Государство – это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию
Выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества
И особый механизм управления и подавления.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни.
Было время, когда общество существовало, а государства не было.
Правовое гос-во и гражд-е общество.
Гос-во (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi).
Признаки правового гос-ва:
· верховенство и правовое действие конституц. закона(никто не освобождается от подчинения закону).
· полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан,
· установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном.
· Главный признак прав. гос-ва – идея народного суверенитета,
· установление в законе и проведение на деле суверенности гос. власти;
· принцип разделения властей (на системе сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возможностей взаимоконтролировать и ограничивать др. друга).
· препятствие сосредоточению власти в руках одного лица или органа;
· возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;
· соответствие законов праву и правовая организация системы гос. власти.
· наличие развитого гражд. общества;
· создание институтов полит. демократии,
Под сущностью государства понимается….. смысл,содержание, назначение и функционирование государства.У государства– двуединая сущность. Сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность. В большинстве стран такая функция государства как социальная, стоит на первом месте. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Небезынтересным представляется подход к характеристике сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую деятельность государства. Согласно этому подходу сущность государства выражается в том, что государство есть организация, осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов другими. 2. Понятие, признаки и виды функций государства.Функции гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. направления его деятельности, обусл. его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его соц. назначением.
Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от:
а) продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.)
б) от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н).
в) от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.)
г) от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.).
Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей.
В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”.
В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на:
1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим классом Н.)
2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления)
3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва – обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва.
Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач).
Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана интересов человека, защита его прав.
Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества.Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г., устанавливаются фф в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. то фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц.назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё дейстиве с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г. : 1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в. 2. Оборона страны от внешней агрессии,охрана гос.границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор.сил. Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы гос.органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим. Внутренние функции государстваВнутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических, социальных , охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии суказанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., инансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны;стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение,отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. Таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г.,направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат.предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, направленная на сохранение,восстановление и улучшение природных условий жизни человека.Приднестровская Молдавская Республика как суверенное государство через создаваемые в установленном настоящей Конституцией и законодательством порядке органы государственной власти и управления, а также государственных должностных лиц берет на себя выполнение следующих основных функций:
а) формирование и сохранение благоприятной среды обитания;
б) осуществление здравоохранения населения;
в) создание и функционирование систем социального обеспечения и защиты населения, занятости трудоспособного населения;
г) развитие науки, культуры, физической культуры и спорта и обеспечение возможности получения населением образования;
д) осуществление внешнеполитической деятельности;
е) формирование и обеспечение деятельности финансовой системы государства;
ж) обеспечение развития экономики в государстве;
з) осуществление мер таможенного регулирования;
и) функционирование торговли, как внутренней, так и внешней;
к) создание условий для функционирования транспорта и связи как единых систем;
л) обеспечение условий для деятельности аграрного сектора хозяйства, направленной на удовлетворение потребностей населения;
м) сохранение и рациональное использование природных ресурсов;
н) создание условий для функционирования промышленности и энергетики;
о) обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
п) обеспечение внешней и внутренней безопасности в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности государства;
р) осуществление правоохранительной деятельности, в том числе мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
с) определение статуса и защита государственной границы Приднестровской Молдавской Республики;
т) обеспечение деятельности органов юстиции;
у) иные вопросы, требующие единообразного решения и применения на территории Приднестровской Молдавской Республики, для обеспечения блага и пользы населения.
2. Органы государственной власти и управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из средств государственного бюджета".
3. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим – это три взаимосвязанных элемента организации государственной власти или организации государства в целом,а именно: 1. Формы правления – это сумма способов организации Государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти)2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью.3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свободдля их участия в политической, экономической, социальной, культурной деятельности государства.ФорГосУстр – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.:
а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Имеет единое законод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти).
б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.).
в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность,исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления,а буржуазному республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции,территориальные размеры страны и др.факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.4. Понятие и признаки права. Реализация права. Понятие и формы.
Право- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Реализ норм права- воплощение их предписаний в поведение людей.
Формы права:
осуществление (использование) права, т.е. реализации возможностей;
исполнение обяз-ей (совершение предписаний норм права);
соблюдение обяз-ей (воздерж от запрещенных действий);
применение права.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам:
запреты (реал-ся способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й),
обяз-ти (реал-ся способом исполн-я – треб. активн. участия),
есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).
Право– многоаспектное понятие.В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называютсоциально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.Во-вторых,под правом понимаетсясистема юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.В-третьих,названным термином обозначаютофициально признанные возможности,которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так,граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этихслучаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д. В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Институт права — это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата,в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.Права как признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируетсядемократическое правовое государство.5. Нормативный правовой акт: понятие, классификация.
