопросу однозначна.[21]Если в отношении юридических лиц распространялись порочащие деловую репутацию сведения, но они, в свою очередь, соответствовали действительности, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Если же адвокат сумеет доказать обоснованность исковых требований, то восстановление деловой репутации предпринимателя осуществляется посредством опровержения недостоверных сведений в СМИ, принесения официального извинения, информирования третьих лиц о недостоверности распространенных сведений, если об этом настаивает истец, и т.д. При этом в резолютивной части решения суд определяет способ опровержения порочащих сведений, признанных несоответствующими действительности, при необходимости излагает текст такого опровержения, где указывает, какие сведения не соответствуют действительности, когда и кем они были распространены, срок, в течение которого оно должно последовать. [22]
Важно отметить процесс возмещения морального вреда и убытков. Так как предприниматель является физическим лицом, он может испытывать физических или нравственных страданий, ему может быть причинен моральный вред, так же предприниматель как юридическое лицо может потребовать возмещения убытков, которые возникли в результате отказа контрагентов от исполнения заключенных договоров, срыва предварительных сделок, массового увольнения квалифицированных кадров, снижения объемов продаж, отказа коммерческих организаций в выдаче кредитов, снижения деловой активности, обесценивания акций, повлекшего снижение инвестиционной привлекательности организации, отвлечения трудовых ресурсов на проведение мероприятий административного контроля со стороны государственных органов и т.д. Однако при этом предприниматель исходя из общих правил должен будет в суде доказать сам факт причинения убытков, их размер и наличие причинно-следственной связи между виновными действиями "лжесвидетеля" и фактом наступления убытков. [23]Весьма эффектным примером защиты своей деловой репутации явились действия ОАО «Альфа-Банк». Сведения, порочащие, по мнению банка, его деловую репутацию, содержались в статье «Банковский кризис вышел на улицу. Системообразующие банки столкнулись с клиентами», опубликованной газетой «Коммерсантъ» 7 июля 2009 года. Статья описывала различные аспекты июльского (2009 г.) кризиса в банковской сфере России, в том числе и очереди в отделениях Альфа-Банка, и опасения вкладчиков банка за доверенные банку деньги. Сообщалось, в частности, что московские отделения Альфа-Банка были «атакованы клиентами», отделения банка «осаждались» сотнями вкладчиков, которые выстраивались в многочасовые очереди, некоторые отделения банка прекратили работать («в центре сразу несколько отделений были закрыты»), а по сообщению некоего источника в банке, «там работал только расчетный центр», в банкоматах банка закончилась наличность, ведется запись клиентов для получения денежных средств на следующие дни. Кроме того, в публикации положение Альфа-Банка ставилось в один ряд с положением Гута-банка, который испытывал в тот период большие финансовые проблемы. (Впоследствии эти утверждения были опровергнуты в суде свидетельскими показаниями, записями камер слежения, справкой об объеме наличных денежных средств, выданных клиентам банка 6 и 7 июля 2003 г., и другими материалами.) Публикация газеты, по оценке банка, нанесла ущерб его деловой репутации, вызвала необоснованные сложности в работе и повлекла дополнительные расходы. Для оценки своих потерь банк нанял аудиторскую фирму. По подсчетам последней, расходы, возникшие в результате публикации, включили в себя: затраты на проведение банком внеплановой (ответной, реалибитационной) рекламной кампании — 8,4 млн руб.; покупку дополнительных объемов наличных долларов США — 7,4 млн руб.; усиление охраны в офисах банка в Москве — 1,6 млн руб.; дополнительные расходы на увеличение трудозатрат персонала, инкассацию и т.д.
В связи с изложенным ОАО «Альфа-Банк» обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о защите деловой репутации, пресечении действий ответчика ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» по злоупотреблению свободой массовой информации, взыскании убытков 20 774 366 руб. 61 коп., взыскании репутационного вреда 300 000 000 руб.
