Административно-правовое регулирование управления юстицией

Правовые основы и содержание управления юстицией.

Полномочия и права Министерства юстиции РФ.

Полномочия и права Федеральной службы исполнения наказаний.

Полномочия и права Федеральной службы судебных приставов.

Взаимодействие органов внутренних дел с органами управления юстицией.

Правовые и организационные основы управления иностранными делами.

Административно-правовой статус Управления Президента РФ по внешней политике.

Полномочия и права Министерства иностранных дел.

Представительства и консульства за рубежом, их административно-правовой статус.

Полномочия федерального агентства по делам Содружества Независимых государств.

Взаимодействие органов внутренних дел с органами управления иностранными делами в области миграционной политики.

Задание и методические указания студентам для самостоятельной работы:

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать следующие нормативные правовые акты и учебную литературу:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ РФ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
  3. Указ Президента РФ от 29.06.2004 г. «Положение об Управлении Президента РФ по внешней политике».
  4. Указ Президента РФ от 2004 г. «Положение о Министерстве иностранных дел РФ».
  5. Указ Президента РФ от 12.03.1996 г. “О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ”.
  6. Указ Президента РФ от 28.10.1996 г. “Положение о Посольстве РФ” (СЗ РФ № 45-96).
  7. Указ Президента РФ от 29.09.1999 г. «Об утверждении Положения о Постоянном Представительстве РФ при международной организации».
  8. Указ Президента РФ от 29.09.1999 г. «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном после РФ в иностранном государстве».
  9. ФЗ РФ от 11.0.1993 г. «Основы законодательства РФ о нотариате».
  10. ФЗ РФ от 22.10.1997 г «Об актах гражданского состояния».
  11. ФЗ РФ от 16.07.1998 г. «Об ипотеке».
  12. ФЗ РФ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах».
  13. ФЗ РФ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».
  14. ФЗ РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним.
  15. ФЗ РФ от 21.07.1997 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
  16. Указ Президента РФ от 2004 г. «Положение о Министерстве юстиции».
  17. Указ Президента РФ от 2004 г. «Положение о ФС исполнения наказаний».
  18. Указ Президента РФ от 2004 г. «Положение о ФС судебных приставов».
  19. Указ Президента РФ от 2004 г. «Положение о Федеральной регистрационной службе».



П Л А Н

семинарского занятия по теме № 18 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления»

Время – 2 часа, занятие первое

Место - аудитория

Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области образования и науки

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Понятие образования и его виды. Гарантии прав граждан в области образования.

2. Основные задачи и функции Министерства образования РФ. Система органов управления образованием.

3. Образовательные учреждения и административно-правовое регулирование их деятельности.

4. Научные учреждения, их административно-правовой статус.

Задание и методические рекомендации студентам для самостоятельной работы:

При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01 1996 года.
  3. ФЗ РФ от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в редакции от 10.07.2000 года, СЗ РФ. 2000. № 29.
  4. ФЗ РФ от 10.04.2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования», СЗ РФ № 16-2000.
  5. ФЗ РФ от 12.07.1996 года «О науке и государственной научно-технической политике», в редакции от 23.08.1996 года. СЗ РФ № 35-1996; в редакции от 19.07.1998 года, СЗ РФ № 30 – 1998.
  6. ФЗ РФ от 07.04.1999 года «О статусе наукограда».
  7. Указ Президента РФ от 22.06.93. О государственных научных центрах РФ.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. Положение о Министерстве образования и науки РФ. СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2562.
  9. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. Положение о Федеральном агентстве по образованию. СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2570.
  10. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670.
  11. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2668.
  12. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям. СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2563.
  13. Постановление Правительства РФ от 2002 г. О присуждении ученых степеней и ученых званий. СЗ РФ № 6-2002.
  14. Приказ МВД РФ № 202 от 15.06.1994 года.
  15. Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета РФ № 4 от 2000 г. «Положение о ВАК».



П Л А Н

проведения реферативного семинара по теме № 19-20 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления»

Время – 2 часа, занятие второе

Место - аудитория

Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области культуры и социального обеспечения граждан

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Правовые и организационные основы управления культурой. Объекты культуры.

2. Полномочия и права Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникация по реализации ФЗ РФ «О средствах массовой информации».

3. Полномочия и права Министерства здравоохранения и социального развития РФ в области социального обеспечения граждан.

4. Организация надзорной деятельности в сфере здравоохранения и социального развития. Полномочия и права Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Задание и методические указания студентам для самостоятельной работы:

При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

1. Конституция РФ.

2. Закон РСФСР «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992.

3. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27.12.1991.

4. ФЗ РФ «О поддержке районных (городских) газет» от 24.11.1995.

5. ФЗ РФ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» от 01.12.1995.

6. ФЗ РФ «О библиотечном деле» от 09.12.1994.

7. ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» от 26.05.1996.

8. ФЗ РФ «О государственной поддержке кинематографии» от 22.08.1996.

9. ФЗ РФ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ» от 15.04.1998.

10. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О культуре» от 10.02.1999.

11. ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995.

12. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995.

13. ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996.

14. ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 09.01.1997.

15. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.

16. ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999.

17. ФЗ РФ «О пенсиях» от 01.06.1999.

18. ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999.

19. ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 (СЗ РФ № 1/2000, ст.32).

20. ФЗ РФ «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г.

21. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» от 17.07.1999.

22. Постановление Правительства РФ «Федеральная целевая программа – социальная поддержка инвалидов 2000 – 2005 годы» от 14.01.2000.

ПЛАН

проведения семинарского занятия по теме № 21 «Административно-правовые и организационные основы управления хозяйственной деятельностью»

Время – 2 часа

Место - аудитория

Учебная цель занятия – выявить уровень знаний законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Понятие, содержание и правовые основы управления хозяйством.

2. Система органов исполнительной власти и их компетенция в сфере хозяйственной деятельности.

3. Административно – правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя.

Задание и методические указания студентам для самостоятельной работы:

При подготовке к семинарским занятиям необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Конституция РФ.
  2. .Закон РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговли».
  3. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  4. ФЗ РФ от 21.02.1992 г. «О недрах».
  5. ФЗ РФ от 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
  6. ФЗ РФ от 2001 г. «Об инвестиционных фондах».
  7. ФЗ РФ от 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  8. ФЗ РФ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства».
  9. ФЗ РФ от 2001 г. «Об охране окружающей среды».
  10. ФЗ РФ от 09.01.1996 г. «О защите прав потребителей».
  11. ФЗ РФ «О рекламе».
  12. ФЗ РФ «О финансово-промышленных группах».
  13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331. Положение о Федеральной антимонопольной службе. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.
  14. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 373. Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3263.
  15. Гражданский кодекс РФ. Статьи 23, 24, 50, 121, 124, 125, 126;

П Л А Н

проведения семинарского занятия по теме № 22 «Административное правонарушение и административная ответственность»

Время – 2 часа

Место – аудитория

Учебная цель – выявить и закрепить теоретические знания по вопросам административной ответственности и административного правонарушения

Дидактический материал: КоАП РФ, альбом схем по административному праву, конспекты

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.

2. Понятие, основные черты и основания административной ответственности.

3. Случаи освобождения от административной ответственности.

Задание и методические указания студентам для самостоятельной работы:

1. При подготовке к 1 вопросу следует обратить внимание на характеристику признаков административного правонарушения и элементов состава проступка, наличие факультативных признаков состава правонарушения: время, место, способ, мотив и цель.

2. При подготовке ко 2 вопросу акцентируйте внимание на основных чертах административной ответственности и ее отличие от других видов юридической ответственности.

3. При подготовке к 3 вопросу законспектируйте статьи 2.3; 2.7; 2.8; 2.9 КоАП РФ.

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие административного правонарушения от преступления?
  2. За какие административные правонарушения военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность на общих основаниях?
  3. Каковы основания освобождения от административной ответственности?
  4. Как и кем определяется невменяемость лица, совершившего административное правонарушение?
  5. Как решается вопрос об административной ответственности иностранных граждан?

Литература и нормативные правовые акты:

1.Конституция РФ.

2.ФКЗ РФ «О судебной системе» от 31.12.1996.

3.ФЗ РФ от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14.12.1995.

4. ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции»

5.ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998.

6.ФЗ РФ «О Прокуратуре РФ» в редакции от 10.02.1999.

7.ФЗ РФ «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001.

8.Кодекс РФ об административных правонарушениях.

ПЛАН

проведения семинарского занятия по теме № 23 «Административное наказание и порядок их назначения»

Время – 2 часа

Место- аудитория

Учебная цель – выявить и закрепить теоретические знания в вопросах назначения административных наказаний

Дидактический материал: КоАП РФ, конспекты, альбом схем

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Виды административных наказаний, их характеристика.

2. Общие правила назначения административных наказаний.

3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений. Давность привлечения к административной ответственности.

