Стадии исполнительного производства

Стадия исполнительного производства - это совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем или судом, объединенных единой целью и в совокупности направленных на решение задач исполнительного производства.

Процедура реализации исполнительного документа имеет строго определенную организационную структуру, закрепленную в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и состоит из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий. К ним относятся:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе;

3) приостановление исполнительного производства;

4) прекращение исполнительного производства;

5) окончание исполнительного производства.

Рассмотрим, как законодательство регламентирует действия судебных приставов-исполнителей на этих стадиях.

1. Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства является самостоятельной стадией процесса исполнения. Совокупность действий, составляющих данную стадию, обладает всеми признаками, характерными для стадии исполнительного производства. Данные действия, по мнению Д.Я Малешина, представляют собой систему процессуальных действий, обладают самостоятельной задачей, имеют качественное своеобразие содержания и обособлены во времени[202].

Движение дела в данной стадии заключается в последовательной смене выдачи исполнительного документа, предъявления его в службу судебных приставов, вынесения судебным приставом постановления о возбуждении, а также в совершении некоторых других действий.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

После получения заявления и исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то постановление о возбуждении производства должно быть вынесено в течение суток с момента поступления исполнительного документа.

В постановлении о возбуждении производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных законом. Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требовании устанавливается в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных Федеральным законом[203]:

- для осуществления взыскания расходов за осуществление исполнительных действий;

- для взыскания исполнительного сбора;

- для взыскания штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем;

- в случае поручения исполнения отдельных исполнительных действий на другой территории другому судебному приставу-исполнителю.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Исполнительное производство возбуждается и исполнительные действия совершаются:

- если должником является физическое лицо - по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества;

- если должником является юридическое лицо - по месту его нахождения или месту нахождения его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства[204]

Если взыскатель устранит обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, то может повторно обратиться к судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

По истечению срока, отведенного законодательством должнику на добровольное исполнение, судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению исполнительного листа или иных документов, послуживших основанием для возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящегося у должника или у третьих лиц, во исполнения судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке предусмотренных федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок применения каждой из названных мер принудительного исполнения.

Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебными приставами-исполнителями по его месту жительства, месту пребывания или месту нахождения имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются по ее юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий или применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему приставу совершить исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения. Такое поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Получив данное поручение, судебный пристав-исполнитель по новому месту исполнения возбуждает исполнительное производство с соблюдением требований закона. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено[205].

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель дает поручение соответствующему судебному приставу-исполнителю или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», в частности, ч. 11 ст. 33 предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, на территории, на которую не распространяются его функции, по согласованию[206], если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать его из одного подразделения в другое подразделение судебных приставов, о чем извещаются взыскатель, должник, суд или иной орган, выдавший исполнительный документ.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если федеральным законом или исполнительным документом установлен конкретный срок исполнения, то требования должны быть исполнены в этот срок.

Постановление судебного пристава-исполнителя о поручении проведения отдельных исполнительных действий другому подразделению должно быть исполнено в течение 15 дней.

Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Это же требование закона распространяется на исполнение исполнительных документов, в которых предусмотрено немедленное исполнение.

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» установил время, которое не включается в рассмотренные сроки совершения исполнительных действий[207].

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

3. Приостановление исполнительного производства.

Исполнительное производство в соответствии с законом может быть приостановлено судом, судебным приставом-исполнителем или другим компетентным органом, вынесшим исполнительный документ.

Суд может приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях:

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, не которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора;

4) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях ;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действия судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

8) обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой органа с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

9) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, регламентирующим правовые основания для судебного пристава-исполнителя на приостановление производства.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в следующих случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом, другим компетентным органом правоотношение допускает правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника – организации процедуры банкротства;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительного сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительного сбора;

7) направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Кроме того, исполнительное производство может быть полностью или частично приостановлено судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках;

2) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

3) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия в другое подразделение судебных приставов.

Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступлении жалобы на постановление, действия или бездействия подчиненных им судебных приставов-исполнителей.

Исполнительное производство приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, после чего оно возобновляется.

4. Прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство может быть прекращено судом или судебным приставом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом в следующих случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения;

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель может прекратить исполнительное производство в следующих случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

Необходимо отметить, что согласно постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[208] лица, требования которых исключены по их заявлению из реестра требований кредиторов, при последующем прекращении производства по делу о банкротстве должника не вправе повторно обратиться за принудительным исполнением соответствующего судебного акта.

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ[209].

Приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

О приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает путем направления копии постановления сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

После вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. Указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в суд или другой орган, выдавший этот документ.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается в предусмотренных ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскателю случаях.

В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в пунктах 2-6, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законом.

5. Окончание исполнительного производства.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в соответствии с правовыми основаниями, предусмотренными в законе, в следующих случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) направления исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию, за исключением исполнительных документов:

- о признании права собственности;

- компенсации морального вреда;

- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

- о применении последствий недействительности сделок

- о взыскании задолженности по текущим платежам.

7) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением вышеперечисленных исполнительных документов, указанных в п.6;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения выезда из Российской Федерации и прав должника на имущество. Копии постановления об окончании производства не позднее следующего дня после вынесения направляются:

- взыскателю и должнику;

- в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

- в банк, иную кредитную организацию или орган, исполнявших требования по установлению ограничений в отношении должника или его имущества;

- в организацию или орган, осуществлявших розыск должника, его имущества или ребенка.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Тема 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и
мер административного пресечения

Время – 2 часа.

Вопросы:

1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения.

2. Процедуры применения отдельных мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы.

3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения.

Литература

Основная:

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Ст. 19-36.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 29 июня 2004 г.). Ст. 26.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003 г.).

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 02.07.2005). Ст. 13.

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 24.10.2005).

Приказ Минюста России от 7 июля 2003 г. № 159 «Об утверждении порядка представления и рассмотрения материалов, касающихся принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, освобожденных из мест лишения свободы».

Приказ МВД России от 26 августа 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнительная:

Каплунов А.И. О формах реализации норм права, закрепляющих меры административного принуждения // Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: МосУ МВД России, 2006. С. 317-322.

1. Общая характеристика производства по применению
мер административного предупреждения и
мер административного пресечения

Вопрос о целесообразности выделения в структуре административного процесса производства «по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения» остается среди ученых-административистов дискуссионным. Так, Л.Л. Попов считает, что применение в правоохранительных целях административно-предупредительных и административно-пресекательных мер следует рассматривать в рамках административно-юрисдикционного блока административного процесса[210]. В.Д. Сорокин в своих первых работах в структуре административного процесса выделял «производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления»[211], однако в последней своей крупной работе речь вел только о производстве «по делам об административных правонарушениях»[212]. И.В. Панова наряду с производством по делам об административных правонарушениях выделяет «производство по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами административной ответственности»[213].

Сторонники выделения данного вида производства, к числу которых себя относят и авторы Примерной программы по административно-процессуальному праву и авторы данного учебного пособия, исходят из того, что в отличие от производства «по делам об административных правонарушениях» в рамках производства «по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения»[214] применяются меры административного принуждения, не являющиеся административными наказаниями[215].

Различия в наименованиях данного вида производства связано, прежде всего, с отсутствием в науке административного права единства взглядов относительно классификации мер административного принуждения. Не останавливаясь подробно на существующих противоречиях, отметим, что мы исходим из варианта классификации мер административного принуждения, который поддерживают большинство ученых-административистов, согласно которому административное принуждение включает в свой состав:

а) принудительные меры административного предупреждения,

б) меры административного пресечения;

в) меры административно-процессуального обеспечения;

г) меры административной ответственности (административные наказания).

Вопрос о назначении административного наказания решается в ходе производства по делу об административном правонарушении. В рамках данного производства применяются также меры административно-процессуального обеспечения (т.е. принудительные меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях).Однако процедуры применения мер, предусмотренных главой 27 КоАП РФ, в подавляющем большинстве случаев, являются внепроцессуальными. Для решения вопроса об их применении не заводятся индивидуальные конкретные дела, закон устанавливает только порядок фиксации факта их применения. Поэтому мнение о целесообразности выделения в составе административного процесса производства «по применению мер административно-процессуального принуждения», на наш взгляд, спорно.

Правовой механизм реализации мер административного предупреждения и мер административного пресечения имеет свою специфику, которая определяет особенности производства по их применению.

