Раздел 2. инструкция по выполнению итоговой контрольной работы

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЧАСТЬ 2

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

по направлению030900.62 «Юриспруденция», профилям

«Без профиля»

«Противодействие экономическим преступлениям»

«Правовое обеспечение бизнеса»

квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Новосибирск 2011

Методическое руководство разработано

Лебедевым Николаем Юрьевичем, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

Зав.библиотекой Н.Ю.Долгова

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы

Утверждено на заседании кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

(протокол от «20» января 2012 г. № 6).

Заведующий кафедрой

к.т.н., доцент Шушпанов С.В.

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Демократическое правовое государство, призванное обеспечивать охрану от преступлений права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, интересы общества в целом, конституционный строй государства, использует в этих целях уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым государство способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, установить лицо, его совершившее, и в тоже время не допустить ошибочного обвинения, тем более осуждение невиновного. Виновный же должен быть подвергнут справедливому наказанию.

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» предназначена для того, чтобы изучить систему норм уголовно-процессуального законодательства, являющихся необходимым юридическим средством обеспечения деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию преступлений и осуществлению правосудия по уголовным делам.

В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование юриста-специалиста для работы в различных правоохранительных органах, деятельность которых связана с предотвращением, пресечением преступлений, возбуждением, расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· овладение студентами глубокими и системными знаниями теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда;

· формирование у студентов высокого уровня правосознания в области уголовного судопроизводства, умения эффективно бороться со всеми видами преступлений в условиях строгого соблюдения законности и действующих международных правовых норм;

· формирование и развитие у обучающихся устойчивых навыков и умений применения уголовно-процессуального законодательства в процессе раскрытия, расследования преступления и судебного рассмотрения уголовных дел.

Для предупреждения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных в государстве существует система органов уголовной юстиции, вершину которой образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. Деятельности суда предшествует расследование преступлений, проводимое органами дознания и предварительного следствия, надзор за деятельностью которых осуществляет прокурор.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, а также с применением мер государственного принуждения (заключение под стражу, обыск и т.д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется процессуальными нормами, создающими гарантии справедливого правосудия и гарантии прав личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавливаются только законодательной властью.

Вместе с тем, предмет уголовно-процессуальной деятельности тесно связан с наукой уголовного процесса, являющейся частью юридической науки в РФ. Наука уголовного процесса - это совокупность правовых взглядов, представлений и идей, раскрывающих на основе диалектического материализма сущность и содержание уголовного судопроизводства как формы применения уголовного закона в целях охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка в России.

Предметом науки уголовного процесса является теория уголовного процесса, изучающая закономерности его развития и разрабатывающая демократические принципы, формы и средства борьбы с преступностью, формулирующая общие процессуальные понятия институтов, гарантий, прав и обязанностей, осмысливающая практику применения уголовного – процессуального законодательства.

От предмета науки необходимо отличать ее содержание. Содержание науки составляют: уголовно-процессуальное право как отрасль российского права; деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; уголовно - процессуальные отношения в уголовном судопроизводстве.

Методом науки уголовного процесса является материалистическая диалектика и исторический материализм. Их методологическая роль в научных исследованиях состоит в том, что позволяют рассматривать категории и законы в постоянном движении, развитии и учитывать исторический опыт других государств в данной области. На основе этого вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства.

Уголовный процесс тесно соприкасается со многими отраслями знаний, которые используются правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений, а также при рассмотрении и разрешении уголовных дел в судах. Для изобличения лиц, совершивших преступления, часто необходимы специальные познания экспертов, что в свою очередь привело к появлению специальных отраслей знаний: криминалистики, криминологии, судебной медицины, судебной психиатрии, судебной психологии, судебной статистики.

