Семейное право. Тесты ЕГЭ – право
1. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) родители-алкоголики были лишены родительских прав
2) дочь получила наследство от друга семьи
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) сын устроился работать на семейную фирму
2. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?
1) Они совместно владеют квартирой.
2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.
3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.
4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
3. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) супруги оформили развод
4) сын устроился работать в семейную фирму
4. В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?
1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном
5. Какие отношения супругов, согласно семейному законодательству, не могут быть объектом регулирования брачного договора?
1) способы участия в доходах друг друга
2) права и обязанности по взаимному содержанию
3) права и обязанности супругов в отношении детей
4) порядок несения каждым супругом семейных расходов
6. Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом.
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе.
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись.
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью.
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
7. Установите соответствие между обстоятельствами и способами расторжения брака: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
А) взаимное согласие при отсутствии несовершеннолетних детей
Б) при наличии общих несовершеннолетних детей
В) отсутствие согласия одного из супругов
Г) признание судом одного из супругов недееспособным
Д) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет
СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА
1) в органах ЗАГС
2) в судебном порядке
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРОЦЕСС | ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА |
Уголовный | Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания |
... | Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений |
9. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |
А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы | 1) трудовое право 2) семейное право 3) уголовное право |
10. Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ | ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ | ||
A) супруги открыли семейный ресторан Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака Д) родители подарили сыну легковой автомобиль | 1) уголовные 2) семейные 3) административные 4) гражданские |
11. Установите соответствие между примерами и правоотношениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПРАВООТНОШЕНИЯ | |||
A) гражданин П. оформил доверенность на получение положенной ему государственной пенсии на своего сына Б) гражданин А. и гражданка К. заключили брачный договор B) гражданин В. выплачивает алименты на своего несовершеннолетнего сына Г) семья Н. арендовала дачу на летний период у своих соседей Д) супруги С. и О. купили квартиру в новом доме, однако строительная компания не сдала дом в срок | 1) гражданские 2) семейные | |||
12. Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |
A) работники и работодатели Б) продавцы и покупатели B) службы и органы занятости Г) арендаторы и арендодатели Д) усыновители и усыновлённые | 1) семейное право 2) трудовое право 3) гражданское право |
13. Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов
2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак
3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов
4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов
5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак
6) достижение брачного возраста
14. Юля и Слава познакомились ещё на первом курсе института, полюбили друг друга и решили пожениться. Однако Юля рассказала Славе о том, что её мать больна эпилепсией и у неё самой случались припадки, но не такие сильные, как у матери. При подаче заявления молодые люди рассказали об этом работнику отдела ЗАГС. Найдите в приведённом списке обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) один из вступающих в брак имеет хроническое заболевание
2) хотя бы один из вступающих в брак признан судом недееспособным
3) один из вступающих в брак не имеет российского гражданства
4) вступающие в брак являются близкими родственниками
5) лица не имеют стабильного заработка
6) лица не достигли брачного возраста
15. В районном суде рассматривается дело о разводе супругов М., имеющих совместных несовершеннолетних детей. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ответчик
2) уголовный процесс
3) потерпевший
4) истец
5) гражданский процесс
6) подозреваемый
16. В районном суде рассматривается иск гражданки Р. об установлении отцовства гражданина П. в отношении несовершеннолетних детей гражданки Р. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике данного судебного разбирательства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ответчик | 2) арбитраж | 3) истец |
4) гражданский процесс | 5) обвиняемый | 6) Трудовой кодекс РФ |
17. Гражданин и гражданка П., состоящие в браке, решили обвенчаться. Обряд венчания
1) регулируется семейными правоотношениями
2) регулируется гражданскими правоотношениями
3) регулируется конституционными правоотношениями
4) не регулируется правоотношениями
18. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) родители-алкоголики были лишены родительских прав
2) дочь получила наследство от бабушки
3) родители отдали ребёнка в художественную школу
4) сын устроился работать на семейную фирму
19. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА | СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА | |
А) отсутствие согласия одного из супругов Б) признание судом одного из супругов недееспособным В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет Г) наличие общих несовершеннолетних детей Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей | 1) в органах ЗАГС 2) в судебном порядке |
20. Установите соответствие между примерами оснований и порядком расторжения брака: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА | |
А) Не имеющие общих несовершеннолетних детей супруги дали взаимное согласие на расторжение брака. Б) Супруга подала заявление на расторжение брака с осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на 7 лет супругом, с которым не имеет общих несовершеннолетних детей. В) Гражданин И. настаивает на расторжении брака со своей супругой, которая не даёт согласия на развод, несмотря на отсутствие общих несовершеннолетних детей. Г) Дееспособные супруги настаивают на расторжении брака, несмотря на наличие общих несовершеннолетних детей. Д) Супруг гражданки Н., несмотря на отсутствие общих несовершеннолетних детей, отказывается подать заявление о расторжении брака. | 1) в органах ЗАГС 2) в судебном порядке |
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. <…>
21. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
22. При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
23. Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений детей и родителей, регулируемый Семейным кодексом.
24. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
Текст 2
Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания – сожительство.
Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром. Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья.
(Э. Гидденс)
25. Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.
26. Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания и личный социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками в результате брачного союза двух людей.
27. Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.
28. Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые три функции семьи как социального института.
29. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.
30. Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Николай настаивал на том, чтобы в договоре было прописано следующее условие: «Жена не может выезжать за пределы РФ без своего мужа или без его на то письменного согласия». Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Какие отношения между супругами могут быть определены в брачном договоре? Назовите три вида таких отношений.
31. Супруги, граждане РФ, Фрол и Аксинья решили заключить брачный договор. Фрол настаивал на включение в договор пункта о том, чтобы жена обязательно сообщала ему о всех своих телефонных переговорах, рассказывала ему их содержание, а также содержание почтовых, телеграфных и прочих сообщений. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.
32. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.