Структура административно-правовых отношений.
Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты.
Субъектами административно-правовых отношений являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления.
В юридической литературе субъекты административно-правовых отношений принято делить на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся все физические лица, дееспособные и обладающие различными административно-правовыми статусами. К ним относятся, например:
1. граждане России;
2. иностранные граждане и лица без гражданства;
3. государственные служащие;
4. должностные лица;
5. пенсионеры;
6. студенты.
К коллективным субъектам относятся наделенные административно-правовым статусом юридические лица в числе которых органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, предприятия и учреждения различных организационно-правовых форм, общественные объединения, религиозные организации.
Значительным и определяющим фактором, позволяющим быть полноценным субъектом административно-правовых отношений, является наличие административной правосубъектности, под которой понимается способность быть субъектом права. Нормы права, правосубъектность и юридические факты являются предпосылками возникновения правоотношений. Правосубъектность применительно к индивидам делится на три части: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность это способность лица иметь права и юридические обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью.
Дееспособность это способность лица самостоятельно (своими действиями) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать юридические права и обязанности в сфере государственного управления, а также отвечать за неправомерную реализацию прав или неисполнение обязанностей. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная и связана с психическими и возрастными свойствами индивида. Частичная дееспособность свойственна индивидам, не достигшим совершеннолетия, ограниченная связана с наличием какого-либо психического заболевания или осуждением к лишению свободы, полная дееспособность наступает по достижении 18 лет.
Деликтоспособность это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенные правонарушения.
Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.
В юридической литературе различают общий объект и непосредственный.
Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и возникающие в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.
Непосредственным объектом выступают:
- поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;
- материальные блага (вещи, ценности);
- нематериальные личные блага (честь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность);
- продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);
- ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя, паспорт гражданина и т.п.).
Субъективные права это меры возможного поведения, установленные административно-правовыми нормами и охраняемые государством.
Юридические обязанности – это предусмотренные законодательством и обеспеченные государством меры должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).
Административно-правовые отношения возникают при наличии жизненных обстоятельств, условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты, влекущие возникновение конкретных правоотношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия (бездействия), а в некоторых случаях — события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные – основанына положениях норм административного права. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. (Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется; в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право получения паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности (нарушение ПДД является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом).
К числу неправомерных юридических фактов относится также бездействие – волевое несовершение предписываемых законом действий(например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка; бездействие должностного лица, обязанного рассмотреть обращение гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрировать транспортное средство в органах внутренних дел, невыполнение требования о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств).
События – явления (жизненные обстоятельства), независимые от воли людей и имеющие юридическое значение (например, рождение и смерть человека, достижение возраста административной ответственности – 16 лет, , стихийное бедствие и пр.).
В административном праве встречаются и сложные составы под которыми понимаются совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Так, например, для возникновения правоотношений, связанных с государственной службой, необходимо соблюдение целого комплекса требований и ограничений, предъявляемых к претендентам на государственную службу.