Тема 5. Найм, отбор и прием персонала

Формирование кадрового состава таможенной службы начинается с набора и отбора претендентов на должности в таможенных органах (Рис. 3).

Планирование персонала
Штатное расписание и фонды оплаты труда
Анализ работы
Должностная инструкция
Организация работы
Требования, предъявляемые к персоналу
Требование набора
Сбор информации о кандидатах
Поиск внутренних кандидатов
Выбор кандидата
Обсуждение контракта
Подписание контракта
Начало работы
«Продажа» работы
Поиск внешних кандидатов

Рис. 3. Процесс набора и отбора кадров.

Необходимым условием успешности данного процесса является анализ содержания работы, т.е. выяснение планируемых к выполнению задач и характеристик труда. На этой основе составляется должностная инструкция (должностной регламент), в которой излагаются основные функции, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя.

Следующим этапом работы является составление требований к будущему исполнителю по уровню квалификации, опыту работы и личным качествам. Отметим, что в профессии таможенного служащего есть элементы психологического содержания (субъективное восприятие норм профессионального поведения); социального содержания (соблюдение правил иерархической подчиненности, законопослушание); культурно-этического содержания (верность государственным идеалам, «кодекс чести»). Это отражается на характере труда, общем состоянии кадрового потенциала, процессах отбора на таможенную службу и отсева тех, кто не соответствует требованиям.

Ряд требований к претендентам на работу в таможенных органах сформулирован на уровне нормативно-правовых актов.

Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие русским языком и соответствующие квалификационным требованиям. Также закон содержит запреты и ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. В частности, гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

- непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- утраты руководством доверия к нему в случаях несоблюдения ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных законодательством РФ в целях противодействия коррупции.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Для категорий «руководители», «помощники», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательным требованием является наличие высшего профессионального образования; для категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 года (Таблица 2).

Таблица 2. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности.

    Категории должностей
руководители помощники (советники) специалисты обеспечивающие специалисты
Группы должностей высшие должности 6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности 6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности 6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности 6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности
главные должности 4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности 4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности 4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности 4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности
ведущие должности 2 года государственной службы или 4 года работы по специальности 2 года государственной службы или 4 года работы по специальности 2 года государственной службы или 4 года работы по специальности 2 года государственной службы или 4 года работы по специальности
старшие должности     без предъявления требований к стажу без предъявления требований к стажу
младшие должности       без предъявления требований к стажу

Требования к профессиональным знаниям и навыкам служащих таможенных органов устанавливаются Приказами ФТС России.

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то возрастной уровень поступления на службу (18 лет) для них устанавливается законом «О службе в таможенных органах РФ», а квалификационные требования сформулированы в Приказе ФТС России от 4 июня 2009 года «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы РФ за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований».

В качества примера здесь можно привести требования, установленные данным документом к высшему руководству таможни (Таблица 3).

Таблица 3. Квалификационные требования к высшему руководству таможни.

Должность Предельное специальное звание Квалификационные требования
Начальник таможни, первый заместитель начальника таможни, заместитель начальника таможни, начальник службы Полковник таможенной службы Высшее профессиональное образование (государственное и муниципальное управление, таможенное дело, юриспруденция, экономика) либо другое высшее образование и специальная профессиональная подготовка в области управления. Стаж государственной службы не менее 4 лет или работы по специальности не менее 5 лет. Знание законодательства РФ (таможенного, налогового, уголовного), основ административного и международного права, нормативных актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей начальника таможни

К числу особых условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует отнести учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленным Правительством РФ требованиям к состоянию здоровья, позволяющему выполнять функции, возложенные на таможенные органы. Данные требования связаны с правоохранительным характером службы, в том числе наделением сотрудника правом применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие.

Следующим этапом технологии найма персонала в таможенные органы является собственно поиск кандидатов, удовлетворяющих установленным требованиям. При этом необходимо учитывать, что существует два основных источника найма: внутренний (из сотрудников таможенного органа) и внешний (из людей, в нем не работающих). Преимущества и недостатки каждого из этих способов отражены в таблице 4.

Таблица 4. Сравнение источников набора персонала

Источники Преимущества Недостатки
Внутренний Дешевизна Стимулирование других сотрудников Меньшие возможности выбора, «старение» таможенного органа Застой в появлении новых идей Угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников
Внешний Выбор из большего числа кандидатов Появление новых идей и приемов работы Долгий период адаптации Сложности с адекватной оценкой новых кандидатов

На практике кадровая служба таможенных органов обязана использовать оба названных источника, поскольку поиск кандидатов для замещения вакантных должностей федеральных государственных гражданских служащих (к коим относится большая часть персонала таможенной службы) осуществляется на основе конкурса, документы на который может подать как сотрудник таможенного органа, так и человек, не имеющий отношения к таможне.

Этап отбора кадров предполагает процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности для выполнения будущих обязанностей и выдвижения наиболее подходящих на соответствующую работу.

