Билет Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

В первобытном обществе власть:

· Власть носила общественный характер.

· Власть исходила от рода, который сам формировал органы самоуправления.

· Власть осуществляли все взрослые члены рода.

· Органами власти являлись:

1. родовые собрания

2. старейшины (вожди),

3. военачальники

4. жрецы.

· Специального аппарата управления (чиновников) не было.

· Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием.

· Не было аппарата принуждения

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы.

Это обычаи — они сложились исторически и вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали жизненной потребностью людей.

Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, то есть служили регулятором общественных отношений.

43 вопросПравовая культура: понятие, структура, уровни.

Правовая культура - качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура -образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом -правовой менталитет общества. Характеристики правовой культуры:

  • включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества -характеризует правовые ценности общества;
  • является высшей формой осознания правовой жизни страны;
  • составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;
  • зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
  • служит предпосылкой формирования правового государства.

Уровни правовой культуры:

  • обыденный- ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный- свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне - присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.
  • теоретический- включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Структурные элементы правовой культуры общества:1. Правовое сознание населения. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. 2. Правовая деятельность. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности. 3. Система юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.4. Правовая наука. Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.5. Материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.6. Правовой субъект. Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.



Наши рекомендации