Исковые требования Арбитражным судом Москвы были удовлетворены в полном объеме: сведения, опубликованные газетой «Коммерсантъ», признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ОАО «Альфа-Банк», на ответчика возложена обязанность опубликовать в газете «Коммерсантъ» сообщение о решении Арбитражного суда Москвы в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. С ответчика в возмещение убытков, причиненных распространением несоответствующих действительности и порочащих деловую репутацию ОАО «Альфа-Банк» сведений, взыскана сумма убытков 20 505 906 руб. 69 коп., а также 300 000 000 руб. в возмещение репутационного вреда, причиненного умалением деловой репутации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2004 решение Арбитражного суда Москвы ОАО «Альфа-Банк» к ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» было изменено в части взыскания убытков. С ответчика ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» в пользу истца ОАО «Альфа-Банк» взыскано 10 895 157 руб. 17 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
Предъявление банком иска о защите его деловой репутации не исключило возможность одновременных исков о компенсации морального вреда к ответчику со стороны должностных лиц и работников банка в соответствии со статьями 151 и 152 ГК РФ.
Из этого следует, что когда распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию предпринимателя, одновременно причинило вред чести, достоинству или деловой репутации граждан — его сотрудников. В случае удовлетворения предъявленных исков предприниматель и его сотрудники получают право требовать опровержения таких сведений и возмещения убытков, а физические лица — еще и компенсации морального вреда, явившегося результатом распространения ложной информации.
Подводя итог, следует отметить, что окружные арбитражные суды по вопросам защиты деловой репутации "встают на сторону" предпринимателя и своими решениями пресекают нарушение неимущественных прав, защищают доброе имя и положительную репутацию пострадавших при соблюдении последними следующих условий:
1. заявленные требования о защите деловой репутации возникли в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. подведомственны арбитражному суду;
2. предпринимателем четко сформулирован предмет такого искового заявления, а также определен способ восстановления нарушенных неимущественных прав (указаны, какие именно словесные конструкции и смысловые единицы текстов подпадают под признаки несоответствующих действительности);
3. не заявлены требования об опровержении сведений, содержащихся в официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной порядок, установленный законом;
4. предпринимателем установлен надлежащий ответчик по такому спору, а также документально подтвержден факт распространения им порочащих сведений;
5. при взыскании убытков документально доказаны факт наступления и размер таких убытков, причинно-следственная связь;
6. иск предъявлен в связи с распространением сведений, не соответствующих действительности, в отношении конкретного юридического лица или определенной группы юридических лиц.
Так же, важно остановиться на вопросе о защите иных неимущественных прав и интересов предпринимателя, такие как средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение и т.д.) и интеллектуальных прав (литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, программы ЭВМ, комиксы, граффика и т.д.).
При нарушении интеллектуальных прав предпринимателя адвокат может воспользоваться общими способами защиты гражданских прав, предусмотренными в ст. 12 ГК РФ и специальными, в частности, закрепленными в ст. 1250 - 1252 ГК РФ.
При выборе способа защиты права адвокату необходимо учитывать специфику (существо) интеллектуального права и последствия его нарушения. Необходимо также иметь в виду, что защита интеллектуальных прав осуществляется в рамках охранительного правоотношения, которое направлено на обеспечение защиты (восстановление) нарушенного гражданского права или правового положения предпринимателя. В рамках данной правовой связи реализуются меры гражданско-правового принуждения (меры ответственности, меры защиты и т.д.).
Адвокату важно помнить, что объекты интеллектуальных прав имеют идеальную природу.[24] Они не подвержены износу (амортизации), представляют собой нематериальное благо. Данную особенность также необходимо учитывать при защите нарушенного интеллектуального права.
При защите прав предпринимателя нельзя отметить еще одну особенность защиты интеллектуальных прав, предусмотренную в ст. 1254 ГК РФ. [25]Согласно указанной статье способами защиты интеллектуальных прав (предусмотренными в ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может воспользоваться лицо, которое не является обладателем интеллектуального права. Речь идет о правах лицензиата, который получает право использовать объект интеллектуальной собственности по лицензионному договору.
Примером может послужить, что при нарушение исключительного права на произведение предусмотрена ответственность (компенсация) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (ст. 1301). Ответственность в таком размере предусмотрена за незаконное использование товарного знака (ст. 1515) и за незаконное использование наименования места происхождения товара (ст. 1537) и др.
Кроме общих способов защиты гражданских прав в части четвертой ГК РФ (в случае нарушения личных неимущественных прав или исключительных прав автора) также закреплено специальное требование о публикации решения суда о допущенном нарушении права (ст. 1251 и 1252). В случае нарушения исключительных прав автора допускается требование об изъятии материального носителя (ст. 1252).