По своей структуре дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» соответствует построению основного законодательного акта – Уголовно-процессуального кодекса. Как и кодекс дисциплина начинается с истолкования основных понятий, необходимых для определения предмета дисциплины, затем следует характеристика принципов уголовного процесса и ряда других общих проблем – субъекты, доказательства, меры процессуального принуждения и др., затем даются сведения обо всех стадиях производства и особых видах и способах разбирательства уголовных дел – особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, дел о преступлениях несовершеннолетних, о применении мер медицинского характера. Новыми направлениями уголовно-процессуальной деятельности, установленными новым УПК РФ, являются особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и процессуальные нормы, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача № 1. В квартире обнаружен труп женщины со следами насильственной смерти. По данному факту возбуждено уголовное дело. Судя по обстановке места происшествия, преступление мог совершить человек, хорошо знакомый с потерпевшей. Подозрение пало на ее мужа: он с женой неприязненных отношениях; несколько месяцев живет у своих знакомых; неоднократно высказывал намерения избавиться от жены; в день совершения убийства отсутствовал в месте временного проживания. Муж был задержан в качестве подозреваемого по статьям 91 и 92 УПК РФ, но через некоторое время было доказано его бесспорное алиби и установлен убийца.

Необходимо ли прекращать уголовное дело в отношении мужа, если да, то по какому основанию?

Задача № 2. По уголовному делу о вымогательстве следователь приобщил магнитофонную запись переговоров одного из обвиняемых, сделанную оперативным путем за несколько дней до возбуждения уголовного дела, о чем указано в справке, подписанной следователем.

Может ли эта запись служить доказательством по делу?

Задача № 3. Служебно-розыскная собака с места кражи, совершенной в сельском магазине, привела сотрудников милиции к палатке, где жили строители дороги. Здесь она набросилась на строителя Амирова. На основании собранной по делу совокупности доказательств, Амиров был привлечен в качестве обвиняемого. В обвинительном заключении следователь упомянул о выборке Амирова собакой. Но ни на предварительном следствии, ни в суде Амиров виновным себя не признал и утверждал, что собака ошиблась, т.к. кто-то ночью уходил из палатки в его сапогах. В обвинительном приговоре суд наряду с другими доказательствами указал следующее: виновность подсудимого подтверждается так же протоколом следственного действия по судебной одорологии.

Определить, имеет ли доказательственное значение поведение служебно-розыскной собаки?

Задача № 4. Фамин задержан по подозрению в совершении разбойного нападения. Ему было разъяснено право иметь защитника, после чего Фамин заявил, что желает иметь защитником своего двоюродного брата – студента юридического института Елкина. Следователь разъяснил, что на данном этапе расследования Елкин защитником не может быть допущен.

Правильно ли разъяснение следователя?

Задача № 5. В РУВД явился Киселев и заявил, что примерно полмесяца назад он совершил ограбление неизвестного мужчины, отобрав у него кошелек с деньгами в сумме 450 рублей и проездной билет на городском транспорте. В доказательство своего заявления Киселев предъявил пустой кошелек и проездной билет, в котором значилась фамилия Трубачев. Деньги из кошелька, как пояснил Киселев им были растрачены.

С целью проверки заявления Киселева был установлен Трубачев, вызван в РУВД и от него было взято объяснение. Он пояснил, что кошелек и проездной билет принадлежат ему, но он считал, что их потерял, так как ограблению не подвергался.

Есть ли повод и основания для возбуждения уголовного дела?

Какое решение должно быть принято? Ответ обосновать.

Задача № 6. Пятого мая по факту кражи из квартиры Тимурова было возбуждено уголовное дело. По окончанию срока следствия в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, производство по данному делу было приостановлено.

25 мая по факту кражи из квартиры Бурцева было возбуждено другое уголовное дело, которое так же было приостановлено по тому же основанию, что и предыдущее.

10 сентября за совершение грабежа, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ был задержан Лычкин, и в отношении его было возбуждено уголовное дело.

В процессе расследования было установлено, что Лычкиным помимо грабежа совершены обе кражи из квартир Тимурова и Бурцева.

Какое решение должно быть принято в отношении всех уголовных дел?

Укажите основания данного решения и порядок исчисления сроков расследования?

