Также в ГК РФ С 1 марта 2013 года вступили в действие новые положения: «запрет на обход закона с противоправной целью как форму злоупотребления правом».
Дополнительно к принципу добросовестности в п. п. 1 и 3 ст. 10 ГК РФ в редакции Закона предлагается ввести запрет на обход закона с противоправной целью (далее - обход закона).
К действиям, направленным на обход закона, предлагается применять те же последствия, которые установлены для злоупотребления правом (шиканы), если иное не указано в тексте Гражданского кодекса РФ. На практике могут появиться затруднения, связанные с определением сущности этого правового явления, а также с отграничением его от иных правовых институтов, к примеру от института притворных сделок. Это подтверждается и тем обстоятельством, что уже сейчас в судебной практике встречаются примеры фактического отожествления таких институтов, как "обход закона" и "притворная сделка" (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.12.2011 по делу № А32-3596/2010).
Различия между действиями, направленными на обход закона, и притворными сделками в договорных правоотношениях следует проводить по направленности воли лиц, участвующих в них. При совершении действий, направленных на обход закона, воля лиц направлена на достижение именно того правового результата, который и заявляется заключаемыми сделками. Никакая иная сделка при обходе закона не прикрывается, стороны открыто декларируют достижение правового результата, который не может быть достигнут законным образом при использовании предназначенных для этого правовых средств. Однако несовершенство законодательства позволяет им добиться такого результата при формальном игнорировании законодательно установленных запретов.
Представляется, что действия, направленные на обход закона, могут быть охарактеризованы как злоупотребление правом с намерением причинить вред публичным интересам. Следует отметить, что действующая ст. 10 ГК РФ прямо не рассматривает действия в обход закона как злоупотребление правом. Так их квалифицирует судебная практика и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 14.01.2009 № 8207/08, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 по делу № А28-9997/2010, от 19.01.2011 по делу № А17-396/2010, ФАС Московского округа от 01.07.2011 № КГ-А40/4891-11-1,2,3 по делу № А40-82917/08-91-359, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 № 15АП-9588/2012 по делу № А53-6063/2012, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу № А63-9483/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 № 17АП-4568/2011-ГК по делу № А60-9421/2010, Апелляционное определение Вологодского областного суда от 23.05.2012 № 33-2001/2012, Определение Московского городского суда от 16.12.2011 по делу № 33-41896).
Следует отметить, что Закон не раскрывает содержания термина "обход закона", что, по всей видимости, даст простор для судебного толкования указанного термина.
В этой связи представляется целесообразным привести небольшой перечень примеров "обходов закона", выявленных на настоящий момент судебной практикой:
- требование изменения условий договора аренды земельного участка в части его целевого назначения или разрешенного использования с целью обойти нормы о предоставлении земельного участка для строительства (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2012 по делу № А70-11050/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2012 по делу № А32-48921/2011);
- требование признать право собственности на нежилое помещение, которое в действительности является жилым, с целью обойти процедуру перевода жилого помещения в нежилое (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2011 № Ф03-9508/2010 по делу № А73-1904/2010, от 31.05.2010 № Ф03-3580/2010 по делу № А73-13425/2009, Кассационное определение Оренбургского областного суда от 25.01.2012 № 33-444/2012);
- признание права собственности на самовольную постройку в случае неполучения (и непринятия мер к получению) застройщиком разрешения на строительство (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2012 по делу № А19-21059/2011, от 17.10.2011 по делу № А74-4367/2010, ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2010 по делу № А56-75499/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу № А09-6927/2011);
- признание права собственности на самовольную постройку третейским судом с целью последующей государственной регистрации права собственности (обход процедуры признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) (Постановления ФАС Поволжского округа от 08.08.2011 по делу № А06-4967/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 № 15АП-9935/2011 по делу № А32-35304/2010. Сходная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2012 по делу № А63-10025/2012);
- условие кредитного договора, прикрывающее "сложные проценты" (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров").
"Обходом закона" может быть не только одно определенное действие (предъявление иска, установление условия в договоре), но и совокупность действий, имеющих общую цель. В подтверждение этого можно привести следующие случаи.
Часто в хозяйственной практике принятие судебного акта используется не для разрешения спора, а для закрепления определенного правового статуса либо признания определенного юридического факта в обход различных положений законодательства.
