Функции правоохранительных органов.

Функции правоохранительных органов.

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определя­ют его организацию, структуру и компетенцию.

Выделяют следующие пра­воохранительные функции:

конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще не­которыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, за­висят одна от другой. Функция предварительного расследования предшеству­ет осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенству­ющее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные ре­шения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

История развития правоохранительных органов показала, что сосредото­чение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных реше­ний по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неод­нократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокура­туры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занима­ющегося только предварительным следствием.

Содержание понятия правосудия, его свойства.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Признаки правосудия:

Осуществляется только судом (специальными гос. органами в лице судей).

Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Понятие и классификация принципов правосудия.

С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Порядок отбора кандидатов на должности федеральных судей: предпосылки и условия. Требования, предъявляемые к кандидатам.

1.1. Отбор кандидатов на должность судьи федерального суда осуществляют:

для верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов - эти суды совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;

для районных судов - управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по согласованию с председателем районного и соответствующего вышестоящего суда.

1.2. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды должны располагать необходимым резервом кандидатов на должность судьи федерального суда, сведениями о потребностях в судейских кадрах, вести учет движения кадров судей, а также заблаговременно определять количество судей, у которых истекает срок полномочий.

Сведения о потребности судов в кадрах представляются в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, в компетенцию которого, помимо определения потребности в судейских кадрах, входит обеспечение работы по подбору и подготовке кандидатов на должность судьи федерального суда.

При осуществлении контроля за истечением срока полномочий у судей, избранных (назначенных) на определенный срок, необходимо учитывать следующее:

судьи федеральных судов общей юрисдикции, избранные в период с 13 декабря 1988 г. по 11 января 1993 г. включительно, наделены 10-летним сроком полномочий. Согласно пункту 5 раздела 2 Конституции Российской Федерации они сохраняют свои полномочия до истечения указанного 10-летнего срока;

срок полномочий судей, избранных (назначенных) в период с 12 января по 27 апреля 1993 г., не ограничивался;

судьи районных судов, избранные (назначенные) впервые в период с 28 апреля 1993 г. по 26 июня 1995 г. включительно, наделялись полномочиями сроком на 5 лет, а назначаемые впервые после 26 июня 1995 г. и по настоящее время, наделяются полномочиями сроком на три года;

судьи районных судов, имеющие опыт судейской работы, и независимо от этого все судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, начиная с 12 января 1993 г., избирались без ограничения срока полномочий; а с 27 июня 1995 г. назначаются без ограничения срока полномочий;

судьи, работавшие в бывших республиках СССР до 1991 г. свыше 3 лет, назначаются без ограничения срока полномочий;

судьи, действовавшие с января 1991 г. в тех же республиках, впервые назначаемые в Российской Федерации, наделяются полномочиями сроком на 3 года.

В число кандидатов на должность судьи федерального суда включаются и лица, самостоятельно обратившиеся в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта Российской Федерации за рекомендацией для назначения на должность судьи.

1.3. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Квалификационная коллегия судей по каждому кандидату на должность судьи дает заключение, которое направляет вместе с учетно-характеризующими материалами председателю вышестоящего суда. Выбор одного из кандидатов на должность судьи возможен на любой подготовительной стадии.

1.4. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обеспечивают кандидату на должность судьи возможность сдачи квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции, созданной при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции (Приказ Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31 мая 1999 г. N 54).

Экзаменационная комиссия выдает лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца. Результаты экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. При отрицательном результате квалификационного экзамена кандидат вправе сдать его повторно в срок, определяемый комиссией, но не ранее чем через шесть месяцев.

Решение комиссии окончательно и обжалованию не подлежит (п. 3.8 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции).

1.5. Квалификационный экзамен сдают все лица, отвечающие требованиям кандидата на должность судьи, в том числе:

лица, ранее не избиравшиеся судьями (временное исполнение обязанностей судьи народным заседателем не освобождает кандидата на должность судьи от сдачи квалификационного экзамена);

бывшие судьи, ушедшие с должности (независимо от времени прекращения их полномочий), за исключением судей, пребывающих в отставке;

судьи конституционных (уставных) судов, претендующие на должность судьи федерального суда общей юрисдикции;

действующие судьи бывших республик СССР, претендующие на должность судьи федерального суда общей юрисдикции в Российской Федерации.

Освобождаются от сдачи квалификационного экзамена действующие на территории Российской Федерации судьи при переводе в другой суд.

Требования, предъявляемые к кандидатам:

Кандидаты на должность судьи федерального суда общей юрисдикции отбираются из числа лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, имеющих высшее юридическое образование, не совершавших порочащих их поступков и достигших возраста:

для работы в районных судах - 25 лет;

для работы в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов - 30 лет.