Принципами отбора кадров являются:

- ориентация на сильные стороны претендента, поиск наиболее подходящих лиц;

- обеспечение соответствия их индивидуальных качеств (образования, стажа, квалификации, опыта, здоровья, психологического состояния) требованиям должности;

- выбор лучших специалистов из тех, кто соответствует этим требованиям (но не более высокой квалификации, чем необходимо).

     

Отбор кандидатов в государственной службе осуществляется при проведении конкурса.

Под конкурсом в системе государственной службы понимается особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Такое решение является юридическим основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Решение комиссии обязательно для государственного органа и его руководителя. Подбор кадров на конкурсной основе позволяет обеспечить штатный состав государственной службы высокопрофессиональными специалистами.

Необходимыми элементами конкурса как персонал-технологии являются:

- наличие претендента или претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

- конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;

- критерии и механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятия решений по итогам конкурса;

- механизмы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса.

Проведение конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в таможенных органах регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Приказом ФТС РФ от 8 сентября 2005 года «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ», нормативными документами таможенных органов.

Основными целями проведения конкурса в таможенных органах являются:

- обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе;

- обеспечение права государственных гражданских служащих таможенных органов на должностной рост на конкурсной основе;

- формирование кадрового резерва таможенного органа для замещения должностей гражданской службы;

- отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава;

- совершенствование работы по подбору и расстановке кадров.

Эти цели должны быть достигнуты с учетом следующих обязательных условий:

- соблюдения действующего законодательства;

- открытости и прозрачности конкурсных процедур и критериев оценки как для кандидатов, так и для общественности;

- минимизации финансовых и временных затрат;

- диагностичности и наглядности, прежде всего для непосредственного руководителя, принимающего итоговое решение;

- технологичности конкурсных процедур и возможности передачи методик сотрудникам кадровых служб для постоянного использования;

- участия в конкурсе гражданского служащего независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса (при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы учитываются положения и результаты исполнения служащим должностного регламента).

Конкурс в таможенном органе объявляется по решению начальника таможенного органа либо его заместителя, являющегося председателем конкурсной комиссии, о чем издается соответствующее распоряжение таможенного органа.

В отдельных случаях конкурс не проводится или может не проводиться (при назначении на должности категорий «руководители» и «помощники», при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должности группы младших должностей и др.)

Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап конкурса начинается со дня объявления в средствах массовой информации о приеме документов для участия в конкурсе. Необходимыми условиями для начала первого этапа являются:

- готовность нормативных и методических материалов;

- готовность помещения (с наличием телефона) для приема кандидатов и сбора документов;

- создание конкурсной комиссии для разработки и проведения конкурсных процедур.

Объявление о приеме документов на официальном сайте таможенного органа в сети Интернет содержит следующую информацию о конкурсе:

- наименование вакантной должности гражданской службы;

- требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

- условия прохождения гражданской службы;

- место и время приема документов, подлежащих представлению;

- срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

- предполагаемая дата проведения конкурса;

- место и порядок его проведения;

- другие информационные материалы.

Пример объявления о конкурсе на замещение вакантной должности главного государственного таможенного инспектора в Центральном таможенном управлении приведен в Приложении 6.

Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодических печатных изданиях субъекта РФ, на территории которого расположен таможенный орган.

Объявление о проведении конкурса вывешивается на информационном стенде в помещении таможенного органа.

Гражданин РФ, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в кадровое подразделение таможенного органа следующие документы:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 года «Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: копию трудовой книжки, копии документов о профессиональном образовании;

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

После представления гражданином всех необходимых для участия в конкурсе документов кадровое подразделение таможенного органа организует проверку достоверности содержащихся в них сведений.

Отметим, что проверка достоверности представленных соискателем сведений осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение должности из высшей группы должностей гражданской службы.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в таможенном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя начальника таможенного органа, в котором проводится конкурс.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой таможенного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.

Гражданин (гражданский служащий) по решению конкурсной комиссии не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Результатом первого этапа является список кандидатов, в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям и допущенных к дальнейшему участию в конкурсе.

Условием завершения первого этапа конкурса является наличие необходимого числа кандидатов (не менее двух), в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям, которое обеспечивает возможность осуществления дальнейшего выбора из их числа кандидатур для приема в организацию.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности, может быть объявлено проведение повторного конкурса.

Второй этап конкурса включает проведение конкурсных процедур, оценку и сравнение кандидатов по профессионально значимым критериям.

Необходимые условия для начала второго этапа конкурса:

- готовность необходимых методических материалов;

- наличие подготовленных экспертов для проведения конкурсных процедур и оценки результатов.

Для организации и проведения конкурсов в каждом таможенном органе формируется конкурсная комиссия, состоящая из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В число членов комиссии включаются наиболее квалифицированные представители кадрового и правового подразделений таможенного органа, а также подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности, представители научных и образовательных учреждений, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Председателем конкурсной комиссии является один из заместителей начальника таможенного органа, определяемый начальником таможенного органа. Председатель конкурсной комиссии принимает решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса.