Задача № 7. Осматривая место происшествия по делу об убийстве, следователь выяснил, что обстановка на месте происшествия ко времени осмотра подвергалась изменениям. В частности, труп потерпевшего был перенесен родственниками в другую комнату. Пятна крови на полу и стенах смыты. Топор, которым, судя по обстановке, оборонялся потерпевший, находился в другой комнате.

Установив лиц, первыми наблюдавшими место происшествия вскоре после преступления, следователь привлек их к участию в осмотре, путем расспросов выяснил обстановку, которую они видели, и занес эти данные в протокол осмотра места происшествия. В таком же порядке была составлена схема места происшествия. В протоколе отмечено, что он составлен в соответствии с пояснениями лиц, опрошенных следователем. Протокол подписали следователь, два понятых и три лица, на званные свидетелями.

Правильно ли действовал следователь?

Задача № 8. Гвоздев был привлечен в качестве обвиняемого за совершение кражи вещей из квартир Риднакова и Горбунова. В дальнейшем следователь собрал достаточные доказательства, изобличающие Гвоздева в совершении еще одной кражи из квартиры Петровского. В тоже время факт кражи из квартиры Горбунова не подтвердился.

Какое решение должно быть принято следователем?

Задача № 9. Мокров, совершив в г. Новосибирске 2 преступления, предусмотренные ч.1 ст.105 и ч.1 ст. 121 УК РФ, скрылся. Через три месяца он был задержан в г. Красноярске за совершение хулиганских действий, где против него было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.213 УК РФ.

Определить форму расследования каждого уголовного дела и их подследственность.

Задача № 10. Водитель принадлежащей таксопарку автомашины Долгов нарушил правила вождения и совершил наезд на Кислякову, причинив ей тяжкий вред здоровью. Уголовное дело расследуется прокуратурой района. Следователь пять дней назад применил в отношении Долгова подписку о невыезде, а спустя три дня вынес постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Но Долгов заболел, и в связи с этим обвинение ему пока не предъявлено.

Муж Кисляковой вручил следователю исковое заявление с целью получить возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья его жены.

Перечислить всех участников процесса по данному делу и определить их правовое положение.

Задача № 11. Рассматривая уголовное дело, суд приступил к оглашению материалов предварительного следствия. Были зачитаны показания обвиняемого Швецова, в которых он частично признавал себя виновным в совершении преступления. На суде Швецов категорически заявил, что таких показаний не давал. В допросе обвиняемого на предварительном следствии участвовала, защитник Швецова, адвокат Стрыгина. Она подписала протокол допроса и не высказала каких-либо возражений по поводу неправильности записей показаний. Стрыгина защищала подсудимого и в ходе судебного разбирательства.

Имеется ли у суда возможность выяснить у защитника:

1. обстоятельства допроса ее подзащитного на предварительном следствии и содержание данных им показаний;

2. подтверждает ли она, что своей подписью удостоверила правильность фиксации показаний обвиняемого.

Задача № 12. В районном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению Райковой в совершении квартирных краж. В уголовном деле имелось заключение психиатрической экспертизы, согласно которому Райкова является вменяемой, но страдает поражением головного мозга с явлениями психической незрелости. В судебном заседании Райкова отказалась от помощи адвоката, мотивируя это тем, что в совершении краж она признается, и защитник ей ничем помочь не сможет. Суд удовлетворил ее просьбу.

Правильно ли решение суда?

Задача № 13. По делу о причинении тяжких телесных повреждений Яровой, следователь в процессе допроса потерпевшей обнаружил в ее показаниях ряд противоречий. Они стали очевидны к концу допроса после ответов потерпевшей.

Ознакомившись с записью своих показаний, потерпевшая потребовала внести в протокол несколько поправок. При этих поправках противоречия в ее показаниях устранились. Поправки должны были состоять в вычеркивании нескольких фраз и замене нескольких ответов на вопросы следователя.

Следователь отказался внести в протокол допроса поправки, предложенные потерпевшей, разъяснив ей, что они не соответствуют ранее данными ею показаниями и искажают их. Потерпевшая отказалась подписать протокол допроса, сославшись на то, что следователь не желает внести в него исправления. Следователь сделал в конце протокола отметку, о том, что потерпевшая от подписи отказалась, и сам подписал протокол.

