Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
Возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.
Производство по делу об административном правонарушении возможно лишь при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, которые перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности являются:
1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполно-моченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в результате:
– деятельности, связанной с проведением мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;
– проведения проверочных действий по факту пожара;
– иной служебной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций.
2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть приняты следующие решения:
о возбуждении дела об административном правонарушении;
об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием к возбуждению дела является наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в части 1 статьи 28.1 КоАП, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности представляет собой выполнение одного из перечисленных действий:
составление Протокола об административном правонарушении;
вынесение Определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
составление первого Протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных статьей 27.1 КоАП (доставление, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей, временный запрет деятельности).
При наличии материалов, сообщений, заявлений и обстоятельств, определенных статьей 24.5 КоАП, или с учетом статьи 2.9 КоАП, в порядке части 5 статьи 28.1 КоАП, с соблюдением требований статьи 29.12 КоАП, выносится мотивированное Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Прежде чем составить Протокол об административном правонарушении необходимо точно и правильно квалифицировать правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить существо административного правонарушения, а также конкретные требования ГО, ЧС и ПБ, которые были нарушены или не выполнены.
Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он оформляется.
Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения или в срок не свыше 2 суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, если нет необходимости проведения административного расследования. В случае проведения административного расследования административный протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП.
Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства (свидетели, потерпевшие – если имеются), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и иные участники производства извещаются под роспись о месте и времени рассмотрения дела.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иными участникам производства по делу.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом, в нем делается соответствующая запись. Также факт отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подтвержден свидетелем (если таковой имеется).
В порядке части 6 статьи 28.2 КоАП копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Протокол об административном правонарушении регистрируется в Журнале учета дел об административных правонарушениях и в порядке части 1 статьи 28.8 КоАП в течение трех суток с момента его составления направляется в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
При наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП, до передачи дела на рассмотрение, выносится Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Если при совершении малозначительного административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, то в соответствии со статей 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется и оформляется предупреждение. В этом случае оформление предупреждения производится с соблюдением требований статьи 29.10 КоАП, предъявляемых к постановлению по делу об административном правонарушении.
Если при этом лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении и производство по делу ведется в общем порядке.