ТЕМА 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Семинарское занятие

Время – 2 акад. часа

Вопросы для обсуждения:

1. Система государственных органов в Российской Федерации: понятие признаки и классификации.

2. Основы конституционного статуса Президента России.

3. Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

4. Правительство и органы исполнительной власти РФ.

5. Судебная власть.

Основные понятия: орган государственной власти, статус Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, депутат, член Совета Федерации, Правительство РФ, законодательный орган, орган исполнительной власти, импичмент, вотум недоверия, законодательный процесс, исполнительно-распорядительные полномочия, Конституционный суд РФ, Верховый Суд РФ, судебная система РФ, суды общей юрисдикции, мировой судья.

Рекомендации для подготовки

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о понятии и классификации органов государственной власти; изучение содержания Конституции РФ с точки зрения системы органов государственной власти РФ: институт Президента РФ, законодательные (представительные) органы РФ, исполнительные органы РФ, судебная власть; отработка навыка анализа текста нормативного источника и умения правильно оперировать юридическими понятиями и категориями. Занятие проводится в форме семинара-диспута по докладам, подготовленным по теме (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах по выполнению заданий на развитие юридического мышления, работа с текстом источника, фронтальный опрос, беседа.

По первому вопросу необходимо знать содержание III-IV глав Конституции Российской Федерации. Рассмотреть систему органов государственной власти, которая включает в себя две подсистемы: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации.

Знание второго вопроса предполагает понимание особенностей статуса главы государства как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Необходимо знать, какие он принимает меры по охране государственного суверенитета России, ее независимости и целостности. Необходимо также знать общий порядок выборов Президента Российской Федерации, обращая внимание на избирательные цензы, ограничивающие пассивное избирательное право по выборам главы государства. В рамках вопроса необходимо уяснить полномочия главы российского государства.

Третий вопрос требует знать порядок формирования, структуру и компетенцию Федерального Собрания. Особое внимание необходимо обратить на изучение досрочного прекращения полномочий Государственной думы. Необходимо проанализировать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы исходя из принятой в юридической науке классификации депутатских мандатов на свободные и императивные. В этом же вопросе следует раскрыть способы образования (формирования) и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При подготовке к четвертому вопросу следует обратить внимание, что Правительство РФ в отличие от института Президента Российской Федерации является коллегиальным органом государственной власти. Характеризуя Правительство Российской Федерации, следует иметь в виду, что данный орган вправе издавать правовые акты, такие как постановления и распоряжения.

Ответ на пятый вопрос предполагает необходимость уяснить различия между понятиями «правосудие» и «судебная власть». Охарактеризуйте суды общей юрисдикции. Подробнее раскройте полномочия Конституционного суда РФ. Дайте понятие мировой юстиции. Определите правовой статус уставных судов субъекта РФ.

Задания для самоконтроля

1. Высшей ценностью в Российской Федерации является:

A. государство и его суверенитет;

B. общество и его безопасность;

C. человек, его права и свободы;

D. все названное выше.

2. Источником власти в Российской Федерации является:

A. многонациональный народ;

B. органы государственной власти, избранные многонациональным народом;

C. человек;

D. Конституция Российской Федерации.

A. Российская Федерация состоит из:

B. 100 субъектов Федерации;

C. 83 субъектов Федерации;

D. 50 субъектов Федерации;

E. 37 субъектов Федерации.

3. Свои государственные языки вправе устанавливать:

A. республики в составе Российской Федерации;

B. автономная область и автономные округа;

C. края, области, города федерального значения;

D. все субъекты Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации избирается сроком на:

A. четыре года;

B. пять лет;

C. шесть лет;

D. семь лет.

5. Президент Российской Федерации:

A. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

B. назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

C. объявляет амнистию;

D. принимает федеральные законы.

6. Парламентом Российской Федерации является:

A. Федеральное Собрание;

B. Совет Федерации;

C. Государственная Дума;

D. Правительство Российской Федерации.

7. Совет Федерации:

A. осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

B. принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

C. отрешает Президента Российской Федерации от должности;

D. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Государственная Дума:

A. обладает правом законодательной инициативы;

B. назначает Председателя Правительства Российской Федерации;

C. утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации;

D. заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности.

9. Правительство Российской Федерации состоит из:

A. депутатов;

B. Президента Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации;

C. Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

D. всех названных выше лиц.

10. Конституционный Суд Российской Федерации:

A. рассматривает иски граждан о нарушении их конституционных прав действиями органов государственной власти и должностных лиц;

B. разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти;

C. дает разъяснения по вопросам судебной практики;

D. обладает всеми названными выше полномочиями.

11. К судам общей юрисдикции относятся:

A. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

B. районные суды;

C. федеральные арбитражные суды округов;

D. третейские суды.

12. К одному из видов муниципальных образований относится:

A. край;

B. область;

C. городское поселение;

D. улица.

13. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года:

A. многонациональным народом Российской Федерации;

B. Президентом Российской Федерации;

C. Государственной Думой;

D. Конституционным Собранием.

Темы докладов, рефератов

1. История принятия Конституции Российской Федерации.

2. Развитие федеративных отношений в России после принятия Конституции Российской Федерации.

3. Актуальные проблемы реформирования избирательного законодательства.

4. Ограничения конституционных прав и свобод.

5. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

6. Совет Федерации: порядок формирования, правовая природа и предназначение.

7. Особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы.

8. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, компетенция, основные правовые позиции.

9. Осуществление правосудия судами с участием присяжных заседателей.

10. Реформа местного самоуправления в России.

Рекомендуемая литература:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. -1691.

2. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года // Российская газета. 1995. № 67.

  1. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005 г. - № 15. - Ст. 1277.
  2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
  6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999г. № 42. Ст. 5005.
  7. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
  8. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О выборах Президента Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. ст. 171.
  9. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) //Собрание законодательства РФ.2002. № 22. ст. 2031.

Дополнительная литература:

  1. Гуцол В. В. Правовые основы Российского государства: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 52 - 60.
  3. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 5 - 13.
  4. Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014.
  5. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. – М.: Норма – ИНФРА, 2001.
  6. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: монография / ред. В. Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2014.
  7. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. – М.: Норма, 2008.
  8. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для бака-лавров. – М. : Юрайт, 2012.
  9. Сенякин И.Н., Желдыбина Т.А. Конституция, власть и свобода в России // Журнал российского права. 2014. № 4. С. 148 - 154.
  10. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика: учебник / под ред. О. Н. Булакова. – М.:ЭКСМО, 2005.
  11. Цалиев А.М. Образование конституционных (уставных) судов субъ-ектов Российской Федерации: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 14 - 21.
  12. Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М.: Норма, 2013.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольно-проверочная работа по дисциплине «Правоведение» выполняется обучающимся заочного отделения в межсессионный период. Вариант контрольной работы определяется годом набора и последней цифрой номера зачетной книжки (например: обучающийся поступил в 2016 году, последняя цифра номера зачетной книжки – 7, следовательно из предложенных вариантов контрольной работы обучающийся выбирает вариант № 16-7).

Контрольно-проверочная работа состоит из трех заданий. Работа должна быть оформлена на бумаге формата А4 через полтора интервала:

- поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 2,5 см, правое – 2 см;

- шрифт: Times New Roman, стиль Normal;

- размер шрифта: 14 pt., сноски – 10 пт., ссылки на источники оформляются в соответствии с требованиями.

Контрольная работа состоит из нескольких разделов и содержит следующие элементы:

1. Титульный лист (с указанием номера зачетной книжки и варианта) (см. Приложение 1).

2. Теоретическая часть (8-10 страниц со ссылками на использованные источники). В основном содержании работы обучающийся излагает содержание задания (выделяется жирным шрифтом), ответ на задание;

3. Практическое задание (с полным обоснованием решения и ссылками на статьи законов/кодексов при выполнении ситуационных задач).

4. Список используемой литературы и нормативных правовых актов.

Использованные в контрольной работе источники располагают в следующем порядке: - нормативные документы; - специальная литература (монографии, сборники, брошюры, статьи), периодическая печать (газеты, журналы) и т.д.