Дайте оценку действиям следователя по составлению протокола.

Задача № 14. В лесном массиве в бессознательном состоянии с многочисленными телесными повреждениями и следами изнасилования была обнаружена Кан. В ходе предварительного следствия в качестве обвиняемого по делу привлечен Градов, который виновным себя не признал, неоднократно менял свои показании, выдвигал новые версии.

В этих условиях важное значение приобретали показания потерпевшей, находившейся на излечении в больнице. Срок предварительного следствия по делу истекал, однако допросить потерпевшую не ранее, чем через месяц о чем имелась медицинская справка. Все другие следственные действия, производство которых было возможно в отсутствие потерпевшей, выполнены.

Какое решение должен принять следователь?

Задача № 15. По делу о краже из квартиры Маслова свидетель Мукина на допросе показала, что в момент совершения преступления находилась в соседней комнате и слышала через перегородку голоса нескольких лиц. Один из них имел сильный голос и не выговаривал букву «р». Слова «бери вещи» и «ровно в восемь» он произносил так, что звучало «беи вещи» и «овно в восемь».

Через некоторое время по подозрению в краже были задержаны Нодов и Семочкин. Нодов заметно картавил. Следователь произвел следственное действие. Нодова и Семочкина поместили в соседних комнатах. Затем каждый подозреваемый произносил составленную следователем фразу, где встречались слова « бери вещи» и «ровно в восемь».

В ходе следственного действия свидетель Мукина указала, что по тембр голоса и произношения она узнает в одном из подозреваемых того, кто в момент кражи произносил, картавя, слова «бери вещи» и «ровно в восемь».

Данное обстоятельство было отражено в протоколе следственного действия.

Определить, какое следственное действие произвел следователь?

Задача № 16. Из травмпункта районной больницы поступило сведение о том, что 10 апреля в состоянии алкогольного опьянения к ним был доставлен Сорокин с ушибленной раной в области волосистой части головы. Сорокин пояснил, что он распивал спиртные напитки в подвале одного из домов с двумя неизвестными мужчинами и, что с ним было потом, не помнит. Когда протрезвел обнаружил пропажу бумажника с деньгами в сумме 1400 рублей и куртки «Аляска». Других данных в процессе предварительной проверки получит не представилось возможным. Орган отказал в возбуждении уголовного дела по п. 1 ч. 1ст. 24 УПК РФ, мотивируя это тем, что Сорокин не помнит обстоятельств получения травмы, и нет оснований считать, что в отношении него было совершено преступление.

Дайте оценку действиям органа дознания и принятому им решению.

Задача № 17. К адвокату Трупову в юридическую консультацию обратился Заваров. Он рассказал о своей причастности к хищению ценного имущества из драгметаллов с завода и просил дать консультацию о том, стоит ли ему явиться с повинной или есть смысл отрицать вину.

Можно ли допросить адвоката Трупова в качестве свидетеля?

Задача № 18. Редькину предъявлено обвинение в убийстве Лыкова. Согласно заключению проведенной по делу судебно-психиатрической экспертизы Редькин после совершения преступления впал в реактивное состояние, вследствие чего необходимо было направить в специальную психиатрическую больницу для принудительного лечения. Следователь вынес постановление о приостановлении производства по делу и направлении Редькина на принудительное лечение в городскую психиатрическую больницу.

Оценить действия следователя.

Задача № 19. Обвиняемый Архипов совершил ряд преступлений: в январе в г. Томске учинил хулиганские действия в фойе кинотеатра «Восток» (ч. 2 ст. 213 УК РФ), в марте в Новосибирске ограбил Кравченко (ч. 1 ст. 161 УК РФ), в июне в Омске изнасиловал Гузееву (ч. 1 ст. 131 УК РФ). Архипов был задержан в городе Кургане, где совершил угон автомобиля (ч.1 ст.166 УК РФ).

В каком суде будет рассматриваться объединенное уголовное дело в отношении Архипова?