К примеру, Постановлением ФАС Поволжского округа от 10.10.2012 по делу № А65-13619/2012 "обходом закона" (положений ст. 218 ГК РФ в действующей редакции) была признана следующая совокупность действий: предъявление иска одним обществом к другому обществу о государственной регистрации перехода права собственности на железнодорожный тупик необщего пользования, затем заключение сторонами мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, которое по существу удовлетворяло исковое требование, при том что на момент утверждения мирового соглашения ответчик не имел права собственности на спорный тупик.
Также "обходом закона" признается следующая ситуация: передача недвижимого имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, в хозяйственное ведение унитарному предприятию с последующим преобразованием данного предприятия в хозяйственное общество. Цель этих действий - обойти положения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (см., к примеру, Постановления ФАС Уральского округа от 03.10.2012 № Ф09-8105/12 по делу № А47-10793/2011, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 № 15АП-9077/2012 по делу № А32-43704/2011).
Обходом закона и осуществлением гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу злоупотребления правом не исчерпываются.
В частности, к злоупотреблению правом судебная практика относит действия, направленные на воспрепятствование осуществлению другим лицом его законного права (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 № 5153/10, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статья 10 ГК РФ в редакции Закона и вовсе предусматривает, что злоупотреблением правом может быть квалифицировано любое "заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав".
Последствие злоупотребления правом - это полный или частичный отказ суда в защите права, а также иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ в редакции Закона). Указание на иные меры связано с тем, что лицо, злоупотребляющее своим правом, далеко не всегда защищает это право в суде.
Закон предусматривает, что если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, то такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков по правилам ст. ст. 15, 1064 ГК РФ.
2.3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ОТ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
Гражданское и административное право. Представление о гражданском праве будет более полным и ясным в случае его четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными отраслями права. Любая деятельность человека требует определенной организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются организационные отношения. Те организационные отношения, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с возникающими там же имущественно-стоимостными отношениями. Так, для занятия строительной деятельностью необходимо получить лицензию от компетентного органа государственного управления. Поэтому между строительной организацией и органом государственного управления возникает организационное отношение по получению лицензии, тесно связанное с имущественно-стоимостными отношениями, в которые выступает строительная организация в процессе выполнения строительных работ. Однако природа организационных отношений предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного управления. Поэтому складывающиеся в различных сферах деятельности человека организационные отношения, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в котором применяется метод власти-подчинения. Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении государственными учреждениями по наделению последних необходимым имуществом.
Гражданское и трудовое право. Для разграничения гражданского и трудового права принципиальное значение имеет то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в нашей стране традицией рабочая ила не признавалась, а зачастую и сейчас не признается товаром. В силу этого полагают, что имущественные отношения, возникающие в результате найма рабочей силы, не носят стоимостного характера. Потому их правовое регулирование должно осуществляться особой самостоятельной отраслью трудового права.
Однако по мере перехода к рыночной экономике и формирования рынка труда все более явственно просматривается товарный характер отношений, возникающих по поводу трудовой деятельности человека. Которому указанные отношения, в принципе, должны входить в предмет гражданского права и регулироваться соответствующим структурным подразделением гражданского законодательства.
В настоящее же время в сфере правового регулирования трудовых отношений используются лишь некоторые гражданско-правовые элементы, и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их стоимостного характера. Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их стоимостного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.
Гражданское и природоресурсовое право. Поскольку земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты не созданы трудом человека, а даны ему самой природой, долгое время считалось, что возникающие по поводу природных объектов отношения также лишены стоимостного признака и поэтому должны регулироваться нормами особой отрасли, именуемой природоресурсовым правом. В настоящее время земля и другие природные объекты втягиваются в товарный оборот, и складывающиеся по поводу их имущественные отношения приобретают стоимостный характер, включаясь тем самым в предмет гражданского права. Подтверждением тому служит глава 17 ГК «Право собственности и другие вещные права на землю».
Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Вместе с тем между властным органом государственного управления и участником гражданского оборота могут складываться правоотношения, основанные не только на властном подчинении одной стороны другой, но и на юридическом равенстве сторон. В последнем случае к указанным правоотношениям применяются нормы гражданского, а не налогового, финансового или иного административного законодательства. Так, в случае причинения вреда имуществу юридического лица работником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей между соответствующим органом налоговой полиции и указанным юридическим лицом складывается имущественное правоотношение, в рамках которого орган налоговой полиции не обладает властными полномочиями и находится в юридически равном положении с организацией, которой был причинен имущественный вред работником налоговой полиции.