Нормативные акты приводятся в следующей последовательности: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, кодифицированные акты (кодексы, уставы, положения), федеральные законы, акты Президента Российской Федерации (указы, распоряжения), акты Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения), нормативная база региона и муниципального образования, ведомственные акты (приказы, распоряжения, инструкции). Нормативные документы располагают в хронологическом порядке, начиная с самых ранних. Прочие использованные источники располагают в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, документов (при отсутствии фамилии автора).

Объем всей контрольной работы (включая титульный лист, содержание, библ. список) должен быть приблизительно равен 12 - 20 страницам, но не более 20. Страницы работы нумеруются в правом нижнем углу, начиная с содержания (с цифры 2).

Результаты контрольной работы определяются оценками «зачтено», «не зачтено» и выставляются на основе шкалы оценки сформированности общекультурной компетенции (ОК-4).

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, не продемонстрировавшему базового уровня сформированности общекультурной компетенции (ОК-4), предусмотренных образовательным стандартом и рабочей программой по настоящей учебной дисциплине

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему уровень сформированности общекультурной компетенции (ОК-4), предусмотренных образовательным стандартом и рабочей программой по настоящей учебной дисциплине, не ниже базового.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Вариант 16-1

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Понятие, юридическая сущность, признаки и социальное назначение государства.

2. Уголовная ответственность за совершение преступлений: понятие, особенности, виды наказаний, условия.

3. Задача:

16-летняя Антонова, получив решение местной администрации о снижении брачного возраста, вступила в брак с 19-летним Сергеевым. Решив сменить место жительства, она заключила договор купли-продажи принадлежавшего ей на праве собственности дома. Договор оформлен в установленном законом порядке. Однако в государственной регистрации этого договора Антоновой было отказано ввиду отсутствия согласия на его заключение ее родителей.

1. Дайте характеристику дееспособности граждан по ГК РФ.

2. Возникла ли у Антоновой полная дееспособность?

3. Необходимо ли согласие родителей на заключение договора купли-продажи жилого дома в данном случае?

Вариант 16-2

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Понятие, признаки права и его роль в жизни общества.

2. Гражданские правоотношения: понятие, особенности, содержание, участники.

3. Задача:

17-летний Галкин, работающий по трудовому договору, дал взаймы 40 тыс. рублей совершеннолетнему Руденко. Родители Галкина, узнав об этом, обратились в суд с иском о признании этой сделки недействительной, так как она заключена без их согласия. Заемщик Руденко возражал, ссылаясь на то, что Галкина следует считать полностью дееспособным, так как ему уже исполнилось 16 лет и он работает по трудовому договору.

1. Дайте характеристику описанной сделке.

2. Кто прав в данной ситуации?

3. Изменится ли решение задачи, если заемщиком по договору будет Галкин, а заимодавцем совершеннолетний Руденко?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Гражданского кодекса РФ.

Вариант 16-3

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Норма права: понятие, признаки, виды, структура.

2. Понятие, содержание, стороны трудового договора.

3. Задача:

Гражданка Российской Федерации Елена Козлова, будучи беременной вот уже шестым ребенком, выехала на отдых в Италию. Спустя несколько дней она родила мальчика в одной из клиник Рима. Отец родившегося ребенка имеет французское гражданство. Однако как Франция, так и Италия отказали в предоставлении ребенку своего гражданства.

Имеет ли право ребенок на получение гражданства Российской Федерации?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Вариант 16-4

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Нормативный правовой акт - основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация.

2. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

3. Задача:

Когда младший помощник начальника следственного изолятора Александр Васильев в очередной раз взял на себя функции начальника, его арестовали по обвинению в превышении должностных полномочий и посадили в одну из многочисленных пустующих камер следственного изолятора.

В это время по всей стране проходили выборы Президента Российской Федерации. Однако, когда Александр Васильев обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой предоставить ему возможность проголосовать, председатель участковой избирательной комиссии Елена Козлова, явившаяся лично посмотреть на единственного узника следственного изолятора (последнего заключенного Сидорова выпустили на свободу еще на прошлой неделе), ответила Александру Васильеву отказом на том основании, что лица, содержащиеся под арестом, не имеют избирательных прав.