В таможенном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы либо по направлениям деятельности подразделений таможенного органа, в структуре которых находится вакантная должность гражданской службы.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов. Также допускается проведение индивидуального собеседования и иных конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендуют кандидаты).

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности и других положений должностного регламента, а также положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе. В ходе проведения второго этапа конкурса членами конкурсной комиссии учитываются результаты тестирования, профессионально-педагогического отбора, собеседования и иных способов изучения деловых и моральных качеств кандидата.

После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса, получившего наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на должность гражданской службы в таможенный орган либо отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, на замещение которой проводился данный конкурс, и с ним заключается служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ», поступление на службу осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах и не предусматривает конкурса. Технология отбора кандидатов на службу в таможенные органы приведена в Приложении 7. При поступлении на службу в таможенные органы гражданин предъявляет:

- личное заявление;

- документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку;

- документы, подтверждающие профессиональное образование;

- медицинское заключение о состоянии здоровья;

- автобиографию;

- данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев и/или сестер).

Кроме того, закон обязывает претендента на службу в таможенных органах, а также на ряд должностей государственной гражданской службы (руководителей подразделений центрального аппарата ФТС, РТУ, таможен, таможенных постов, их подразделений и др.) предоставить справки о полученных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Непредставление указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме гражданина на службу в таможенные органы.

Отметим, что кандидаты на службу проходят обязательное психологическое тестирование, организуются обследования с использованием компьютерного полиграфа на предмет наличия «факторов риска». Кроме того, как видно из перечня представляемых документов, перед поступлением на службу на должность сотрудника таможенного органа необходимо пройти медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии и получить заключение о годности к таможенной службе.

Психологическое обследование кандидата на службу является обязательным и проводится до медицинского освидетельствования по направлению отдела кадров с указанием предполагаемой должности. Основными задачами психологического обследования являются:

- определение профессиональной пригодности к определенным видам деятельности кандидатов на службу в таможенные органы;

- изучение деловых и личных качеств;

- выявление уровня профессиональной адаптации стажеров по результатам прохождения испытания;

- выявление лиц, относящихся к «группе риска» по тем или иным показателям;

- определение индивидуально-психологических особенностей.

Психологическое обследование осуществляет психолог таможенного органа. Работа по психологическому обследованию кандидатов проводится в соответствии с планами, утвержденными заместителем начальника таможенного органа по кадрам. При проведении психологического обследования используются основные и дополнительные стандартизированные методики, сертифицированные Госстандартом РФ.

При профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в таможенный орган уделяется внимание таким характеристикам как:

- нервно-психическая устойчивость;

- морально-этические принципы (предрасположенность к снижению морально-нравственного контроля);

- особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия);

- адаптивные возможности личности в целом;

- мотивация поступления на службу.

Обследование претендентов проводится психологом таможенного органа с обязательным соблюдением норм профессиональной этики и ответственности за правильность применения психологических методов и методик, заключений и рекомендаций. С кандидатом проводится собеседование для уточнения полученных в ходе обследования результатов. По результатам обследования и собеседования составляется психологическое заключение.

Вывод о профессиональной пригодности кандидата формулируется по следующим категориям:

- рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует предполагаемой должности – 1 категория профессиональной пригодности;

- рекомендуется, в основном соответствует требованиям предполагаемой должности – 2 категория профессиональной пригодности;

- рекомендуется условно, минимально соответствует требованиям предполагаемой должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов – 3 категория профессиональной пригодности;

- не рекомендуется, не соответствует требованиям предполагаемой должности – 4 категория профессиональной пригодности.

Психофизиологическое исследование с использованием полиграфа (ОИП) проводится с целью получения дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, и представляют собой проводимую по специальным методикам беседу с фиксацией психофизиологических реакций обследуемого на задаваемые вопросы.

Основными задачами ОИП является получение информации по следующим темам:

- выявление отрицательных мотивов при поступлении на службу в таможенные органы, назначениях на должность;

- выявление расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ;

- уточнение анкетных данных;

- выявление возможных внеслужебных деловых (личных) связей с криминальными элементами;

- выявление наличия вредных наклонностей и некоторых особенностей поведения (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и психотропных средств в немедицинских целях, систематическое участие в азартных играх и т.п.);

- выявление противопоказаний к службе медицинского характера;

- выявление фактов, препятствующих продолжению службы в таможенных органах (коррупция, злоупотребление служебным положением).

Процедура отбора персонала заканчивается заключением контракта о службе в таможенных органах (служебного контракта – для федеральных государственных гражданских служащих) – юридически оформленного договора между представителем нанимателя и гражданином о прохождении службы.

Порядок заключения служебного контракта регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ»; контракта о службе в таможенных органах – Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ» и приказом ФТС России от 1 декабря 2008 года «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации».

Не позднее двух месяцев со дня присвоения первого специального звания гражданин, принятый на службу в таможенные органы, принимает присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».

Наши рекомендации