Место правового сознания среди других видов общественного сознания.

Место правового сознания среди других видов общественного сознания.

Правовое сознание есть система идей, взглядов, представлений, чувств, эмоций и переживаний по отношению к государственно-правовым явлениям в целом, к их роли в жизни общества.

Правовое сознание отражает историческое прошлое, сложившиеся традиции и менталитет народа, происходящие в стране экономические, социальные, политические и духовные процессы.

Правосознание как форма общественного сознания не изолировано от других форм, а действовует в единстве с ними, зависит от них, что предопределяет комплексный подход к воспитанию.

Правовое воспитание, воздействуя на правосознание одновременно влияет и на политические взгляды, нравственный облик, социально — культурные и иные представления людей, то есть на различные сферы сознания. Правовое сознание, в свою очередь, формируется под влиянием политического, нравственного и других видов воспитания.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие:

· правовую идеологию;

· правовую психологию.

Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы.

Виды правосознания:

· обыденное правосознание, которое основано на здравом смысле и жизненном опыте людей;

· профессионально-юридическое правосознание, которое основано на специальном образовании и юридической практике;

· научное правосознание ученых-правоведов, базирующееся на систематизированном научном знании.

Билет Предмет теории государства и права

1.ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

- основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

ТГП изучает

1.причины происхождения государства и права,

2.их формы и типологию,

3.основные закономерности построения системы органов государства и системы права,

4. их воздействие на общественную жизнь.

ТГП является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

МЕТОД ТГП:

· Исторический метод

· Анализ.

· Синтез.

· Индукция - познание отдельных сторон государства и права, на основе которого затем даются обобщения

· Дедукция - от общего к частному

· Метод сравнительного правоведения

· Социологический метод

· Математический метод

· Статистический метод.

Билет Разложение первобытнообщинного строя и появление государства :закономерности возникновения государства

1. развитие первобытного общества

2. совершенствование орудий труда

3. повышение производительность труда

4. возникновение частной собственности.

5. общество стало делиться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу.

Ф. Энгельс называет ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1. афинскую,

2. римскую

3. древнегерманскую

Вопрос Понятие и принципы правотворчества.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО –это процесс формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.

Признаки правотворчества:

1Сознательно-волевой характер,·2Объективно-исторический характер.

Принципы правотворчества.

Принцип демократизма.

Принцип актуальности и своевременности.

Принцип научности правотворческого процесса.

Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.

Законотворчество состоит из стадий

1. выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.

2. решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.

3.предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами.

4.официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.

5.принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.

6.опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.

Факторы влияющие на правотворчество:Экономические(материальные условия жизни общества, свобода предпринимательства);Политические (уровень активности политических партий, свобода мнений);Социальные (обеспеченность прав и свобод, забота государства о гражданах);Национальные (характер межнациональных отношений, наличие конфликтов); Внешнеполитические (наличие конфронтации с другими государствами, добрососедские отношения, участие в международных организациях);Идеологические (уровень правосознания, наличие официальной идеологии);Организационно-волевые (специфика деятельности самих органов, издающих нормативно-правовые акты)

СУЩНОСТЬ ПРАВА.

С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества.

Классовая сущность.

Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная сущность.

В праве проявляется общая воля населения - результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия

Социальное государство

10.СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ФУНКЦИИ

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.Становление социального государства -- это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Социальное государство
Внутренние функции Внешние функции,
1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей) 1. Защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности
2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет 2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций
3. Управление образованием, наукой, культурой 3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами
4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция) 4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров
5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира
6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки 6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем

Социа́льное госуда́рство— государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
  • Охрана труда и здоровья людей;
  • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
  • Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
  • Поощрение благотворительной деятельности;
  • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
  • Борьба с безработицей.

50. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА –

это властная деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих реализацию права в конкретных условиях.

Применение права является разновидностью реализации права, отличающейся использованием государственно-властных полномочий.

Три стадии правоприменения:

1. установление фактических обстоятельств дела;

2. установление и толкование правовых норм, относящихся к рассматриваемому делу;

3. принятие решения по делу, которое сопровождается изданием правоприменительного акта.

Процессуальные документы—это документы, составляемые в ходе обращения, рассмотрения и разрешения судебного дела и в его рамках.

