Предмет, методология, система и значение истории государства и права России.
Предмет, методология, система и значение истории государства и права России.
Предмет – изучение возникновения, развития и смены типов и форм гос-ва и права, а также гос. органов и правовых институтов в различные исторические периоды.
Методы: общенаучные (общефилософский, системный, общелогический) и частные (сравнительно-исторический, формально-юридический).
Возникновение и развитие гос-ва и права у восточных славян начинается с феодальной формации:
1. Сюзериальная монархия (Киевская Русь IX-XII, феодальная раздробленность XII-XIV, образование русского централизованного гос-ва XIV-XVI).
2. Сословно-представительная монархия (XVI-XVII).
3. Период абсолютизма XVII-1917 (становление и развитие абсолютизма, разложение крепостнического строя и рост капиталистических отношений, этап утверждения капитализма и осуществления буржуазных реформ, эволюция самодержавия в буржуазную монархию).
Исторический тип – март-октябрь 1917.
История советского социалистического гос-ва:
1. Становление и развитие советского гос-ва и права в период гражданской войны.
2. Советское гос-во и право в годы НЭПа.
3. Советское гос-во и право в период коренной ломки общественных отношений.
4. Гос-во и право в годы ВОВ.
5. Советское гос-во и право в послевоенные годы и период либерализации общественный отношений.
6. Период замедления темпов общественного развития.
7. Период реформирования СССР и его распада.
Новый период российского гос-ва и права.
Образование Древнерусского государства.
Процесс классообразования у славян проходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи, перерастания родовой общины в соседскую. Форма общественных отношений у славян – военная демократия (участие всех мужчин союза в решении общественных проблем, особая роль народного собрания как высшего органа власти, народное ополчение). К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. В качестве главной военной силы и одновременно правящей соц. группы становились князь и дружина. В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз – Русская земля. Центр объединения – Киев. В 882 образуется Древнерусское гос-во. Оформление 2 теорий о возникновении гос-ва: норманнская и антинорманнская. 1. ПВЛ северные славяне призвали варягов в 862 (варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус). 2. Аргументы против: более высокий уровень соц. и пол. развития восточных славян по сравнению с варягами, которые не имели своей государственности; гос. институты не имеют варяжского происхождения; Русь не знает норм скандинавского права; при заключения договоров Руси с Византией использовался русский и греческий языки.
Семейное и наследственное право Киевской Руси.
Наследование различалось по закону и завещанию. По завещанию наследовали сыновья, вдова. По закону сыновья наследовали имущество отца, а дочери – матери. Каждый наследник получал равную долю, но младшему сыну отходил родительский дом. Особый порядок устанавливался в отношении земли. У смердов ее могли наследовать только сыновья, если их нет, земля отходила князю. У феодалов, не имевших сыновей, землю могли наследовать дочери. До совершеннолетия детей из наследство могло находиться в управлении вдовы или опекуна.
Требования для вступления в брак: брачный возраст (ж-13 лет, м- 15 лет), согласие брачующихся, не состоять в ином браке, в кровном родстве и духовном свойстве (крестный и крестная, их дети не могли вступать в брак между собой), благословение церкви. Основания прекращения брака: смерть одной из сторон, уход в монастырь, развод. Основания развода «6 вин жены»: 1- жена посещала пиры без разрешения мужа и не ночевала дома, 2 -посещала игрища без разрешения мужа, 3 - совершала прелюбодеяние, 4 - злоумышляла против мужа или знала об этом, но не сообщила ему, 5 - знала о злоумышлении против князя, но не сообщила ни мужу, ни князю, 6 - совершала татьбу (кражу) имущества мужа или святотатство (кража церковного имущества). Супруги имели раздельное имущество. Пользоваться имуществом супруга (супруги) можно было только с разрешения другой стороны. Дети находились под властью отца.
Образование единого централизованного государства. Изменения в системе управления Великого Московского княжества (ХV – начало ХVI вв.).
Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств – закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежат социально- экономические факторы: рост интенсивности с/х производства, рост феодального землевладения, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых центров торговли и ремесла, расширение экономических связей и товарно-денежных отношений. Развитие городов - центров ремесла и торговли- обусловило необходимость упразднения многочисленных таможенных границ. Политическим фактором явилась необходимость защиты от внешних врагов.
Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно- Московское великое княжество; а, во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества.
По мере складывания единого государства менялся и его характер.
Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце 13 века и заканчивается в конце 15- начале 16 века. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск. Иван 3 и его сын Василий 3 – великие князья Московские, стали именовать себя «государями всея Руси».
Государственный строй
Во главе Русского государства стоял Великий князь. Он – глава государства, обладавший правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию государства. Но его власть была не настолько сильной, чтобы стать неограниченной, абсолютной. Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии – Боярская дума. Она выросла из феодального совета, по составу от него тоже существенно не отличалась. Боярская дума была постоянно действующим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда.
На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор. В его ведении находился не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. С централизацией государства и увеличением территории компетенция д-в системы стала расширяться. Постепенно стали появляться «областные» дворцы, они ведали самыми разными делами: сбором податей, местной администрацией.
В связи с увеличением территории государства необходимо стало создание специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества. В результате, начиная с конца 15 века стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это были постоянно действующие учреждения, имевшие четкую компетенцию. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. В начале 16 века действовало около 10 приказов. Одним из первых сформировался приказ Большого дворца, Казенный (ведавший казной) дворец, Разрядный приказ (ведавший военной службой), Посольский (дипломатический) приказ.
Крестьянство
6 разрядов: 1.государственные (лично свободны, право покупать и арендовать земли, заниматься ремеслом, промыслами и торговлей в сельской местности, право на общинное самоуправление и передвижение при наличии паспорта, платили налоги и несли повинности в пользу гос-ва) 2. Дворцовые (приписанные к царскому дворцу и обслуживающие дворцовое хоз-во. С 1797 г. Их стали называть удельными. 3. Экономические (бывшие церковные и монастырские, правовой статус такой же как у гос-ных) 4.посессионные (купленные фабрикантами и заводчиками у помещиков или казны и приписанные к фабрикам и заводам, продавать их можно только с заводом)
5. Однодворцы (потомки служилых людей-пушкари, стрельцы, казаки и др. платили подушную подать, выполняли повинности, в правовом положении не отличались от гос-ных). 6.помещечьи или владельческие (помещики имели право продавать, дарить, менять, закладывать их; размеры оброка и барщины определяли помещики, крестьян наказывали кнутом, батогами, розгами).
Император
Неограниченная власть. При Павле 1 переход престола от отца к старшему сыну. Опирался на чиновников, на аппарат управления.
Центральные органы власти=органы верховного управления и органы подчиненного управления. Первыми руководил император, вторыми – должностные лица.
Местные органы управления
В столицах и на окраинах вводятся должности генерал-губернаторов (надзор за гражданскими, иногда за военными учреждениями). Генерал-губернаторства=несколько губерний. Во главе губерний—губернатор, назначаемый императором (надзор за полицией, финансовыми органами, тюрьмами, рекрутскими наборами, сбор налогов, социальные программы. При губернаторе – губернское правление (3-4 чел). Состав: губернатор, как председатель; вице-губернатор, советники, асессоры (совещательный орган).
Губерния=уезды, во главе которых стояли нижние земские суды. Уезды=волости, которыми управлял волостное правление в составе волосного головы, старост и писаря.
Уездную полицию возглавлял исправник (на 3 года). В городах полицейские функции возлагались на городскую полицию.
Учреждение Государственной Думы и эволюция законодательства о выборах (Положения о выборах от 06. 08.1905, 11.12 1905, 03.06.1907 гг.).
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая "ОГЗ" 23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту Государственная дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе ценза от трех курий:
-Уездные землевладельцы
-Городские избиратели
-Крестьяне-домохозяева.
ГД избиралась сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения. Выборы были многостепенными.
Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта. В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии.
Учреждение ГД (17 октября 1905 г. принимается "Манифест об усовершенствовании государственного порядка"):
1) дарование свободы совести, слова, собраний и союзов;
2) привлечение к выборам широких слоев населения;
3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.
