Особенности правовой регламентации производства по делам об административных правонарушениях (по КоАП РФ, законам об административных правонарушениях субъектов РФ и иным нормативным актам).

На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.

Производство по делам об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

3) определение подсудности дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, на долю субъектов Российской Федерации относится только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.

111. Служебно-дисциплинарное производство: общая характеристика.

Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

Принципы дисциплинарного производства[править | править вики-текст]

законность,

гласность,

объективная истина,

демократизм,

равенство всех граждан перед законом

Стадии дисциплинарного производства

1)Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства

Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, первый руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового.

2) Служебное расследование

Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка (См. Служебное расследование).

В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а также, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и первый руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования.

3) Принятие решения о дисциплинарном наказании

Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

4) Обжалование решения о дисциплинарном взыскании

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Особенности дисциплинарного производства

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. (ст. 193 ТК)

За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

112. Нормативно-правовое регулирование служебно-дисциплинарного производства. Отличительные признаки и принципы служебно-дисциплинарного производства.

ормативно-правовая регламентация дисциплинарного производства в административном праве осуществляется совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения. Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарного производства на государственной гражданской службе и основополагающие принципы дисциплинарной ответственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Вопросы дисциплинарной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы отдельных видов государственной службы: Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Также нормы дисциплинарной ответственности содержатся в ряде ведомственных нормативных правовых актов, например: Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации; Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации; Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации; Уставе о дисциплине работников морского транспорта; Уставе о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота; Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта; Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарное производство в административном праве базируется на определенных принципах, которые являются исходными началами проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, в нем выделяют общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности: принципы законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические принципы: экономичности, оперативности, целесообразности.

Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу.

юридической литературе принято выделять следующие признаки дисциплинарного производства:

— дисциплинарное производство является внесудебным, оно есть разновидность исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного общего правила является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 248 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если истек месячный срок добровольного возмещения ущерба или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);

— дисциплинарное производство осуществляют все работодатели, а значит, и органы (руководители) негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены организации адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового и административного права в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям;

— особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;

— дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является реакцией на дисциплинарные правонарушения (проступки), но в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями и даже с нарушениями моральных норм. Так, военнослужащие, сотрудники ОВД могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения. На основании ст. 81 Трудового кодекса РФ работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

113. Субъекты служебно-дисциплинарного производства.

В правовой литературе выделяются три группы субъектов дисциплинарного производства: субъекты применения дисциплинарных взысканий; субъекты дисциплинарной ответственности; иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.

Первые две группы субъектов являются сторонами дисциплинарного производства, соответственно, с правами и обязанностями одной стороны корреспондируют права и обязанности другой стороны, чем гарантируется обеспечение реализации принципов законности, объективной истины, справедливости и целесообразности дисциплинарного производства.

Субъекты применения дисциплинарных взысканий — лица, занимающие начальствующее (руководящее) положение и (или) издавшие приказ (распоряжение) о приеме на службу (работу, учебу).

Перечень и полномочия данных субъектов определены нормами права. Нормативными актами установлена также ответственность субъектов применения дисциплинарных взысканий, например, в следующих случаях:

— неисполнение требований законодательства о дисциплинарной ответственности;

— нарушение подведомственности, сроков и процессуальной формы;

— неиспользование предоставленных дисциплинарных прав или их превышение и др.

Субъекты дисциплинарной ответственности — лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство.

Следует отметить, что права и обязанности данных субъектов не имеют четкого нормативно-правового регулирования. Исключением выступает судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста (Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ).

Действующее законодательство содержит нормы, закрепляющие конституционное право граждан обжаловать в административном или судебном порядке решения, действия (бездействие) органа (должностного лица), наделенного властными полномочиями. Например, гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В обобщенном виде к правам и обязанностям субъектов дисциплинарной ответственности следует отнести:

— право знакомиться со всеми материалами дисциплинарного дела;

— использовать юридическую помощь;

— давать объяснения и представлять доказательства;

— заявлять ходатайства;

— обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

К иным участникам дисциплинарного производства относятся свидетели, профсоюзы и аттестационные комиссии.

Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не закреплен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки их показания играют значительную роль.

Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производстве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации).

114. Понятие и содержание стадий служебно-дисциплинарного производства.

