Чрезвычайных ситуациях, пожарах и их последствиях

Порядок сбора и обмена информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Организация системы статистического учета ЧС, пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет ЧС, пожаров и их последствий. Порядок учета чрезвычайных ситуаций и пожаров. Порядок учета и определения материального ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Порядок учета пострадавших людей при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Документы, составляемые по учету чрезвычайных ситуаций, пожаров и их последствиям, требования к их оформлению. Контроль за учетом чрезвычайных ситуаций, пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по чрезвычайным ситуациям, пожарам и их последствиям. Анализ и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, пожаров и их последствий в надзорных органах МЧС России. Разработка мероприятий по предупреждению причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Семинарское занятие. Государственный статистический учет и отчетность о чрезвычайных ситуациях, пожарах и их последствиях.

Самостоятельная работа. Порядок определения материального ущербаот чрезвычайных ситуаций и пожаров. Анализ и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, пожаров и их последствий в надзорных органах МЧС России.

Рекомендуемая литература:

основная [1].

дополнительная [1].

нормативные правовые акты [5, 6, 7, 12, 13, 14].

Методические рекомендации

Активное развитие системы пожарной статистики началось с 1995 г. после вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в статье 3 которого определено, что одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопас­ности является учет пожаров и их последствий.

В порядке осуществления указанной функции в Российской Федерации была создана Еди­ная государственная система статистического учета пожаров и их последс­твий (ст.27), которая установила единый всей на территории Российской Федерации порядок учета пожаров и их последствий.

Ведение официального статистического учета и государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям было возложено на ГПС, которая по согласованию с Госкомстатом России и другими заинтересованными федеральными органами государственной власти определяет порядок этого учета.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Единая государственная система статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации имеет сложную, многоуровневую структуру.

В целях совершенствования единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации утверждены и с 1 января 2009 г. введены в действие:

· Порядок учета пожаров и их последствий (приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714);

· Карточка учета пожара (загорания);

· Порядок заполнения и прохождения карточки учета пожара (загорания) (приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760).

Порядок учета пожаров регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.

Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.

Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор:

первичных статистических данных по пожарам и их последствиям;

административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.

Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.

Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.

Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся:

· созданные на территории Российской Федерации юридические лица;

· федеральные органы исполнительной власти;

· граждане Российской Федерации;

· находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;

· граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий (Статья 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.

Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой МЧС России непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление ГПН.

Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 определено, что органы ГПН в рамках своей компетенции осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.

Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит учет пожаров и их последствий.

Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:

структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление ГПН;

подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входит организация и осуществление ГПН.

Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных.

Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление ГПН, получает в установленном порядке:

от федеральных органов исполнительной власти и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

из федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (далее - ФГУ ВНИИПО МЧС России) обработанные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации;

формирует и предоставляет официальную статистическую информацию по пожарам и их последствиям в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные федеральным планом статистических работ.

Структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление ГПН:

получают в установленном порядке от респондентов первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

обрабатывают и предоставляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит организация и осуществление ГПН, первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ФГУ ВНИИПО МЧС России;

получают данные по пожарам (загораниям) и их последствиям, происшедшим в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России и расположенных вне закрытых административно-территориальных образований. Административные данные по указанным пожарам (загораниям) и их последствиям представляются в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России (Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны) , и в субъекте Российской Федерации не учитываются.

Подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входит организация и осуществление государственного пожарного надзора:

получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в структурное подразделение центрального аппарата, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений ФПС МЧС России.

Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, представляет в установленном порядке обобщенные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы, в ФГУ ВНИИПО МЧС России.

Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Статья 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ВРоссийской Федерации официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Не подлежат официальному статистическому учету:

· случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

· случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);

· случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;

· случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

· случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

· пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;

· случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

· пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);

· покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

· случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

бесхозных зданий;

бесхозных транспортных средств;

сухой травы;

тополиного пуха;

торфа на газонах и приусадебных участках;

пожнивных остатков;

стерни;

мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

Фиксация первичных данныхпо пожарам (загораниям) и их последствиям осуществляется:

· диспетчером единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), центра управления силами (ЦУС), центрального пункта пожарной связи (ЦППС) и диспетчерами (радиотелефонистами) пунктов связи подразделений (ПСЧ) гарнизона пожарной охраны в Рабочем журнале пункта связи пожарной части;

· должностным лицом органа ГПН, осуществляющим регистрацию сообщений о преступлениях в Книге учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, а также регистрацию иной информации о пожарах в Журнале учета иной информации о пожарах;

· руководителем тушения пожара при оформлении Акта о пожаре по установленной форме.

Акт о пожаре составляется не менее чем в 2-х экземплярах комисси­ей в составе руководителя тушения пожара, представителей администрации объекта (пострадавший) и других заинтересованных организаций.

Один экземпляр акта после подписания его комиссией передается в орган ГПН, проводящем проверку по пожару (расследование), второй – администрации организации, другим юри­дическим лицам, на балансе которых состоит поврежденное (уничто­женное) огнем имущество, или пострадавшим. При необходимос­ти, копия акта о пожаре выдается заинтересованным лицам.

В акте отражаются следующие основные данные: наименование, адрес и ведомственная принадлежность объекта, на котором произошел пожар; дата, время и место возникновения пожара, его обнаружения; основные данные о локализации и ликвидации пожара; результаты, последствия пожара; причина пожара и лица, виновные в его возникновении.

На каждый пожар (загорание) должностным лицом территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (далее – орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации) или отдела (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделения ФПС, созданного в целях организации и тушения пожаров в закрытых административно–территориальных образованиях (далее – орган ГПН ЗАТО), проводившим проверку (расследование) по пожару, заполняется Карточка учета пожара (загорания).

Карточка учета пожара (загорания) (далее – карточка учета) должны соответствовать установленной форме, напечатаны на листах бумаги белого цвета формата А4.

Карточка учета состоит из текстовой и кодовой частей.

Текстовая часть, располагаемая в левой части, карточки содержит наименования полей, правая часть карточки – текстовое или количественное значения.

При отсутствии показателя и (или) до окончания проверки материалов по факту пожара в кодовых полях карточки учета пожара проставляется цифра (0).

Кодовая часть (правая часть карточки) предназначена для машинной обработки и заполняется только цифровой информацией в соответствии с изложенным ниже порядком заполнения карточки учета пожара.

При оформлении карточки учета загорания заполняются следующие позиции:

в разделе I – п.п. 1–6;

в разделе II – п.п.12, 16, и 25;

в разделе V – п.п. 45–52;

в разделе VI – п.п. 54–58.

Проверка (расследование) осуществляется должностным лицом территориального отдела (отделения, инспекции) органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации или органа ГПН ЗАТО по подведомственности по всем пожарам (загораниям).

По результатам выполнения проверки (расследования) оформляется рапорт на имя начальника соответствующего органа государственного пожарного надзора, в котором излагаются выполненные действия и установленные обстоятельства, делается вывод об отнесении происшедшего случая к пожару или загоранию.

К рапорту прилагаются другие материалы, полученные в ходе проверки (расследования) по пожару.

Рапорт представляется начальнику соответствующего органа государственного пожарного надзора в срок не позднее 2–х суток с момента получения территориальным отделом (отделением, инспекцией) органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации или органом ГПН ЗАТО информации о пожаре (загорании). Начальник соответствующего органа государственного пожарного надзора налагает на рапорте резолюцию:

о перерегистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях (при обнаружении признаков преступления);

о списании материала в Накопительное дело (далее – дело) при отсутствии признаков правонарушения.

Указанные материалы передаются для учета должностному лицу органа государственного пожарного надзора, осуществляющего учёт пожаров (загораний) и их последствий, в течение суток после принятия соответствующего решения. По окончании календарного года дело сдаётся в соответствующий архив.