  • Процессуальными документами являются:
  • —исковое заявление;
  • —заявление о выдаче судебного приказа;
  • —заявление по делу, рассматриваемому в порядке особого производства (заявление об установлении юридических фактов);
  • —заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего;
  • —заявление о применении обеспечительных мер;
  • —ходатайство;
  • —апелляционная жалоба;
  • —кассационная жалоба;
  • —надзорная жалоба;
  • —иные документы, предусмотренные процессуальным законодательством.

Акт применения права

Акты применения права выступают результатом правоприменительной деятельности. Они фиксируют принятое решение по делу, придают ему официальное значение и властный характер.

Акты применения права могут выступать в форме указов, распоряжений, команд, приговоров, судебных решений, указании, различного рода приказов и других актов, справки, лицензии

Билет 12.Форма правления

Это понятие определяет

— как создаются высшие органы государства и каково их строение;

— какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

Формы государственного правления подразделяются на

1. монархические (единоличные, наследственные)

2. республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия— верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

· Абсолютная монархия —верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору.

· Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Республика— это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

· Парламентарная республика —правительство формируется парламентским путем. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия правительство уходит в отставку: Италия, Германия.

· Президентская республика — внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. Соединенные Штаты Америки.

· Смешанная республика – правительство формируется президентом и парламентом и несет перед ними ответственность: Франция, РФ

52. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права.

ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА

-нормы права,

-субъективные права и юридические обязанности,

-юридические факты,

-властные акты правоприменительных органов

Форма гос.устройства

13. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО- единое простое государство.

ФРАНЦИЯ АНГЛИЯ ШВЕЦИЯ ПОЛЬША ЧЕХИЯ НОРВЕГИЯ

Признаки унитарного государства

· Единая конституция

· Единые для всей страны высшие органы власти

· Единая система законодательства

· Единое гражданство

· Составные части унитарного государства (административные единицы) не обладают суверенитетом.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - (от латинского слова союз, объединение) - сложное, союзное государство, объединяющее субъектов федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности - частичным суверенитетом

· штаты в США,

· земли в Германии,

· кантоны в Швейцарии

· области и края республики в России

Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления.

КОНФЕДЕРАЦИЯ — союз суверенных государств для достижения конкретных целей.

Объединившиеся государства, полностью сохраняют суверенитет, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации своих действий: внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

Понятие и сущность права

ПРАВО -это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества.

Классовая сущность.

Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная сущность.

В праве проявляется общая воля населения - результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия

Вопрос. Семья соц права.

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права.

Следовательно на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией.

Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полу секретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным вопросам. Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были постоянно обращаться к ним.

Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой системе. Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем сохранены категории и институты романо-германской системы. Однако по своему существу они коренным образом обновлены. В обществе нового типа, основанном на иной экономической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.

Советская система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские авторы возражали, чтобы отличия в системах права сводились только к формальным моментам, без рассмотрения содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не социалистическом встают различные проблемы, марксистско-ленинские учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.

Конституционное право в высшей степени отличается от конституционного права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и осуществление власти и управления советами всех уровней.

Оригинальность советского права не сводится лишь к характеристике конституционного права, тоже можно сказать и о других отраслях: административном праве, уголовном, трудовом, гражданском и т.д. Юристам западных стран было не понятно административное право, которое не сконцентрировано на охране личности и судебном контроле над администрацией. Для юристов же социалистических стран основным была государственная политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и общественными организациями.

Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание советскими юристами частного права. Права по мнению теоретиков марксизма-ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом".

Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на применении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной "касты", которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающий с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы.

Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать.

Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель.

Нормативистская школа права

Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

Основные положения:

1. весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2. и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. австрийским юристом Г. Кельзеном.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

- по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

- исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Кодификация зак-ва

Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права

Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

основы законодательства; кодекс; иные виды (уставы, положения, правила).

Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.
2. Кодекс - чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.

3. Иные виды кодификационных актов - уставы, положения, правила и т.д.

· Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь, хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).
Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

· Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

· Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда. причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

  • 75 вопрос. Роль государства в политической системе общества. Гос – во и общ орг.
  • Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
  • Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
  • - Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
  • - Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
  • - Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
  • - Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
  • - Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
  • - Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
  • - Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
  • Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
  • Место и роль государства в политической системе
  • Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.
  • Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.
  • Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».
  • Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
  • Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.
  • Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:
  • Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;
  • Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;
  • Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  • Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);
  • Обладает, как правило, монополией на правотворчество;
  • Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
  • Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:
  • Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;
  • Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;
  • Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;
  • В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
  • Роль государства в политической системе:
  • Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;
  • Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
  • Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;
  • Государство и общественные организации
  • При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
  • Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и Поддержку.
  • Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это - сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
  • Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой

Наши рекомендации