В 35. Ролевой баланс в команде
Члены команды действуют сообща, согласовано и ставят интересы общего дела выше своих личных.
Именно способность к командному воздействию и распределение ролей в команде с учетом индивидуальных особенностей делает группу людей командой.
Название типа личности | Характерные черты личности | Положительные качества | Приемлемые недостатки |
Председатель | Умеренный экстраверт. Спокоен, уверен в себе, с развитым самообладанием (лидер-координатор) | Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности, без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели | Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности |
Оформитель решений | Экстраверт, реагирующий на требования внешней среды. Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других (лидер-активатор) | Напористость, готовность бороться с инертностью, неэффективностью, благодушием и самообманом | Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпеливость |
Новичок со свежим взглядом | Интроверт. Индивидуалистичен, неортодоксален, с серьезным складом ума (генератор идей) | Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность, критичное мышление | Склонность витать в облаках, невнимание к практическим деталям и к протоколу |
Советник (судья) | Трезвость, осторожность, малая эмоциональность (аналитик) | Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость, неторопливость, объективность | Неспособность увлечься самому и увлечь других |
Практик- организатор | Человек команды. Консервативен, с развитым чувством долга и предсказуемым поведением (организатор практических работ) | Стабильность, низкий уровень тревоги. Организационные способности, практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность | Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям |
Разведчик ресурсов | Экстраверт. Склонность к энтузиазму, любознательность, коммуникабельность - (коммуникатор) | Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом. Легко разрешает возникающие трудности | Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность |
Душа группы | Экстраверт без склонности к доминированию. Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми (эмоциональный лидер) | С готовностью отвечает на нужды людей и на требования, выдвигаемые ситуацией. Способствует формированию атмосферы дружной работы | Нерешительность в критические моменты |
Доводчик | Интроверт. Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться (регламентатор) | Способность доводить дело до конца. Педантичность. Взыскательность | Тенденция тревожиться по пустякам. Нежелание предоставлять коллегам достаточную свободу действий |
При подборе команды непременно следует включать в нее людей, личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы все восемь ролей могли быть реализованы. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек, кто-то из работников может совмещать психологические роли, главное, чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает предпосылки для эффективного партнерского взаимодействия, обеспечивающего результаты трудовой деятельности, соответствующие интересам организации.
В 36. Особенности работы в команде
Одним из современных требований к профессионалу является умение работать в команде. Реализацию проектов почти невозможно представить без применения коллективной работы.
Создать хорошую команду нелегко. Каждый сотрудник должен соответствовать высоким ожиданиям и достигать поставленных целей. Но хорошая группа воплощает те умения и качества, которых нет у отдельного сотрудника.
Распределение работы
Конфликтные ситуации могут возникать, если члены команды считают несправедливым распределение объемов работы.
Причина
Объем работы представляется сотруднику большим, чем у других, либо, по его мнению, он получает самые неинтересные и незначительные поручения.
Решение
1) Нужно добиться, чтобы каждый сотрудник принимал и понимал смысл коллективной работы. Группа использует личные силы отдельных сотрудников, чтобы оптимально выполнять общую работу.
2) Необходимо особенно обращать внимание на то, чтобы неприятные задания не доставались всегда одному и тому же сотруднику - иначе конфликты неизбежны.
3) Нельзя допускать, чтобы создавалось впечатление, будто один член команды может выполнить гораздо больший объем работы, чем другие.
Вне группы
Конфликты могут легко возникнуть, если один из сотрудников чувствует себя "исключенным" или, по меньшей мере, отделенным от группы.
Причина
Данному сотруднику уделяется меньшее внимание, ему не предоставляются какие-либо сведения или его недостаточно часто приглашают на общие обсуждения или совещания.
Решение
Все сотрудники группы должны иметь возможность свободно выражать свое мнение о любой части их коллективной работы.
Прямые столкновения
Между сотрудниками возникают личные конфликты и столкновения.
Причина
Сотрудники не умеют правильно высказывать свои мнения.
Решение
Нужно стремиться научить каждого члена группы тому, как следует наиболее эффективно высказывать и обсуждать свое мнение с другими. Но определенная конкуренция в группе может быть даже полезна, если, однако, она не выходит за рамки дружеского соперничества.
Если очень честолюбивый человек в пределах группы будет оставаться верным своей привычке чрезмерно конкурентного мышления, это может деструктивно отражаться на коллективной работе. Однако это качество может быть положительным и эффективным, если член команды умудряется обратить честолюбие на ситуацию вне группы, на общие цели команды.