Возмущенный таким обращением к себе, Александр Васильев заявил, что стал жертвой гнусных политических интриг, а потому объявляет голодовку, становится общественным деятелем и уходит в большую политику.

Правомерен ли отказ председателя участковой избирательной комиссии в предоставлении избирательных прав Александру Васильеву?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вариант 16-5

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Конституция – основной закон государства, ее место в российской правовой системе.

2. Основы наследственного права РФ: понятие наследования, стороны, порядок приобретения наследства, виды наследования (по закону, по завещанию).

3. Задача:

В целях скорейшего выхода из экономического кризиса недавно избранный Губернатором области Александр Васильев издал указ об учреждении региональной (областной) валюты – васильки. При этом один василёк изначально должен был равняться одной тысяче рублей. Выпустив свои денежные знаки, Губернатор выдал всем бюджетникам заработную плату и покрыл долги областного бюджета.

Имеют ли право субъекты Российской Федерации учреждать свою валюту?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вариант 16-6

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Особенности федеративного устройства Российской Федерации.

2. Понятие, признаки преступления. Категории преступлений.

3. Задача:

Студент вуза Александр Васильев шел по оживленной улице города. Только что он прогулял лекцию по правоведению. Самое удивительное то, что вопреки обыкновению он не испытывал от этого прогула никакой радости. Неужели угрызения совести? Задумавшись, Александр Васильев не заметил, как оказался прямо на проезжей части и вне зоны пешеходного перехода. Водитель одного из автомобилей во избежание наезда на пешехода вынужден был резко свернуть на встречную полосу, что привело к столкновению автомобилей.

Прибывшая на место происшествия инспектор ГИБДД Елена Козлова квалифицировала произошедшее как несчастный случай и никого к административной ответственности привлекать на стала.

Насколько законно и обосновано решение инспектора ГИБДД? Есть ли в этом дорожно-транспортном происшествии вина Александра Васильева? Если да, то какова форма его вины?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Вариант 16-7

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Административная ответственность: понятие, особенности, отличия от других видов юридической ответственности.

2. Понятие обязательства в гражданском праве, основания их возникновения и стороны.

3. Задача:

Малолетний Николай до позднего вечера мог гулять по улицам, иногда курил, соседи часто жаловались на его поведение: то стекло разобьет, то белье с веревок в грязь скинет. Однако родители Николая не обращали внимания на жалобы соседей, не осуществляли должного надзора за поведением своего сына. Как-то прохладным осенним вечером Николай, гуляя по улице, замерз и решил погреться. Он залез в сарай, принадлежавший живущему по соседству Ивану Сергеевичу Котову, и развел внутри костер. Сарай и находившиеся в нем дрова, заготовленные Иваном Сергеевичем на зиму, а также инструменты, которые он хранил в сарае, сгорели.

1.Будет ли малолетний Николай отвечать за вред, причиненный Ивану Сергеевичу? Если нет, то кто будет отвечать за причиненный Николаем вред?

2. Кто будет продолжать выплачивать Ивану Сергеевичу денежные средства за причиненный вред после того, как Николаю исполнится 18 лет?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вариант 16-8

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Источники (формы) права: понятие, виды.

2. Понятие права собственности в Гражданском праве РФ, его виды, основания приобретения и прекращения.

3. Задача:

В 16 лет Иванова вступила в брак. Через год она расторгла брак, после чего продала автомобиль, подаренный ей отцом. Отец подал в суд иск о признании акта купли-продажи недействительным, обосновав иск тем, что, будучи несовершеннолетней, Иванова не вправе совершать подобные сделки.

Имеет ли упомянутый договор купли-продажи юридическую силу? Ответ обоснуйте ссылкой на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вариант 16-9

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Система органов законодательной власти РФ.

2. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение.

3. Задача:

Доманов летом с целью не допустить посторонних лиц в свой огород, оцепил грядку с луком проволокой и подключил её к электричеству напряжением 220 вольт. Подросток Сергеев подошел к проволоке, которая в это время была под напряжением, коснулся её рукой и был смертельно травмирован электротоком.