Задача № 20. Расследовав уголовное дело, возбужденное в связи с самоубийством, следователь установил, что причиной самоубийства явилось клиническое заболевание погибшего, о котором не было известно окружающим.

Каким образом должно быть закончено производство по данному делу?

Тестовые задания.

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дополнительное обеспечение

4.2.1. Библиографический список:

а) учебники:

1. Вандышев, Валерий Васильевич. Уголовный процесс. Общая и Особенная части : учеб. для юрид.вузов и фак. / В. В. Вандышев ; Межрегион. ин-т экономики и права .- М. : Контракт, 2010 .- 700, [1] с .

2. Уголовный процесс Российской Федерации : учебник / [А. С.Александров и др.] ; отв. ред. А. П. Кругликов .- М. : Проспект, 2009 .- 727 с.

3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации : учеб. для вузов по специальности "Юриспруденция" / [Алексеева Л. Б. и др.] ;отв. ред. П. А. Лупинская ; Моск. гос. юрид. акад .- М. : ЮРИСТЪ, 2004 .- 815 с .

4. Уголовный процесс : учебник / под ред. В. П. Божьева .- М. : Высш. образование, 2006 .- 524 с.

5. Григорьев, Виктор Николаевич. Уголовный процесс : учебник / В. Н. Григорьев, А. В.Победкин, В. Н. Яшин .- М. : ЭКСМО, 2006 .- 827 с .

б) учебные пособия:

6. Безлепкин, Борис Тимофеевич. Уголовный процесс России : учеб. пособие / Б. Т. Безлепкин .- 6-е изд., перераб. и доп .- М. : КноРус, 2010 .- 484, [6] с.

7. Уголовно-процессуальное право : учеб. пособие для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" / под ред. О. А. Галустьяна, А. В.Ендольцевой, А. П. Кизлыка .- М. : ЮНИТИ, 2006 .- 398, [1] с.

8. Бриллиантов А.В. Уголовное право России в схемах и определениях : учеб. пособие / А. В. Бриллиантов, Я. Е. Иванова .- М. : Проспект, 2010 .- 194 с.

в) методическая литература:

9. Минов, Геннадий Михайлович. Уголовный процесс : учеб.-метод. комплекс по специальности .- Новосибирск : [Изд-во НГАЭиУ], 2003 .- 216, [2] с .

10. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : практикум / [Ю. В. Грачева и др.] ; под ред. А. И. Рарога ; Моск. гос.юрид. акад. им. О. Е. Кутафина .- 2-е изд .- М. : Проспект, 2010 .- 266 с

г) научная литература:

11. Белкин, Анатолий Рафаилович. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве / А. Р. Белкин .- М. : Норма, 2005 .- 527 с.

12. Минов, Геннадий Михайлович. Уголовный процесс : конспект лекций / Г. М. Минов .- Ростов н/Д ; Новосибирск : Феникс, 2006 .- 318 с.

13. Манова, Нина Сергеевна. Уголовный процесс : конспект лекций / Манова Н. С.,Францифоров Ю. В .- 4-е изд., перераб. и доп .- М. : Юрайт, 2010 .- 137, [2] с .

14. Рыжаков, Александр Петрович. Уголовный процесс России : курс лекций / А. П. Рыжаков .- СПб. [и др.] : Питер, 2009 .- 432 с .

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Методическое руководство по

организации самостоятельной работы

студентов заочной формы обучения

Составитель: Лебедев Николай Юрьевич

_____________________________________________________________________________

Подписано к печати 2010 г.

Объем п.л. Тираж экз.

_____________________________________________________________________________

НГУЭУ, ул. Каменская, 56

Отпечатано на копиров.-множит. участке МО. Заказ №

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЧАСТЬ 2

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

по направлению030900.62 «Юриспруденция», профилям

«Без профиля»

«Противодействие экономическим преступлениям»

«Правовое обеспечение бизнеса»

квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Новосибирск 2011

Методическое руководство разработано

Лебедевым Николаем Юрьевичем, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

Зав.библиотекой Н.Ю.Долгова

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы

Утверждено на заседании кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

(протокол от «20» января 2012 г. № 6).