По рапорту, зарегистрированному в Книге регистрации сообщений о преступлениях, проводится проверка (расследование) в соответствии с уголовно–процессуальным законодательством Российской Федерации.

Карточки учета подписываются начальником территориального отдела (отделения, инспекции) органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и после их проверки регистрируются в соответствующей позиции в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий. Не позднее 10 суток с момента ликвидации пожара (загорания) карточки направляются в структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее – орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Карточки учета пожаров (загораний), произошедших в организациях и закрытых административно–территориальных образованиях, охраняемых специальными подразделениями ФПС, направляются не позднее 10 суток с момента ликвидации пожара (загорания) в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений ФПС.

В орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, направляющий в ФГУ ВНИИПО карточки учета на магнитных носителях и (или) по электронной почте, карточки учета на бумажных носителях представляются в одном экземпляре.

В орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, направляющий в ФГУ ВНИИПО карточки учета на бумажных носителях, карточки учета пожаров (загораний) представляются в двух экземплярах.

Должностные лица органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущие учет пожаров (загораний), проверяют правильность и полноту заполнения карточек учета, вносят в них необходимые уточнения, дополнения и после обработки направляют первые экземпляры карточек или электронную базу данных карточек по электронной почте (Intranet, Internet) один раз в месяц (накопленным с начала года массивом) в ФГУ ВНИИПО, не позднее 10 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Должностные лица органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущие учет пожаров (загораний) с помощью самостоятельно разработанных программных средств, предоставляют их в формате, согласованном с ФГУ ВНИИПО.

Дата отправления карточек учета и магнитных носителей контролируется по штемпелю отделения связи, а сообщений, посланных электронной почтой, – по дате получения почтовым сервером получателя информации.

ФГУ ВНИИПО представляет административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальных органов – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональный центр), Главного управления МЧС России по г. Москве, в сферу ведения которых входят вопросы учета пожаров (загораний) и их последствий, не позднее 15 числа следующего за отчетным периодом месяца.

Уточнения по карточкам учета, выявленные в результате проведенных проверок (расследований) и поступивших изменений, дополнений из организаций здравоохранения, страховых организаций, представляются ежемесячно не позднее 2–го числа следующего за отчетным периодом месяца в орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации или орган ГПН ЗАТО по подведомственности в виде сводной таблицы.

Орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, направляющий информацию в ФГУ ВНИИПО на бумажных носителях, представляет уточнения и изменения в первичные документы учета в том же порядке.

Орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, направляющий первичные документы учета в электронном виде, уточнения в ФГУ ВНИИПО не представляет (уточнения автоматически учитываются при очередном представлении массива карточек).

Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения пожарной охраны.

При выяснении обстоятельств, позволяющих переквалифицировать загорание в пожар (пожар в загорание) в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

В случае установления искажений данных по пожарам (загораниям) и их последствиям, а также фактов пожаров, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц, в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

Измененные, откорректированные по итогам прошедшего года электронные базы данных карточек учета предоставляются органом ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации в ФГУ ВНИИПО до 31 марта года, следующего за отчетным. Изменения и уточнения электронных баз данных карточек учета по субъектам Российской Федерации после указанного срока производятся ими самостоятельно без предоставления в ФГУ ВНИИПО.

На учет берутся все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

· К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся (Статья 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся:

· пламя и искры;

· тепловой поток;

· повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

· пониженная концентрация кислорода;

· снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

воздействие огнетушащих веществ.

Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Под телесным повреждением (травмой) следует понимать нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

При формировании первичных статистических данных и административных данных по пожарам и их последствиям все погибшие и травмированные при пожарах берутся на учет на основании заключений о причине смерти или травмирования, предоставляемых медицинскими организациями.

Порядок информации и регистрации погибших и травмированных на пожаре людей опреде­лен совместным письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Государственной инспекции РФ по пожарному надзору от 5 июня 2007 г. № 4481-ВС/43-1659-19 «О передаче сведений о пострадавших при пожаре или при его тушении».

Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организуют передачу сообщений учреждениями здравоохранения в территориальные органы МЧС России обо всех случаях первичного обращения за медицинской помощью с ожогами или иными телесными повреждениями (травмами), полученными при пожаре или при его ликвидации, в сроки и по установленной форме.

Оперативный журнал учета первичных обращений граждан, пострадавших при пожаре (далее - Журнал) заполняется всеми учреждениями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь при обращении пострадавших. Журнал должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью учреждения. Журнал хранится в кабинете (отделении) медицинской статистики, оргметодкабинете либо в другом структурном подразделении, на которое возложены функции учета пострадавших при пожаре.

Сведения направляются по телефону или иным видам связи по мере обращения пострадавших.

При установлении учреждениями судмедэкспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий.

Не берутся на учет погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.

Самостоятельная работа:

Порядок определения материального ущерба от пожаров, анализ пожаров и их последствий в органах ГПН

Под материальным ущербом от пожара понимается стоимостное выражение уничтоженных и (или) поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе и на восстановление объекта. Он состоит из прямого и косвенного ущерба.

Прямой ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материаль­ные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредс­твенного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей.

Косвенный ущерб от пожара- оцененные в денежном выражении затра­ты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-эконо­мические и экологические), а также восстановление объекта.

Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения.

Учет прямого материального ущерба от пожаров осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности организаций, на которых произошел пожар; сведений страховых организаций; выписок из решений судебных органов; документов собственников имущества.

Организации, на которых произошел пожар, страховые организации, независимо от форм собствен­ности, обязаны представлять в органы, подразделения, ответственным ра­ботникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти, других юридических лиц документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесен­ный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному иму­ществу граждан, ценным бумагам.

Прямой материальный ущерб в результате уничтожения или поврежде­ния пожаром основных фондов определяется по остаточной стоимости пос­ледней переоценки за вычетом стоимости остатков.

Материальный ущерб в результате уничтожения пожаром основных фон­дов на стадиях незавершенного капитального строительства и капитально­го ремонта рассчитывается, исходя из объема выполненных работ.

Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения из стоимости матери­альных ценностей по ценам учета на момент пожара стоимости материаль­ных ценностей, оставшихся после него.

Стоимость продукции собственного производства, в том числе нахо­дящейся на стадии незавершенного производства, определяется, исходя из ее первоначальной стоимости и затрат на ее обработку, произведенных до момента пожара. Готовая продукция, сырье, материалы и другие матери­альные ценности (включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) находящиеся на складах (базах), оцениваются по оптовым закупочным це­нам с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наклад­ных расходов и норм естественной убыли на момент пожара, а в розничной торговле - по розничным ценам.

Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяется на основе документов собствен­ника, по застрахованному имуществу - на основе данных страховых орга­низаций по расчетной сумме ущерба, исходя из розничных цен, действую­щих на момент страхования (перестрахования), за вычетом стоимости ос­тавшегося имущества, годного к дальнейшему использованию, а при от­сутствии указанных документов - в порядке, устанавливаемом ФПС МЧС России.

В случае уничтожения пожаром ценных бумаг, денежных знаков учиты­вается материальный ущерб, равный их номинальной стоимости, кроме цен­ных бумаг, находящихся в стадии изготовления (в этом случае материаль­ный ущерб учитывается по себестоимости их изготовления).

В случаях причинения материального ущерба в иностранной валюте он учитывается в денежных единицах Российской Федерации по курсу Цент­рального банка России на момент ее реализации.

Не берется на учет материальный ущерб, нанесенный в результате пожара иностранной собственности, кроме случаев возмещения его юриди­ческими и физическими лицами Российской Федерации.

Материальный ущерб от пожаров, включая косвенный, определяется в порядке, устанавливаемом ФПС МЧС России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий.

2. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий.

3. Порядок учета пожаров.

4. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.

5. Порядок учета пострадавших от пожаров людей.

6. Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.

7. Контроль и ответственность за ведение учета и отчетности о пожарах и их последствиях.

8. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.

Наши рекомендации