Характеристика ГД и ГС:
- Дума избиралась на пять лет и могла быть распущена досрочно решением императора;
- Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом;
- С законодательной инициативой в Думу могли входить: министры, комиссии депутатов ГС;
- ГС стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума;
- Все законопроекты после Думы должны были затем поступать в ГС и после к императору;
- Половину ГС составляли выборные члены, половину – назначенные члены, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
Избирательное право(указ 11 декабря 1905 г.):
Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
- Землевладельцы с определенным имущественным цензом (125-800 десятин земли);
- Городское население, владевшее недвижимостью и торгово-промышленными предприятиями;
- Крестьянское население, принадлежащее к сельским общинам;
- Рабочие, уполномоченные от предприятий.
Компетенция Думы (20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы"):
- предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений;
- утверждение государственного бюджета;
- обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ
3 июня 1907года (третьиюньский переворот) царь издал новый избирательный закон о выборах в ГД.(гос. дума была распущена раньше срока) Новое положение серьезно сокращало представительство крестьян в думе. Общее количество выборщиков от крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Еще больше было ограничено представительство рабочих в Думе. Существенные изменения были внесены в порядок выборов от городской курии, ранее единая, она была разделена теперь на два разряда. Значительно выросло число выборщиков от землевладельческой курии. Она получила почти половину всего числа выборщиков. Новый закон значительно сократил число и так не большое количество выборщиков от национальных окраин. III дума стала единственной, которая проработала весь положенный срок
Конституция РСФСР 1918 г.
Решения III Всероссийского съезда Советов о разработке проекта Конституция к следующему съезду означало, что Советская власть окончательно покончила со своим статусом временной. Но к IV съезду кроме черновых проектов, подготовленных в разных наркоматах, ничего не было готово. Поэтому 1 апреля 1918г. ВЦИК принял решение о создании комиссии по подготовке проекта Конституции. Представителем комиссии был утвержден Свердлов, а в ее состав вошли Сталин, Бухарин, Покровский, представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей и ряда других.
Во время работы над Конституцией произошли разногласия между левыми эсерами и большевиками по многим принципиальным вопросам. Не было единства и среди большевиков, т.к. предложения левых коммунистов (Бухарин, Рейснер) часто несли отпечаток непрактичности и утопизма.
Основные споры:
- О федеративном устройстве. Левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики-ленинцы отстаивали национально- территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федеральную коммун.
- О системе Советов. Левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций. Левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному (профсоюзному) принципу.
- О Совнаркоме. Предлагалось слить его с ВЦИКом, либо изъять законодательные полномочия.
- О диктатуре пролетариата. Левые эсеры настаивали на диктатуре трудящихся.
- Об избирательном праве. Эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства м/у рабочими и крестьянам, закреплением принципа один человек- один голос.
3 июля 1918г. проект Конституции в большевистской редакции был осужден Центральным Комитетом Российской коммунистической партии (большевиков). С марта 1918г. последователи Ленина перестали называть себя РСДРП. После проект бы представлен на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов. Однако в день открытия съезда произошел левоэсеровский мятеж - убийство германского посла Мирбаха сотрудником ЧК – левым эсером Блюмкиным. В мятеже принимал участие особый отряд ВЧК под командованием левого эсера Попопва, который арестовал Дзержинского. Мятеж был быстро подавлен, члены ЦК левых эсеров во главе с Марией Спиридоновой были арестованы, а мандаты делегатов от левоэсеровской партии были отозваны. 10 июля съезд единогласно утвердил Конституцию, которая вступила в силу с 19 июля 1918г.
Разделы Конституции:
- Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Закреплялись основные элементы формы гос-ва. Россия объявлялась республикой, политической основой являлись Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Закреплялось федеративное устройство в форме союза свободных наций, которое еще раз подтверждалось во втором разделе. Определение формы политического режима была помещена также во втором разделе. В первом разделе нашли свое отражение важнейшие мероприятия советского гос-ва по переводу России на социалистический путь развития: национализация основных средств производства, отмена сословий и связанных с ними привилегий.
- Общие положения Конституции. Закреплялись конституционные права и свободы граждан.