Нормативно-правовой акт – это официальн акт правотворчества в котором содержатся нормы права. Создается в результате правотв-ой деят-ти госуд-ва или всенародным голосованием (референдум).
НПА классиф по различн основаниям: юридической силе (законы и подзак-ые); объему и характеру действия (общего, огранич, исключит); по субъектам их издающих (законод, исполн, судебн).
Виды нормативно-правовых актов. Акты органов власти и управления.В Российском государстве, в сущности, единственным источником праваявляется нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но рольюридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. Всамом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов Россииможно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)нормативные акты министерств и ведомств.Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативныеакты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим этивиды нормативно-правовых актов подробнее.Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всегозаконодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актовРоссийского государства определяется следующим: 1) Конституция принята нареферендуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2)Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного игосударственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных правчеловека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственнойвласти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результатесоблюдения усложненной процедуры правотворчества.Федеральные законы принимаются в Российской Федерации ГосударственнойДумой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации дляодобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты либо если в течениечетырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль ПрезидентаРФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы)заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которыепринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаютсяособым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членовСовета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие отэтого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принималсяпростым большинством голосовНормативно-правовые акты Президента Российскойфедерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этимиздаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее послезаконов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российскойфедерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основныенаправления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые актыПравительства. Правительство Российской Федерации осуществляетисполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимаетпостановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характерили наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения потекущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. ОсобенностьюактовНормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органовисполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, чтоминистерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащиенормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указамиПрезидента, постановлениями Правительства.Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенциипринимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативныеправовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое средство поопределению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан июридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Междугосударствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один изосновных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественногооборота.Обычай как источник права. Особенность обычая в том, что это правилоповедения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай —неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью,множественностью и разнообразием. Причина того заключается вмногочисленности культур, населяющих тот или иной регион. обычай,санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права. Соотношение нормативных правовых актов и актов применения права.Нормативно-правовой акт - в настоящее время данный источник считаетсяосновным источником современного права. Совокупность действующих вгосударстве нормативно-правовых актов именуются законом. Нормативно-правовые акты принято классифицировать по различным основаниям. Посубъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на актыгосударственных органов и организаций, во-вторых, акты негосударственныхорганов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, актынародного правотворчества. Основной разновидностью нормативно-правовыхактов являются нормативно-правовые акты, установленные государственнымиорганами и организациями. Вторая разновидность акты негосударственныхорганов и организаций принимаются с разрешения государства. Третьяразновидность (совместные нормативные акты) – в современной практике РФ неттаких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органамигосударственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртаяразновидность – акты народного правотворчества – это нормативные акты,принимаемые населением (например, референдум). Вторая классификация сучетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на:постоянные, временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты,действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативныеакты, срок действия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные –это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военноевремя). Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативныеакты подразделяются на общие и местные. В федеральных государствахнормативные акты подразделяются на: общие или федеральные, нормативные актысубъектов федерации, местные. Общие нормативные акты – это нормативныеакты, действующие на территории страны. Нормативные акты субъектовдействуют на территории субъекта федерации. Местные нормативные актыдействуют на территории соответствующих территориальных образований.Четвёртая классификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лицони подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общиераспространяют свое действие на всех граждан государства (конституция,гражданский кодекс). Специальные - это нормативные акты, распространяющиесвое действие на определенные категории субъектов (на студентов,следователей). Исключительные - это нормативные акты, направляющие своедействие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключаютдействие общих и специальных норм.Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащийиндивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа,которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Егоосновные признаки: 1. Он имеет властный характер и охраняетсяпринудительной силой государства. 2. Акт применения – это индивидуальныйправовой акт. Он относится к строго определенным лицам и имеет силу толькодля данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим онотличается от НПА, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.3. Правоприменительные акты должны быть законными, в противном случае ондолжен быть отменен. 4. Акты применения норм права издаются в установленнойзаконом форме и имеют точное наименование: приговор, приказ, постановление,распоряжение. Закон предусматривает строго определенный порядок издания иоформления индивидуальных правовых актов. Например, акты, принимаемыеправоохранительными органами (суды, прокуратура ит.п.) должны иметьследующие обязательные элементы: вводная часть (наименование акта, названиеоргана его издавшего, время тздания, конкретный адресат), описательнаячасть (излагаются фактические обстоятельства дела), мотивировочная часть(обоснование принятого решения), резолютивная часть (содержание решения).Классификация актов применения норм права производится по различнымоснованном. В зависимости от субъектов, применяющих нормы праваиндивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: 1. Актыпредставительных органов гос. власти, 2. акты исполнительных органов, 3.Акты правоохранительных органов, 4. Акты гос. контроля (налоговаяинспекция, таможня).6. Правоотношения: понятие, признаки, структура.