Заведующий кафедрой

к.т.н., доцент Шушпанов С.В.

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Демократическое правовое государство, призванное обеспечивать охрану от преступлений права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, интересы общества в целом, конституционный строй государства, использует в этих целях уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым государство способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, установить лицо, его совершившее, и в тоже время не допустить ошибочного обвинения, тем более осуждение невиновного. Виновный же должен быть подвергнут справедливому наказанию.

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» предназначена для того, чтобы изучить систему норм уголовно-процессуального законодательства, являющихся необходимым юридическим средством обеспечения деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию преступлений и осуществлению правосудия по уголовным делам.

В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование юриста-специалиста для работы в различных правоохранительных органах, деятельность которых связана с предотвращением, пресечением преступлений, возбуждением, расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· овладение студентами глубокими и системными знаниями теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда;

· формирование у студентов высокого уровня правосознания в области уголовного судопроизводства, умения эффективно бороться со всеми видами преступлений в условиях строгого соблюдения законности и действующих международных правовых норм;

· формирование и развитие у обучающихся устойчивых навыков и умений применения уголовно-процессуального законодательства в процессе раскрытия, расследования преступления и судебного рассмотрения уголовных дел.

Для предупреждения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных в государстве существует система органов уголовной юстиции, вершину которой образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. Деятельности суда предшествует расследование преступлений, проводимое органами дознания и предварительного следствия, надзор за деятельностью которых осуществляет прокурор.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, а также с применением мер государственного принуждения (заключение под стражу, обыск и т.д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется процессуальными нормами, создающими гарантии справедливого правосудия и гарантии прав личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавливаются только законодательной властью.

Вместе с тем, предмет уголовно-процессуальной деятельности тесно связан с наукой уголовного процесса, являющейся частью юридической науки в РФ. Наука уголовного процесса - это совокупность правовых взглядов, представлений и идей, раскрывающих на основе диалектического материализма сущность и содержание уголовного судопроизводства как формы применения уголовного закона в целях охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка в России.

Предметом науки уголовного процесса является теория уголовного процесса, изучающая закономерности его развития и разрабатывающая демократические принципы, формы и средства борьбы с преступностью, формулирующая общие процессуальные понятия институтов, гарантий, прав и обязанностей, осмысливающая практику применения уголовного – процессуального законодательства.

От предмета науки необходимо отличать ее содержание. Содержание науки составляют: уголовно-процессуальное право как отрасль российского права; деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; уголовно - процессуальные отношения в уголовном судопроизводстве.

Методом науки уголовного процесса является материалистическая диалектика и исторический материализм. Их методологическая роль в научных исследованиях состоит в том, что позволяют рассматривать категории и законы в постоянном движении, развитии и учитывать исторический опыт других государств в данной области. На основе этого вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства.

Уголовный процесс тесно соприкасается со многими отраслями знаний, которые используются правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений, а также при рассмотрении и разрешении уголовных дел в судах. Для изобличения лиц, совершивших преступления, часто необходимы специальные познания экспертов, что в свою очередь привело к появлению специальных отраслей знаний: криминалистики, криминологии, судебной медицины, судебной психиатрии, судебной психологии, судебной статистики.

По своей структуре дисциплина «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» соответствует построению основного законодательного акта – Уголовно-процессуального кодекса. Как и кодекс дисциплина начинается с истолкования основных понятий, необходимых для определения предмета дисциплины, затем следует характеристика принципов уголовного процесса и ряда других общих проблем – субъекты, доказательства, меры процессуального принуждения и др., затем даются сведения обо всех стадиях производства и особых видах и способах разбирательства уголовных дел – особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, дел о преступлениях несовершеннолетних, о применении мер медицинского характера. Новыми направлениями уголовно-процессуальной деятельности, установленными новым УПК РФ, являются особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и процессуальные нормы, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», выполняют контрольную работу по дисциплине ««Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной подготовки студентов заочного отделения в межсессионный период после прослушивания курса обзорных лекций. Самостоятельная подготовка студентов по предмету должна способствовать более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с нормативно-правовой базой и литературой, а также формированию навыков юридически обоснованной мысли.