· Они носили классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Принцип равноправия граждан Конституция устанавливала независимо от расовой и национальной принадлежности. Лишение конституционных и иных прав отдельных лиц и соц. слоев осуществлялось гос-вом в случаях пользования ими «в ущерб социалистической революции».
· Конституция не содержала четкого перечня прав и свобод и не раскрывала их содержание. Перечислялись только права и свободы, которые были должны обеспечиваться гос-вом. Это относилось к свободе совести, которая обеспечивалась отделением церкви от гос-ва, а школы от церкви, свободе религиозной и антирелигиозной пропаганды). Также Конституция закрепляла след. свободы: выражения мнений; собраний, митингов и шествии; союзов. Закреплялось право на получение всестороннего и бесплатного образования.
Обязанности:
1) Трудиться. Распространялась на всех граждан РСФСР без исключении, исходя из принципа: «Не трудящийся да не ест» (ст.18).
2) Защищать социалистическое отечество. Дифференциальный хар-тер, т.к. право «защиты революции с оружием в руках» предоставлялось только трудящимся (ст.19).
- Конституция советской власти. Закреплял порядок формирования и компетенцию центральных органов власти. Конституция закрепляла принцип демократического централизма. Высший орган власти – Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он формировался из представителей городских и губернских съездов Советов. Конституция закрепляла дискриминацию м/у рабочими и крестьянами, поскольку 1 депутат избирался от 25 тыс. рабочих и 1 депутат избирался от 125 тыс. крестьян. В период м/у съездами, которые созывались не реже 2х раз в год, его полномочия переходили к ВЦИК-высшему законодательному, распорядительному и контролирующему органу РСФСР. Исключения: внесение изменений в основные начала Конституции и ратификация мирных договоров. Для общего управления страной ВЦИК формировал Совет народных комиссаров.
Власть принадлежала временами областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов; городским и сельским Советам и их исполнительным комитетам.
- Активное и пассивное избирательное право. Посвящен активному и пассивному избирательному праву. Это право предоставлялась лицам с 18 лет.
Могли избирать и быть избранными:
1) Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
2) Лица, живущие на нетрудовой должности;
3) Частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
4) Монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
5) Служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений;
6) Лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а ровно лица, состоящие под опекой;
7) Лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судеб. приговором.
Выборы были многостепенными, непрямыми и не тайными. Конституция не определяла единого срока проведения выборов и порядка голосовании. Все это предоставлялось на усмотрение местных Советов. Вопрос о способе голосования решался большинством голосов собрания в пользу открытого голосования. Срок полномочия депутата – 3 месяца. Он нес ответственность перед своими избирателями и мог быть отозван до истеч. срока.
- Бюджетное право. Содержал нормы финансового права. Закреплялось право советской власти «вторгаться в право частной собственности» и обращать ее в доход гос-ва. Одновременно закреплялось право центральных органов власти определять виды доходов и сборов, входящих в гос-ный бюджет, расходовать бюджетные средства.
- О гербе и флаге РСФСР. Описание флага и герба РСФСР. Несмотря на недостатки, Конституция РСФСР 1918г. оказала влияние на последующее конституционное законодательство других советских республик. Сам факт закрепления на конституционном уровне отдельных прав трудящихся стал образцом для подражания и в буржуазных странах.
Конституция СССР 1924 г.
Конституция состояла из 2 разделов: Декларации и Договора. В декларации указывались особый характер советской политики, причины объединения республик, принципы объединения (добровольность и равноправие).
Договор состоял из 11 глав (О предметах ведения верховных органов власти, о правах республик и союзном гражданстве, о Съезде Советов СССР, о ЦИК СССР, о Президиуме ЦИК, о СНК СССР, о Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, об ОГПУ, о Союзных Республиках, о гербе и флаге ССС)
Исключ-ные предметы ведения союза по Конституции:
2) внешняя политика, внешняя торговля
3) разраб-ка общего плана развития нар. хоз-ва
4) транспорт и связь
5) руковод-во вооруж. силами
6) единый бюджет, денежная система
7) разраб-ка основ судоустройства и зак-дат-ва, прием новых республик
8) изменение конституции
Верховный орган власти – Съезд Советов СССР – избирался от городских советов (1 деп. от 25 тыс. изб-лей) и губернских съездов советов (1 деп от 125 тыс. изб-лей). Собирался 1 раз в год но допускались и чрезвыч. созывы
ЦИК – высший орган власти в период между съездами. В него входили:
1) Союзный Совет – избирался съездом от представителей респ-ик пропорционально их населению.