Задание и методические указания студентам для самостоятельной работы:

1. При подготовке к 1 вопросу обратите внимание, что некоторые виды административных наказаний имеют ограничительное применение по отношение к отдельным субъектам: охотники, водители, инвалиды, несовершеннолетние, женщины.

2. При подготовке ко 2 вопросу внимательно изучите ст. 4.1 КоАП РФ и комментарий к ней.

3. При подготовке 3 вопроса обратите внимание на то, что перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, а перечень смягчающих обстоятельств может быть расширен.

4. При подготовке к 4 вопросу обратитесь к ст. ст. 4.4; 4.5; 4.6 КоАП РФ.

Контрольные вопросы:

  1. Какие виды административных наказаний могут применяться только в качестве основных?
  2. Какие виды наказаний могут назначать должностные лица ОВД?
  3. Какие виды административных наказаний имеют ограничительное применение и в связи с чем?
  4. К какому обстоятельству следует отнести факт совершения административного правонарушения группой несовершеннолетних и почему?
  5. Какова давность привлечения к административной ответственности?

Литература и нормативные правовые акты:

1.Конституция РФ.

2.ФКЗ РФ «О судебной системе» от 31.12.1996.

3.ФЗ РФ от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14.12.1995.

4. ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции»

5.ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998.

6.ФЗ РФ «О Прокуратуре РФ» в редакции от 10.02.1999.

7.ФЗ РФ «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001.

8.Кодекс РФ об административных правонарушениях.

7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК-4 1-2 Подготовка доклада СРС Мухин А. А. Административное право России : учеб. пособие для вузов по спец. 030501 "Юриспруденция" рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина, ГОУВПО "УдГУ", Ин-т права, соц. упр. и безопасности. - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2010. - 267 с. (48 шт.)   Мухин А.А. Административная ответственность: учебное пособие / Мухин А.А. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 313 с.
ОК-4 3-4 Решение задач СРС
ОК-4 5-7 Решение задач СРС
ПК-20 8-11 Решение задач СРС
ПК-20 12-15 Решение задач СРС
Итого      
Контроль самостоятельной работы      
Всего  

Виды СРС:

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя; КСР контроль самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, подготовка выступления на семинарском занятии и решение тестовых задач.

Объем учебного материала предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов, как с учебной литературой, так и с нормативными, методическими и справочными материалами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в необходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления и правотворчества. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и использовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

Студенты должны самостоятельно обращаться учебному материалу, указанному в ссылках рабочей программы. Для успешного изучения дисциплины и приобретения навыков работы с нормативно-правовыми актами по дисциплине необходимо, чтобы студенты самостоятельно знакомились с максимальным количеством указанных документов, умели их читать, понимать и анализировать, находить в них связи с другими нормативными правовыми актами. Умение пользоваться учебными пособиями и научными статьями в периодических изданиях позволяет студентам вырабатывать собственные правовые позиции по интересующим их проблемам в теории и на практике.

Программа самостоятельной работы студентов включает:

– изучение учебной литературы;

– работа с нормативными правовыми актами;

– изучение дополнительной научной литературы;

– решение задач;

– подготовка эссе, тезисов докладов;

– составление схем, таблиц и пр.;

– выполнение заданий преподавателя.

Содержание самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения в значительной мере определяется заданиями, получаемыми от преподавателей в рамках аудиторных занятий.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения относится:

- использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Институте;

- активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах, факультативных курсах;

- сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх, предусмотренных планами семинарских занятий.

- использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям по административному праву.

Объем самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, предусмотренный учебным планом, определяет важнейшее значение данного вида учебной деятельности. В рамках самостоятельной работы студент, обучающийся заочно, работает со значительными объемами информации, выполняет поставленные перед ним учебные задания, осуществляет подготовку к промежуточной аттестации.

При этом, студент использует все предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины виды самостоятельной работы с учетом рекомендаций, полученных им от преподавателя в рамках лекционного и практического занятия.

К особенностям самостоятельной работы студентов заочной формы обучения относится:

– возможность использования электронной (виртуальной) консультации, созданной на сайте кафедры, а также иных дистанционных образовательных технологий;

– самостоятельное планирование учебной работы в период семестра с учетом учебных заданий;

– выполнение контрольных заданий, предусмотренных учебным планом;

– необходимость мониторинга правовых информационных ресурсов в целях сбора актуальной информации по тематике учебной дисциплины: о деятельности органов государственной власти, вступлении в силу нормативных правовых актов и т.п.;

– использование материалов практики организации и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления по месту жительства и работы студентов в целях подготовки к учебным занятиям.

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

Вопросы для самостоятельного изучения

Наши рекомендации