В литературе справедливо отмечается, что правовые процедуры осуществления административно-принудительной деятельности могут быть как процессуальными, так и внепроцессуальными[216]. Применение мер административного предупреждения и мер административного пресечения осуществляется в рамках обеих видов правоприменительных процедур.

Под применением меры административного принуждения понимается реализация санкции или диспозиции правовой нормы, закрепляющей ту или иную принудительную меру.

В соответствии с процедурными особенностями применения административно-предупредительных мер и мер административного пресечения, следует различать:

а) меры, закреплённые диспозициями правовых норм, и реализуемые компетентными органами (должностными лицами) непосредственно, в виде правоохранительных актов управления. Такие акты могут выражаться конклюдентно либо в устной форме (проверка документов, досмотр вещей, багажа, личный досмотр пассажиров воздушного транспорта, таможенный досмотр, применение физической силы). Применение таких мер предупреждения не требует сколько-нибудь сложной и длительной процедуры. Их реализация осуществляется в упрощённом порядке, путём непосредственного действия лица, наделённого государственно-властными полномочиями;

б) меры, закреплённые в санкциях правовых норм, не относящихся к числу административных наказаний. Их реализация предусматривает принятие специального правоприменительного акта (например, при аннулировании лицензии (разрешения), принудительной госпитализации и лечении больных, страдающих психическим заболеванием и представляющим опасность для окружающих), т.е. принятие индивидуального (юрисдикционного) акта управления, который в свою очередь порождает юридические последствия в виде возникновения, изменения, прекращения правоотношений, связанных с реализацией конкретных правоограничений и обременений, установленных санкцией.

Как справедливо заметил В.Д. Ардашкин «Принуждение … представляет собой властное веление или прямое действие»[217]. Властное веление формируется в результате правоприменения, и закрепляется в акте управления, прямое действие – результат использования властных полномочий, выраженное в непосредственном юридически значимом действии.

Порядок реализации материальной нормы, имеющий своим назначением получение юридического результата и соответствующим образом к этому приспособленный, не может быть ничем иным, кроме как юридической процедурой[218].

Соответственно в рамках внепроцессуальных процедур применяются меры принуждения, предусмотренные диспозицией правовой нормы, а в рамках процессуальной процедуры применяются меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы.

Отсюда можно сделать следующие выводы.

1. Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения включает в себя административные процедуры принятия и исполнения индивидуальных (юрисдикционных) актов управления, посредством которых применяются конкретные меры административного предупреждения и меры административного пресечения, установленные санкциями правовых норм.

К числу таких мер относятся следующие:

- меры административного предупреждения: аннулирование лицензии на занятие лицензируемым видом деятельности; аннулирование выданных разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия; аннулирование разрешения на временное проживание или аннулирования вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства; принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; принудительная госпитализация и лечение больных, страдающих психическим заболеванием и представляющим опасность для окружающих; помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

- меры административного пресечения: депортация иностранного гражданина.

2. Процедуры применения перечисленных мер административного принуждения установлены административно-процессуальными нормами и могут иметь значительные различия, обусловленные характером применяемой меры принуждения.

Вместе с тем этим процедурам присущи общие черты, которые характерны для любой правоприменительной деятельности. Данная деятельность включает следующие элементы, которые лежат в основе административных процедур применения конкретных мер административного предупреждения и мер административного пресечения:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) юридическую квалификацию;

3) толкование административно-правовой нормы;

4) принятие по делу решения;

5) практическое исполнение принятого решения[219].

С учетом данных элементов административные процедуры, входящие в состав производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения, как правило, включают следующие стадии:

- возбуждение дела и подготовка (сбор) документов;

- рассмотрение представленных документов;

- принятие решения и его доведение до заинтересованных лиц;

- реализация (исполнение) принятого решения.

Содержание каждой из перечисленных стадий определяется особенностями разрешаемого дела.

Обжалование принятого решения выходит за рамки данного производства. Вопрос о законности и обоснованности применения данных мер решается уже в рамках самостоятельного вида производства – производства по рассмотрению жалоб граждан.

3. Входящие в состав производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения процедуры применения конкретных мер принуждения различаются по степени детализации нормативного урегулирования данных административных процедур.

Наши рекомендации