Также адвокат может ходотайствовать в суде, об изъятие, уничтожение оборудования и материалов, использованных для нарушения гражданских прав (ст. 1252), и добиться ликвидации через прокурора юридического лица, неоднократно или грубо нарушающего исключительные права (ст. 1253).
Все меры правового воздействия, которые применяются к нарушителю с целью его наказания, с одной стороны, и защиты интеллектуальных прав предпринимателя - с другой, можно подразделить на две группы - меры ответственности и иные меры принуждения. Последние в юридической литературе иногда именуются мерами защиты.
Кархалев Д.Н. отмечает, что меры защиты в отличие от мер ответственности не влекут возложение на правонарушителя дополнительных обременений (лишений) и применяются лишь при наличии факта нарушения (объективно-противоправного поведения). В этом случае адвокату не требуется доказывать в суде иные элементы состава гражданского правонарушения (вину, причинную связь, вред (убытки).
Согласно п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав и не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. На указанную особенность защиты интеллектуальных прав обращается внимание в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации[26] и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29[27] (далее - Постановление N 5/29). В абз. 2 указанного пункта Постановления N 5/29 содержится разъяснение, согласно которому адвокату следует иметь в виду, что указанное правило подлежит применению к способам защиты соответствующих прав, не относящимся к мерам ответственности. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст. 401 ГК РФ.
К числу мер ответственности, закрепленных в части четвертой ГК РФ, относится возмещение убытков, компенсация за нарушение интеллектуальных прав (п. 3 ст. 1252, ст. 1301), гражданско-правовая конфискация (п. 4 и 5 ст. 1252, ст. 1515), ликвидация юридического лица по требованию прокурора (ст. 1253), досрочное прекращение (лишение) исключительного права публикатора на произведение (ст. 1342), компенсация морального вреда и прочее.
Важно отметить одну тонкость для адвоката. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации (если иное не предусмотрено Гражданским кодексом). Однако, согласно ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ, конфискованные экземпляры контрафактных произведений или фонограмм могут быть переданы обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.
Среди перечисленных в ст. 1252 ГК РФ способов защиты исключительных прав наиболее эффективным является взыскание компенсации за нарушение данных прав.[28] В отличие от возмещения убытков применение указанного способа не связано с трудностями процессуального характера. По сути, необходимо лишь доказать факт нарушения исключительного права. [29]Возмещение же убытков требует представления доказательств наличия убытков. Размер компенсации определяет суд в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Компенсация может быть присуждена за каждый способ неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности. В абз. 2 п. 43.3 Постановления 5/29 содержится разъяснение по этому вопросу, согласно которому размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Подводя итоги надо отметить,что количество судебных споров, связанных с защитой интеллектуальных прав в 2012г. выросло почти в два раза по сравнению с 2011г. Так в 2011г. в российских судах было рассмотрено 2 тыс. 996 дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, в то время как в 2012г. этот показатель вырос до 5 тыс. 069 дел.[30] Так же внимание заслуживают слова ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности И.А. Близнецова, в Интернет-интервью «Проект государственной стратегии в области интеллектуальной собственности».[31] В интервью И.А. Близнецов подчёркивает, что на современном этапе развития и модернизации российской экономики роль интеллектуальной собственности невероятно велика. Для большинства развитых стран ее значимость очевидна: доходы от создания, использования и продажи прав на объекты интеллектуальной собственности сегодня занимают значительную долю в валовом национальном продукте многих государств.
И. А. Близнецов отмечает, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальной собственности может в долгосрочной перспективе обеспечить достаточно высокие монопольные барьеры, позволяющие получить стабильные доходы от использования новых технологий или продажи патентов и лицензий. Эффективное использование инструментов интеллектуальной собственности и способов её защиты будет играть важную роль в сокращении инновационных рисков, в облегчении вывода инновационной продукции на рынок. Таким образом, у Российской Федерации нет альтернативы пути, обеспечивающему принципиально иное качество жизни и безопасное развитие. Сегодня в решении задач модернизации экономики страны первостепенная роль принадлежит инновациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.