В 15.Подбор, отбор и найм персонала
Методы отбора:
· Активные (взаимодействие-работа с кандидатами (собеседование)) «+» возможно уточнить интересующую информацию или получить дополнительную, «-» возможно влияние первого впечатления, стереотипов работодателя, личное сходство с кандидатом; «-» не эффективен на начальном этапе, т.к отнимает слишком много времени и сил.
· Пассивные (работа с информацией (просмотр резюме)) «+» эффективен на начальном этапе, «-» из-за большого объема, возможно, пропустить или не заметить, то что нам нужно.
Критерии отбора: Образование
Пол
Возраст
Опыт работы
Навыки
Мед. Характеристики здоровья
Личностные качества(очень важно для работы в коллективе)
Этапы отбора:
- Поиск и рассмотрение резюме
- Уточнение имеющихся или получение дополнительных данных
- Предварительная отборочная беседа
- Составление списка претендентов, приглашаемых на интервью
- Собеседование
- Отборочные тесты
- Проверка рекомендаций и биографических данных (если необходимо)
- Мед. осмотр (если необходимо)
- Решение о приеме на работу
- Заключение трудового договора
Причины отказа:
- Плохой внешний вид
- Агрессивная манера поведения
- Пассивность кандидата
- Неуверенность в себе
- Плохие рекомендации и отзывы
- Отсутствие делового этикета и т.д.
В 16.Источники привлечения персонала
Источники привлечения персонала в организацию:
- Внешние (все те сферы, когда в организацию может обратиться неопределенное количество работников, ранее не работавших в данной организации: СМИ, служба занятости, агентства по найму, человек сам обратился или по рекомендации сотрудников фирмы.)
- Внутренние (те люди, которые уже работают в данной организации: совмещение профессий, повышение в должности, смена должности и др.)
Преимущества и недостатки источников:
- Во внутренних возможны конфликты между сотрудниками
- Для организации предпочтительнее брать своих сотрудников на определенную должность.
В 17.Методика составления резюме
Ключевые моменты:
- У Вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз.
- Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей.
- Удачное резюме может стать поводом для личной встречи, но не гарантирует получение работы.
Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.
Основные требования и правила:
- краткость;
- конкретность;
- активность (никогда не пишите участвовал, оказывал помощь и т.п. Это позволяет думать, что Вы лишь оказывали разовые услуги);
- честность.
Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм
Предпочитайте позитивную информацию негативной
Концентрируйте внимание на Ваших достижениях
Не надо включать в Ваше резюме:
- Всю Вашу трудовую биографию. Работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет.
- Ваши физические данные.
- Причины, по которым Вы уходили с работы.
Рекомендации:
- Будьте последовательны.
- Избегайте длинных фраз и мудреных слов.
- Проследите, чтобы Ваше резюме было оформлено в одном стиле.
- Выбирайте стиль, который легко читается
- Используйте бумагу белого цвета хорошего качества.
Структура резюме
Резюме, как правило, состоит из 1-2 страниц и включает следующие блоки:
Контактная информация: (ФИО, адрес, телефон, адрес эл. почты ).
Цель : описание на получение какой должности и почему Вы претендуете.
Квалификация. Кратко указывается наиболее значимая для потенциального работодателя информация о ваших профессиональных навыках, сильных сторонах и достижениях.
Опыт работы в обратном хронологическом порядке. Описывается опыт работы, как правило, за последние 10 лет (название компании; направление деятельности компании; сроки работы; должность; должностные обязанности; профессиональные навыки и достижения.)
Образование Можно сообщить о наградах. Также стоит упомянуть о дополнительном образовании: курсах, семинарах, тренингах, стажировках и т. д.
Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав и т. п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).
Рекомендации. Если есть возможность, укажите на возможность предоставления рекомендаций.
В 18. Адаптация персонала.
Адаптация – это взаимное приспособление человека и окружающей среды.
Существуют объективные и субъективные факторы трудовой адаптации.
Объективные – те факторы, которые связаны с производственным процессом. Это может быть специфика организации труда, условия труда, уровень автоматизации производственных процессов.
Субъективные – те факторы, которые зависят непосредственно от человека, т.е. личностные. Например, соц-демографический (возраст, пол, стаж, опыт работы, положение, квалификация), социально-психологические (это индивидуальные особенности человека: умение управлять рабочим временем, способность к самоорганизации, общительность и т.д.)
Признаки успешной адаптации.
1. Получение необходимых профессиональных знаний и определенных навыков работы.
2. Удовлетворенность работой, интерес к работе.
3. Стремление к совершенствованию.
4. Психологический комфорт и хорошие взаимоотношения в коллективе и то, что отражает психологическую адаптацию.
Выгоды работника при успешной адаптации работника:
1.Психологический комфорт
2.Возможность реализовать себя, расти профессионально
3.Возможность получать информацию об организации
4.Материальное стимулирование
Выгоды организации при успешной адаптации работника:
1.Получение эффективного работника
2.Дальнейшее развитие
3.Выявление недостатков в процессе функционирования предприятия и их устранение
В 19. Виды адаптации.
1)социальная – представляет собой особую форму взаимодействия субъекта и среды, возникает при вхождении определенного субъекта в новую социальную среду. Заканчивается тем, что субъект становится элементом этой среды.
2)трудовая. Представляет собой процесс освоения личностью новой трудовой ситуации.
· Первичная возникает при вхождении работника в новую производственную среду.
· Вторичная возникает при смене рабочего места, профессии или существенного изменения среды.
Трудовая адаптация подразделяется на:
А)профессиональная адаптация. Выражается во владении профессиональными навыками, приобретение новых теоретических и практических знаний, формирование некоторых профессиональных качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Б)социально-психологическая адаптация. Заключается в принятии новой организационной культуры, освоении социально-психологических особенностей трудового коллектива, принятии сложившейся в нем системы взаимоотношений.
В)организационная адаптация. Предполагает привыкание к новой системе управления, к режиму труда и отдыха.
Г)культурно-бытовая. Предполагает освоение особенностей быта и традиций проведения свободного времени в новом рабочем коллективе.
Д)психофизиологическая адаптация. Это процесс привыкания организма человека к новым санитарно-гигиеническим особенностям труда, психическим и физическим нагрузкам.
В 20.Этапы адаптации
Этапы трудовой адаптации:
1)Ознакомительный - 2-3 месяца - происходит получение общих сведений о рабочем месте, о функциях, которые человек будет выполнять. Он самый тяжелый для человека. Новичок узнает цели и задачи организации, микроклимат и сопоставляет их со своими ожиданиями. Именно столько продолжается и испытательный срок.
2)Ассимиляция - происходит принятие норм и ценностей новой среды. Происходит приспособление к предприятию и собственная оценка и усвоение опыта накопленного организацией и самооценка собственных способностей. Длится до 6 месяцев - характерны неуверенность в правильности поведения, низкий уровень активности, отсутствие опыта и привычки к систематическому труду. Продолжительность зависит от помощи руководства и коллег.
3)Переход к самостоятельной деятельности - формируется положительная оценка труда.
4)Полная самостоятельность - неотъемлемый элемент - утверждение чувства собственной значимости для предприятия и коллектива. Сопровождается стабилизацией положения работника на предприятии - 8 - 12 месяцев.
5)Идентификация.