1. Какое преступление совершено Домановым?

2. Раскройте содержание вины по уголовному праву. Проведите разграничения умысла и неосторожности.

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Вариант 16-0

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Форма государственного устройства: понятие, виды и их признаки.

3. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

3. Задача:

Николаев поздно вечером возвращался домой с вечеринки. Улица была пустынна, и Николаев стал опасаться нападения. Вдруг он услышал, что сзади кто-то окрикнул его и спросил, нет ли у него закурить. Решив, что подвергся нападению, Николаев, остановился и вытащил нож. Когда прохожий подошёл к Николаеву и полез в карман, как выяснилось в последствии за папиросами, Николаев ни слова не говоря, ударил прошедшего гражданина ножом в левую половину груди, причинив ему смертельное ранение.

1. Охарактеризуйте обстоятельства, исключающие преступность деяния.

2. Являются ли действия Николаева в соответствии с условием задачи необходимой обороной?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Вариант 17-1

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Понятие источников (форм) права, их виды и характеристика.

2. Соучастие в преступлении: понятие, признаки, виды соучастников.

3. Задача:

Жители поселка «Рыбачий» Окунев и Карпов, находясь на отдыхе, сломали несколько деревьев, разожгли костер, мусор после себя не убрали.

Какую конституционную обязанность нарушили граждане Окунев и Карпов?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Конституции РФ.

Вариант 17-2

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Понятие, признаки, структура и виды правовых норм (норм права).

2. Сделки в Гражданском праве Российской Федерации.

3. Задача:

1 августа 2016 г. в департамент здравоохранения Вологодской области поступила жалоба от пенсионера Жукова. Не получив ответа 25 сентября Жуков попытался выяснить, почему нет никакой информации, однако ему ничего не пояснили, предложив еще подождать.

1. Какие права попытался реализовать гражданин Жуков?

2. В какой срок Жукову должны были направить ответ из департамента здравоохранения?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Конституции РФ и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вариант 17-3

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Правонарушение: понятие, признаки, юридический состав, виды.

2. Система органов исполнительной власти Российской Федерации.

3. Задача:

В окружную избирательную комиссию по выборам Президента Российской Федерации поступили документы на регистрацию в качестве кандидатов следующих лиц: Ивана Васильева, известного врача-хирурга в возрасте 34 лет, Семена Григоряна, популярного тележурналиста, приехавшего из Армении в Россию 7 лет тому назад.

Подлежат ли регистрации в качестве кандидатов в президенты Российской Федерации указанные лица?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Конституции РФ и Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Вариант 17-4

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Определение и понятие правоотношения, его состав и структура. Характеристика основных элементов и видов правоотношения.

2. Объекты гражданских прав, их классификация.

3. Задача:

Скобцов злоупотреблял спиртными напитками и ставил свою семью в тяжелое материальное положение. По требованию его жены Скобцов был ограничен судом в дееспособности, а попечителем была назначена его жена.

Имеет ли право Скобцов, будучи ограниченным в дееспособности, получать свою заработную плату и распоряжаться ею, нести самостоятельную имущественную ответственность по совершенным бытовым сделкам и за причиненный им вред?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-5

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Политический (государственный) режим: понятие, виды.

2. Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.

3. Задача:

Филинова через два года после объявления ее судом умершей вернулась домой. За время отсутствия Филиновой ее муж унаследовал ее дом, продал его Вострикову, а деньги истратил. Филинова потребовала от Вострикова возврата ей дома.

Правомерны ли действия мужа Филиновой?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-6

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Юридическая ответственность и ее разновидности.

2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

3. Задача:

Мухин занял без расписки деньги у Никанорова в присутствии двух свидетелей и не отдал их. На суде Мухин заявил, что деньги не брал.

Можно ли с помощью двух свидетелей доказать, что Мухин взял деньги у Никанорова?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-7

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Основные причины возникновения и концепции (теории) происхождения государства и права.

2. Система, виды, классификация преступлений в Уголовном праве.