Гражданское правоотношение.
1. Понятие гражданского правоотношения.
Под гражданским правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное нормами гражданского права.
В гражданском правоотношении его участники выступают как носители гражданских прав и обязанностей. Их поведение определяется уже не только объективно сложившимися условиями, но и предписаниями гражданско-правовых норм, в которых выражена воля государства. Государство, регулируя общественные отношения, не создает их и не отменяет, а только упорядочивает, придает им определенную направленность.1
При этом правовое регулирование не влечет за собой образования двух общественных отношений: регулируемых (например, экономическое отношение купли-продажи) и правовых (договор купли-продажи). В реальной действительности существует только одно, урегулированное нормами гражданского права общественное отношение представляющее собой единство формы и содержания.2
Из определения гражданского правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормами права, следует, что оно является общественным отношением, т.е. отношением между людьми, а не отношениями между вещами.
Общественные отношения различаются по трем основаниям:
1. Это не естественные, а исторически созданные элементы;
2. Это отношения, в которых участвует множество людей;
3. Это отношения, в которых заложен общественный интерес.1
Гражданское правоотношение, будучи общественным отношением, выступает в правовой форме, установленной государством, вследствие чего является идеологическим правоотношением.
Идеологический характер гражданского правоотношения, однако, не означает, что оно - чисто надстрочный элемент. Предметом гражданского права являются, прежде всего, имущественные правоотношения, лежащие в сфере экономического базиса общества.
В имущественном гражданском правоотношении отражается единство экономического базиса общества и правовой надстройки, их связь и взаимодействие.
Возникая в экономическом базисе имущественное, т.е. производственное отношение, отношение по поводу присвоения и обмена материальных благ, будучи урегулированным нормами права, приобретает идеологический, т.е. надстроечный характер. Следовательно, имущественное гражданское правоотношение позволяет выделить то звено в цели всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, в котором непосредственно соприкасаются элементы базисного и надстроечного характера.
Право не могло бы воздействовать на экономику, если бы элементы правовой надстройки не были связаны с общественными отношениями базисного характера. Такая связь базиса и надстройки и происходит в том звене, которое называют гражданским имущественным правоотношением.2
Гражданское правоотношение носит волевой характер. Это означает , что:
1. гражданское правоотношение возникает по воле самих его участников и направлено на достижение конкретного жизненного интереса;
2. поведение участников гражданского правоотношения подчиняется предписаниям гражданско-правовых норм, в которых выражена государственная воля. Тем самым достигается сочетание личных и общественных интересов.
Гражданское правоотношение отличается рядом особенностей, которые коренятся в предмете и методе гражданско-правового регулирования.
Гражданские правоотношения представляют собой имущественные и личные неимущественные отношения, выраженные в юридической форме.
При этом участники таких правоотношений в подавляющем большинстве случаев обладают юридическим равенством, т.е. не находятся по отношению друг к другу в связи власти-подчинения. Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной, диктовать ей свои условия, только в силу занимаемого ею положения. Наоборот, такие действия в отдельных случаях прямо запрещены законом. Например: в соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” хозяйствующим субъектам-монополистам прямо запрещено использовать свое доминирующее положение для “давления” на партнера, в частности, запрещено включать в договор условия, противоречащие интересам контрагента, обуславливать приобретение одних товаров другими, в которых партнер не нуждается и т.п.
Принцип юридического равенства сторон имеет место и тогда, когда гражданское правоотношение возникает помимо воли его участников, например, в связанных по возмещению причиненного вреда.
Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского правоотношения, утрата которого влечет за собой изменение самой природы правоотношения. Например: в договоре купли-продажи дачного участка гражданин - собственник (продавец) и дачно-строительный кооператив (покупатель) обладают юридическим равенством, имеет место гражданско-правовое отношение. В другом правоотношении с теми же участниками - гражданин-член кооператива - и кооператив-кредитор по уплате паевого взноса - принцип равенства отсутствует, т.к. кооператив имеет властные полномочия в отношении пайщика.