При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать полученные в процессе изучения дисциплины знания, а также навыки решения конкретных жизненных ситуаций посредством использования нормативно-правовой базы дисциплины. Достижение данной цели возможно при соблюдении следующих этапов работы:

· ознакомление с общими методическими указаниями по написанию контрольной работы;

· выбор варианта контрольной работы;

· подбор и анализ нормативно-правовых актов и литературы;

· решение предложенных заданий;

· проверка итогового решения;

· оформление контрольной работы.

Работа может быть написана в тетради объемом 12 листов (с нумерацией страниц и оставлением полей), а также может быть подготовлена на компьютере и распечатана на листах формата А4. В структуру работы входит: титульный лист (наименование кафедры, дисциплины, части дисциплины, номер группы, Ф.И.О. сдающего и проверяющего), текст ситуационной задачи № 1, ответ на задачу № 1, текст ситуационной задачи № 2, ответ на задачу № 2, текст теста с вариантами ответов и букву соответствующую правильному ответу под текстом теста, а также список использованных нормативных актов, учебной и научной литературы.

Контрольная работа, выполненная не по заданному варианту, небрежно оформленная, переписанная из учебной литературы или с аналогичной работы другого студента, не может быть зачтена и возвращается без проверки.

При наличии ошибок и недостатков работа подлежит возвращению на доработку с учетом замечаний, приводимых в рецензии. Замена письменного выполнения контрольной работы собеседованием не допускается.

Контрольная работа выполняется строго по вариантам. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре зачетной книжки студента.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены:

- для студентов заочной формы обучения (5 лет) – зачет (7 семестр) и экзамен и контрольная работа (8 семестр) (см. задания для контрольной работы № 2);

- для студентов заочной формы обучения (3,5 года) – зачет и контрольная работа (4 семестр) (см. задания для контрольной работы № 1) и экзамен+ контрольная работа (5 семестр) (см. задания для контрольной работы № 2);

- для студентов заочной формы обучения (4 года) – зачет и контрольная работа (6 семестр) (см. задания для контрольной работы № 1) и экзамен+ контрольная работа (7 семестр) (см. задания для контрольной работы № 2).

Таблица выбора варианта контрольной работы № 1

Номер варианта темы контрольной работы. Последняя цифра номера зачетной книжки студента (студенческого билета) Номера ситуационных (практических) задач Номера тестовых заданий варианта
Вариант № 1 5, 18 5,9,11,23,26,32,41,56,62,98
Вариант № 2 7, 14 98,66,63,65,73,78,3,7,10,13
Вариант № 3 2, 9 96,83,85,72,74,67,68,33,35,54
Вариант № 4 4, 17 86,87,75,79,69,70,71,55,57,5
Вариант № 5 8, 10 19,24,29,30,34,36,42,44,46,63
Вариант № 6 6, 20 8,9,11,12,80,82,84,88,50,51
Вариант № 7 3, 15 58,59,60,61,62,1,2,76,78,81
Вариант № 8 1, 16 6,9,15,19,20,21,22,23,24,96
Вариант № 9 6, 14 25,27,28,29,37,38,40,51,64,65
Вариант № 10 10, 5 52,53,54,2,3,77,79,80,84,90

Таблица выбора варианта контрольной работы № 2

Номер варианта темы контрольной работы. Последняя цифра номера зачетной книжки студента (студенческого билета) Номера ситуационных (практических) задач Номера тестовых заданий варианта
Вариант № 1 1, 11 1,11,21,31,41,51,61,71,81,91
Вариант № 2 2, 12 2,12,22,32,42,52,62,72,82,92
Вариант № 3 3, 13 3,13,23,33,43,53,63,73,83,93
Вариант № 4 4, 14 4,14,24,34,44,54,63,54,74,84,94
Вариант № 5 <

Наши рекомендации