3. Задача:

Иванов, являющийся родителем ребенка в возрасте 14 лет, обратился к работодателю с письменным заявлением о предоставлении неполного рабочего дня. Работодатель потребовал от Иванова предоставить справку от его супруги, свидетельствующую о том, что она не работает на условиях неполного рабочего дня.

Правомерно ли такое требование работодателя?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-8

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Федеральное собрание РФ, его состав и структура, функции и полномочия.

2. Юридическое лицо: порядок создания, способы реорганизации и ликвидации.

3. Задача:

Техник телефонной станции Н. был призван в армию, но через 6 месяцев уволен из армии по состоянию здоровья. На прежнем месте работы ему отказали в приеме на работу, сославшись на отсутствие вакансий.

Правомерен ли отказ в приеме на работу?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-9

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Основы правового статуса человека и гражданина.

2. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная и материальная ответственность.

3. Задача:

40-летний Василий Егоров 28 сентября 1997 года зарегистрировал брак со Светланой Дмитриевой (26 лет). Вскоре у него обнаружили СПИД. В результате проверки выяснилось, что его жена Светлана также является носителем ВИЧ-инфекции, и вероятнее всего Егоров заразился именно от неё. 16 мая 1998 года В.Д.Егоров умер. Дочь Егорова от первого брака Елизавета Розенберг обратилась в суд с требованием о признании брака своего отца и Дмитриевой недействительным по основанию п.3 ст.15 Семейного кодекса Российской Федерации.

Может ли быть удовлетворено требование Е.Розенберг?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Семейного кодекса Российской Федерации.

Вариант 17-0

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Понятие права и его признаки.

2. Недействительные сделки: классификация; имущественные последствия исполнения недействительных сделок.

3. Задача:

Александра Луговцева и Дмитрий Смоленский решили заключить брак. В совместном заявлении о заключении брака кроме всего прочего они указали что, при вступлении в брак хотели бы взять общую фамилию Луговцевы-Смоленские.

Решение о соединении фамилий Александра Луговцева обосновывала стремлением передать будущим детям более индивидуализирующую фамилию, что по её мнению должно способствовать развитию личности детей.

В субъекте Российской Федерации, в органах ЗАГСа которого решили зарегистрировать свой брак Дмитрий и Александра, не принимался закон, запрещающий соединение фамилий при вступлении в брак.

1. Возможно ли присвоение Александре Луговцевой выбранной ими фамилии?

2. Изменится ли решение задачи, если Дмитрий захочет оставить себе добрачную фамилию?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Семейного кодекса Российской Федерации.

Вариант 18-1

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Форма государства и характеристика его основных элементов.

2. Изменение и расторжение трудового договора.

3. Задача:

Шофер Антонов со своей женой, находясь в лесу, жарили шашлык и оставили после себя незатушенный костер. Директор лесхоза оштрафовал каждого из них за нарушение правил пожарной безопасности и сообщил о происшедшем на автобазу, где работал Антонов. Начальник автобазы Идрисов объявил ему выговор.

1. Правомерно ли наложено взыскание директором лесхоза?

2. Правомерно ли наложено взыскание начальником автобазы?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации.

Вариант 18-2

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Содержание и форма Конституции. Основные юридические свойства Конституции.

2. Понятие, предмет, система экологического права РФ и его место в правовой системе Российской Федерации.

3. Задача:

Пятнадцатилетний Сергей Сучков, не дозвонившись до своего приятеля - семнадцатилетнего Олега Любимова из телефона-автомата, стал резко и сильно ударять телефонной трубкой о корпус телефона, в результате чего повредил ее.

1. Какой вид правонарушения имел место в данном случае?

2. Можно ли Сергея Cучкова привлечь к ответственности?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Вариант 18-3

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Виды и формы юридической ответственности.

2. Правоспособность и дееспособность граждан.

3. Задача:

Смирнов совершил кражу и хулиганство. На момент совершения преступлений, предусмотренных соответственно ч. 1 ст. 158 и ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, возраст Смирнова был 15 лет.

За какие из указанных преступлений Смирнов подлежит уголовной ответственности?

При решении задачи обязательно ссылка на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вариант 18-4

Раскройте содержание следующих теоретических вопросов:

1. Юридичес

Наши рекомендации