Формы общественного сознания, их взаимосвязь и социальные функции. Способы отражения объективной в различных формах общественного сознания

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т. д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.

115.В.И.Ленин " Философские тетради": структура и основные идеи.

«Философские тетради» - записи Ленина по философии, вышедшие впервые отдельным изданием в 1933. «Ф. т.» представляют собой обширные выписки, сделанные Лениным (гл. обр. в 1914-16) из различных философских работ. Наряду с конспективной записью содержания прочитанных произв. Ленин делает важные критические замечания, выводы и обобщения, в «Ф. т.» имеются конспекты следующих книг: Маркс и Энгельс - «Святое семейство», Фейербах - «Лекции о сущности религии», Гегель - «Наука логики», «Лекции по философии истории» и «Лекции по истории философии», Лассаль - «Философия Гераклита Темного из Эфеса» и Аристотель - «Метафизика». Огромный интерес представляет фрагмент «К вопросу о диалектике», в к-ром Ленин в сжатом виде дает глубокое изложение сущности материалистической диалектики. В «Ф. т.» имеются также заметки на ряд книг по естествознанию и др. вопросам. «Ф. т.» содержит ценнейшие мысли и высказывания по самым различным проблемам философии. Центральная тема «Ф. т.» - диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики, всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания логики и ее категорий, дал характеристику диалектического процесса познания, учения о противоречиях как ядре диалектики. Большое значение для развития философии имеют положение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания, а также указания по вопросу о разработке диалектической логики. Особо важны в этом отношении мысли Ленина о совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т. д. Большое внимание Ленин уделяет истории философии. Ленин показывает, что она является историей борьбы материализ-, ма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда методологических вопросов истории философии как науки, дает оценку взглядов мн. философов, уделяя особое внимание Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии. «Ф. т.» предаставляют собой образец творческого развития материалистической диалектики и дают программу дальнейшей работы в области марксистской философии.

Наши рекомендации