Изучение порядка ведения исковой работы, регистрации и учёта предъявленных и поступающих заявлений
Исковая работа ведется договорно-правовым отделом ОАО «Нафтан» и включает в себя:
– подготовку и сбор документов, необходимых для предъявления исков;
– оформление и предъявление исков;
– учет заявленных исков и контроль за их движением;
– учет предъявленных к Обществу исков;
– подготовку мотивированных отзывов на заявленные исковые требования;
– защиту интересов Общества в суде.
При необоснованном полном или частичном отказе от удовлетворения претензии, предъявленной Обществом своему должник или неполучении ответа на претензию в пределах сроков исковой давности предъявляется исковое заявление в суд, если иное не будет установлено в решении органа управления Общества или в резолюции руководителя, уполномоченного на подписание претензии (иска), либо в резолюции начальника юридического управления, начальника договорно-правового отдела. К примеру, дальнейший порядок действий в указанных обстоятельствах может потребовать оформления служебной записки в адрес другого структурного подразделения Общества на оснвоании отсуствия каких-либо данных об исполнении указанной претензии ( Приложение 7). Исковое заявление в суд подается в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью. При этом, стоит отметить, что за редким исключением в подавляющем большинстве контрактов стороны предпочитают детально регламентировать данный вопрос. В таком случае, остаётся лишь обратить внимание на характер спора и отсутствие подобной категории в перечне споров, для разрешения которых действует исключительная подсудность вне зависимости от согласованной ранее воли сторон.
При решении вопроса о представительстве в заседаниях суда следует исходить из требований суда, характера разрешаемого спора. При необходимости в судебном заседании помимо работника договорно-правового отдела участвуют и другие специалисты Общества.
К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований. Так, в соответствии со ст.160 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь , по общему правилу таковыми являются :
· копии искового заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:
· уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;
· соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;
· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
· государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, – документы, подтверждающие их юридический статус;
· полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска[14] .
На иск, предъявленный к Обществу, юрисконсульт договорно-правового отдела составляет мотивированный отзыв. В отзыве указываются мотивы полного или частичного отклонения исковых требований, либо их частичное или полное признание. Для обоснования возражений на иск прилагаются необходимые документы.
По каждому исковому производству заводится отдельное дело, в котором находятся копии исковых заявлений и приложения к ним, отзывы на исковые заявления, повестки о вызове на судебное заседании, судебные решения (акты, постановления, определения) и другие документы. При наличии ранее предъявленной по данному спору претензии допускается совмещать в одной папке дело по претензии и по иску. Учет и хранение исков организует договорно-правовой отдел с обязательным внесением необходимых данных в электронной базе данных "Претензии и иски".
Договорно-правовой отдел совместно с другими структурными подразделениями обобщает и анализирует практику рассмотрения исков по отдельным категориям споров за определенный период (квартал, полугодие, год).Результаты анализа претензионно-исковой работы ежеквартально оформляются в виде отчета «О претензионно-исковой работе» и представляется в концерн «Белнефтехим» в составе бухгалтерского отчета (квартального, годового).