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности в рассматриваемом производстве различают следующие стадии:
- возбуждение дела о дисциплинарном проступке;
- служебное разбирательство или служебная проверка;
- рассмотрение дела;
- вынесение решения;
- исполнение решения;
- пересмотр решения.
Начинается дисциплинарное производство с возбуждения дела о дисциплинарном проступке.
Так, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ определяет дисциплинарный проступок или нарушение служебной дисциплины как виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.
Следуя суждениям таких авторов, как Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, можно считать, что служебное разбирательство проводится начальником при наличии повода - поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива или обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников3.
По мнению К.С. Вельского, группе процессуальных действий, направленных на квалификацию правонарушения, выяснение обстоятельств, связанных с виновностью и дееспособностью правонарушителя, а также на принятие компетентным органом законного решения по делу, можно дать условное наименование «официальная оценка противоправного деяния». Этому элементу дисциплинарной ответственности предшествует истребование объяснения от виновного лица по поводу совершенного правонарушения. Это своеобразный элемент, означающий, с одной стороны, обязанность компетентного органа истребовать объяснение от правонарушителя, с другой стороны - право лица, совершившего правонарушение, на то, чтобы его выслушал юрисдикционный орган. Объяснение правонарушителя К.С. Вельский рассматривает как обязательный элемент, но он обязателен не в смысле того, что виновный субъект должен дать объяснение по поводу своих действий, а в том, что у него есть право сказать об этих действиях правду, привести аргументы, которые оправдывают их.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. И в случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт4.
Согласно Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ при выявлении поводов для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан принять незамедлительные меры по организации и ее проведению. Служебная проверка проводится на основании приказа таможенного органа, в котором указывают повод для ее назначения, сроки ее проведения, состав комиссии, срок представления начальнику таможенного органа материалов служебной проверки и заключения по ее результатам.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня издания приказа таможенного органа о ее проведении. Комиссию для проведения служебной проверки возглавляет председатель, назначаемый из числа должностных лиц, обладающих соответствующими профессиональными знаниями и необходимым опытом в организации и проведении служебных проверок5.
Служебная проверка является важным условием принятия объективного решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и в то же время гарантией защиты прав служащего6. Служебная проверка проводится в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения проступков, в процессе которой необходимо:
1) объективно и всесторонне установить:
- факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
- сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и лиц, причастных к его совершению;
- деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
- вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками;
- причинно-следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и наступившими последствиями;
- размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
Проблемы и вопросы конституционного и административного права
- отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его послед ствиям;
- причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка;
2) подготовить предложения о мере дисциплинарной или материальной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
3) разработать предложения об организации и о проведении предупредительнопрофилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка;
4) оформить документально все сведения о дисциплинарном проступке7.
Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является заключение о результатах служебной проверки, в котором указывают:
1) повод для проведения служебной проверки, основание (приказ таможенного органа), должность, фамилии и инициалы членов комиссии;
2) сроки проведения служебной проверки;
3) факт, обстоятельства, время, место, условия совершения дисциплинарного проступка;
4) сведения (должность, фамилия, имя и отчество, период службы в таможенных органах, в том числе по занимаемой должности в период проведения служебной проверки) о сотрудниках, совершивших дисциплинарный проступок, а также о других сотрудниках, причастных к его совершению;
5) нарушенные сотрудником требования законодательства РФ, нормативных и иных правовых актов ФТС России, правовых актов таможенного органа, должностной инструкции, мера его ответственности;
6) отношение сотрудника к совершенному дисциплинарному проступку согласно его письменному объяснению;
7) правовая квалификация дисциплинарного проступка;
8) размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, предложения о порядке его возмещения;
9) предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
10) предложения о проведении в таможенном органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий.
При отказе сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, от ознакомления с заключением или при отказе поставить свою подпись на нем составляется акт, который подписывают председатель и члены комиссии.
На стадии вынесения решения определяется мера дисциплинарного взыскания и ее процессуальное закрепление в приказе (распоряжении). По общему правилу, дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа, вступающего в силу с момента его подписания, а на некоторых категорий лиц самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом, следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
5) увольнение из таможенных органов.
При привлечении к дисциплинарной ответственности необходимо внимательно следить за сроками. Дисциплинарное взыскание можно наложить на работника не позднее одного месяца со дня обнаружения (а не совершения) проступка. Согласно судебной практике день обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, - это день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий8. В указанный срок не включаются время болезни сотрудника, период нахождения сотрудника в отпуске или командировке. Указанные периоды времени приостанавливают течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Течение месячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности со дня обнаружения возобновляется по окончании периодов указанных выше.
Последняя обязательная стадия дисциплинарного производства - стадия исполнения решения. Приказ или распоряжение должны быть доведены до сведения виновного лица в течение трех дней под расписку.
Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя, усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.
В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.
Обжалование дисциплинарного взыскания начальнику вышестоящего таможенного органа осуществляется сотрудником в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении.
Обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Вышестоящий начальник таможенного органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и вынести решение безотлагательно, но не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляет сотрудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются.
По мнению В.В. Веремеенко, к дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинарного проступка при наличии следующих обязательных условий:
1) поведение работника должно быть противоправным;
2) если работником не исполнены или ненадлежаще исполнены возложенные на него трудовые обязанности;
3) работник своими действиями причинил вред работодателю;
4) ущерб, претерпеваемый работодателем, является прямым следствием нарушения работником трудовых обязанностей (или неправомерного поведения работника); иными словами, наличие причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и возникшим ущербом;
5) действия работника носят виновный характер, т.е. совершены умышленно или по неосторожности.
Несоблюдение хотя бы одного из условий может повлечь отмену дисциплинарного взыскания в судебном порядке по иску работни


Наши рекомендации