Понятие правовых отношений, их предпосылки, структура и виды.Некоторые из отношений в обществе охватываются правовым регулированием иприобретают юридическую форму. Правоотношение – это общественноеотношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическимиправами и обязанностями охраняемыми государством. Правоотношение есть тамера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормамиобъективного права. Признаки 1 – правоотношение это форма общественного отношения, складывающееся на основе правовых норм. В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности – типовые образцы тех общественных отношений, которых люди должны придерживаться. Они реализуются тогда, когда люди выполняют требования правовых норм. 2-участники правоотношения наделяются взаимными правами и обязанностями. 3-правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер, в отличие отэкономических отношений, которые складываются объективно, в зависимости отволи индивида. С одной стороны возникают они на основе правовых норм(продукт правотворческих органов), с другой стороны, участникиправоотношений реализуют предусмотренные нормами правА и обязанностипосредством собственных волевых действий. 4 – правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.Государство создает все необходимые условия для реализации правовых норм.Если нарушается мера свободы правомочных и обязанных лиц, гос-во принимаетпринудительные меры к их обеспечению. Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые, уголовно-правовые и другие отраслевыеправоотношения. Структура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект,право и обязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, чтообъясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим,физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников.Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целяхудовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства,личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные,духовные или иные потребности. Объектом правоотношений выступает поведениелюдей, которое м.б. различным по содержанию. В Имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализациязависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведения обладателя субъективного права, -в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанныхлиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.Юридическая обязанность Субъективному праву логически соответствуетустановленная объективным правом обязанность. Она состоит в необходимостисообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемаягосударством необходимость должного поведения участника правового отношенияв интересах управомоченного субъекта.7. Система органов государственной власти в ПМР.
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики - исполнительный орган государственной власти, осуществляющий в целях обеспечения верховенства закона, как выражения воли народа от имени государства в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законов и правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики.
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики в своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Приднестровской Молдавской Республики и независима от иных исполнительных органов государственной власти.
3. Организация, начало и порядок деятельности Прокуратуры, полномочия прокуроров определяются Законом Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Временным положением, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, нормативными актами Президента Приднестровской Молдавской Республики.
4. Деятельность органов Прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, обеспечение единства правоприменения и укрепления законности, социального и межнационального согласия в обществе.
Задачами прокурорской деятельности является защита от неправомерных посягательств на:
а) закрепленные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики суверенитет и независимость, общественный и государственный строй, политическую и экономическуюсистемы, права национальных групп и территориальных образований;
б) гарантированные Конституцией, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, нормативными актами Президента Приднестровской Молдавской Республики социально-экономические, политические, личные права и свободы человека и гражданина, права юридических лиц независимо от форм собственности;
в) права местных органов власти, органов местного самоуправления.
5. Основными функциями Прокуратуры являются:
а) надзор за исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики, законов и правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики исполнительнымиорганами государственной власти, учреждениями банковской системы, местными органамивласти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, юридическими лицами независимо от формы собственности и гражданами;
б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительнымиорганами государственной власти, местными органами власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц независимо от форм собственности;
в) надзор за соблюдением Конституции, законов Приднестровской Молдавской Республики и правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики органами военного управления и безопасности, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; органами и учреждениями, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера;
г) надзор за соответствием Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики решений судебных органов путем их оспаривания в кассационной и надзорной инстанциях судебных органов государственной власти;
д) участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения;
е) расследование деяний, содержащих признаки преступлений, в соответствии с процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
ж) координация деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и предотвращению преступлений;
з) прогнозирование и оценка состояния преступности, обобщение правоприменительной практики;
и) совершенствование основных направлений надзора по отраслям;
к) участие в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.
6. Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики представляет собой централизованную систему органов, действующую на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, и включает республиканскую прокуратуру, территориальные (городские, районные, межрайонные) и специализированные (военная и отраслевые) прокуратуры, обладающие правами юридического лица с момента их образования и наделения этими полномочиями актом Президента Приднестровской Молдавской Республики.
Правовой статус, структура и штатная численность республиканской прокуратуры, территориальных и специализированных (военной и отраслевых прокуратур), в соответствии с настоящим Временным положением, определяется правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики.
Органы Прокуратуры финансируются из государственного бюджета в пределах средств, выделенных на деятельность этих органов.
Порядок образования, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Прокуратуры осуществляются Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
В Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики образуется коллегия.
В случае разн