2) Совет национальностей – по 5 представителей от союзной и автономной респ-ик и по 1 деп-у от автоном. областей.
Президиум ЦИК – высший зак-дат-ный, исполнит-ный и распоряд-ный орган власти в период между сессиями ЦИК. Состоял из 21 члена. Функции Пр. ЦИК:
а) Формирование Совета Народных Коомиссаров (председатель + 10 наркомов)
-5 наркомов были общесоюзными, другие 5 – объединенные или союзно-республиканские.
Компетенции Верховного Суда СССР:
1) Разъяснение по законам общесоюзного зак-дат-ва
2) Опротестование постановлений, решений и приг-ров верховных судов респ-ик
3) Проверка на конституционность постановлений республик
4) Рассмотрение споров между республиками
5) Рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Компетенция и задачи ОГПУ:
1) Борьба с полит-ой и эконом-кой контрреволюцией
2) Со шпионажем и бандитизмом
-ОГПУ возглавлял председ., входивший в СНК с правом совещат. голоса
В Конс-ции отсутствовали главы про права и обяз-сти граждан, про избират-ное право, так как это относилось к предметам ведения республик.
У каждой республики было право на гражданство, сочетавшееся с гражданством СССР
В Конс-ции отсутствовало упоминания термина федерации, так как данная форма устройства рассматривалась не как конституционная, а как переходная форма к полному гос. единству.
Предмет, методология, система и значение истории государства и права России.
Предмет – изучение возникновения, развития и смены типов и форм гос-ва и права, а также гос. органов и правовых институтов в различные исторические периоды.
Методы: общенаучные (общефилософский, системный, общелогический) и частные (сравнительно-исторический, формально-юридический).
Возникновение и развитие гос-ва и права у восточных славян начинается с феодальной формации:
1. Сюзериальная монархия (Киевская Русь IX-XII, феодальная раздробленность XII-XIV, образование русского централизованного гос-ва XIV-XVI).
2. Сословно-представительная монархия (XVI-XVII).
3. Период абсолютизма XVII-1917 (становление и развитие абсолютизма, разложение крепостнического строя и рост капиталистических отношений, этап утверждения капитализма и осуществления буржуазных реформ, эволюция самодержавия в буржуазную монархию).
Исторический тип – март-октябрь 1917.
История советского социалистического гос-ва:
1. Становление и развитие советского гос-ва и права в период гражданской войны.
2. Советское гос-во и право в годы НЭПа.
3. Советское гос-во и право в период коренной ломки общественных отношений.
4. Гос-во и право в годы ВОВ.
5. Советское гос-во и право в послевоенные годы и период либерализации общественный отношений.
6. Период замедления темпов общественного развития.
7. Период реформирования СССР и его распада.
Новый период российского гос-ва и права.
Образование Древнерусского государства.
Процесс классообразования у славян проходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи, перерастания родовой общины в соседскую. Форма общественных отношений у славян – военная демократия (участие всех мужчин союза в решении общественных проблем, особая роль народного собрания как высшего органа власти, народное ополчение). К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. В качестве главной военной силы и одновременно правящей соц. группы становились князь и дружина. В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз – Русская земля. Центр объединения – Киев. В 882 образуется Древнерусское гос-во. Оформление 2 теорий о возникновении гос-ва: норманнская и антинорманнская. 1. ПВЛ северные славяне призвали варягов в 862 (варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус). 2. Аргументы против: более высокий уровень соц. и пол. развития восточных славян по сравнению с варягами, которые не имели своей государственности; гос. институты не имеют варяжского происхождения; Русь не знает норм скандинавского права; при заключения договоров Руси с Византией использовался русский и греческий языки.