Понятие, функции и принципы административной ответственности.
Административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой особое правовое состояние, когда лицо, нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия – лишения и ограничения, применяемые к нему государством[101].
Выражается административная ответственность в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица и применении к нему санкций правовых норм, за правонарушение уполномоченными на то субъектами власти, в процессуальной форме.
Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности (уголовной, материальной, дисциплинарной) обладает следующими признаками:
1. Она регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ.
2. Основанием ее применения является административное правонарушение.
3. Административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности, в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;
4. К ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.
5. Она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судами.
6. Меры административной ответственности применяются к лицам, не связанными служебной подчиненностью с органами и судьями, уполномоченными на ее применение и наделенными для этого государственно-властными полномочиями (в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом);
7. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;
8. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.
Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законов.
Структура административной ответственности включает в себя следующие элементы:
1. Основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
2. Правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие её;
3. Субъекты административной ответственности;
4. Санкции (административные наказания).
Целями административной ответственности являются:
1. наказание лица за совершение административного правонарушения;
2. выработка у правонарушителя уважения к законам, конституционному строю, правам и свободам других лиц;
3. предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Функциями административной ответственности являются:
Превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства, которую необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой - создать необходимые этические предпосылки, способные предотвратить правонарушение.
Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов публичного воздействия, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.
Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.
Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч.2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции РФ.
Правозащитная функция КоАП РФ как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения, а также видов административных наказаний.
Другая цель правозащитных функций - в обеспечении надлежащих процессуальных предпосылок применения административных санкций.
Административная ответственность строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).
Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.
Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.
Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.
Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности, доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.
Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.
Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижения его человеческого достоинства, если правонарушитель- физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель - юридическое лицо.