Стаж работы по юридической профессии для кандидата на должность судьи федерального суда должен составлять не менее 5 лет.

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена кандидат на должность судьи представляет следующие документы:

заявление с просьбой допустить его к сдаче квалификационного экзамена;

документ (паспорт), удостоверяющий его возраст и гражданство;

характеристику с места работы за последние 5 лет;

копию трудовой книжки;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

копию диплома о высшем юридическом образовании.

Отказ в выдаче направления на сдачу квалификационного экзамена возможен лишь при условии несоответствия кандидата на должность судьи указанным выше требованиям, а также в случае непредставления им перечисленных документов.

2.2. После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность судьи представляет личный листок по учету кадров, автобиографию, дает согласие на проверку его и близких родственников на наличие (отсутствие) судимости.

Отказ от данного вида проверки может служить препятствием для решения вопроса о даче рекомендации к назначению на должность судьи, поскольку на судей распространяется действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно которому должность судьи отнесена к государственным должностям категории "А" (ст. 1).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" кандидат на должность судьи обязан представить сведения о своих доходах и принадлежащем ему имуществе.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" организация проверки сведений, сообщенных кандидатом на должность судьи о себе, возлагается:

в отношении кандидатов на должность судьи районного суда - на кадровые службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

в отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - на работников аппарата соответствующего суда, ответственных за кадровые вопросы.

Пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 641 не распространяется на кандидатов на должность судьи, так как на момент проверки сведений, относящихся к его личности, кандидат еще не является судьей федерального суда.

Получаемые материалы о результатах проверки приобщаются к личному делу.

По окончании проверки начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации уведомляет об этом председателя соответствующего районного суда.

2.3. В отношении кандидата на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа свое мнение выражает в письменной форме председатель соответствующего суда при направлении учетно-характеризующих материалов Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Возражения председателя суда против назначения кандидата должны быть обоснованными (мотивированными). Указанные возражения не являются препятствием для направления заявления кандидата и материалов в отношении него в соответствующую квалификационную коллегию судей.

2.4. После получения и изучения всех учетно-характеризующих материалов начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а в отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа - председатель соответствующего суда направляет в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации заявление кандидата о рекомендации его к назначению на должность судьи и прилагает следующие учетно-характеризующие материалы:

личный листок по учету кадров;

автобиографию;

копию документа (паспорта), удостоверяющего возраст и гражданство Российской Федерации;

копию трудовой книжки;

медицинскую справку о состоянии здоровья <*>;

<*> Медицинская справка действительна в течение 6 месяцев.

характеристику с места работы за последние 5 лет;

справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

удостоверение о сдаче квалификационного экзамена по форме, установленной Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции (для кандидатов, которые согласно названному Положению должны сдавать такой экзамен);

документ о высшем юридическом образовании. Не признаются таковыми документы, выданные учебными заведениями, не имеющими государственной аккредитации и лицензии по специальности 021100 или направлению 521400 "юриспруденция" со степенью бакалавра. К документам иностранных государств об образовании, в том числе об окончании после 1991 года высших юридических учебных заведений государств, ранее входивших в состав СССР, прилагаются свидетельства об их признании и установлении эквивалентности. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден Приказом Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. N 15 "Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств";

две фотографии по форме, предусмотренной для заграничного паспорта (размером 4 x 6 см, с размытыми краями, в черно-белом изображении, на матовой бумаге, фотографироваться необходимо в строгом костюме). На обороте каждой фотографии указываются четко карандашом фамилия, имя и отчество кандидата (полностью); наименование суда, в который он рекомендуется; наименование субъекта Российской Федерации.

Вторые экземпляры документов на кандидатов на должность судьи районного суда остаются в управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а на кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа - в соответствующем суде. Из них впоследствии формируется личное дело судьи.

2.5. Для сверки документов от каждого кандидата на должность судьи истребуются подлинники паспорта, диплома и трудовой книжки.

2.6. Квалификационная коллегия судей при необходимости полного и всестороннего изучения кандидата на должность судьи вправе истребовать дополнительную информацию в соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей.

2.7. Кандидат на должность судьи должен быть ознакомлен с текстом присяги и Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к кандидатам порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, суда среднего звена судов общей юрисдикции.

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Требования, предъявляемые к работникам прокуратуры и кандидатам на должности прокуроров.

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 297-ФЗ)

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4 настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено статьей 40.2, впервые подаются в первом квартале 2010 года (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ).

Следственный комитет РФ.

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к следователям и кандидатам на должность следователя.

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее - граждане), имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

3. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего замещаемой должности.

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения, данным в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

5. Граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета

Наши рекомендации