Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран

Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований.

Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ.

При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи. Принцип талиона.

В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб". Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим. Талион также древен, как кровная месть. Но сохраняется он дольше. В Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет.

Образование и развитие франкского государства. Система управления в государстве франков.

Во времена, когда Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен. Галлия богатейшая провинция Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками и некоторыми другими племенами. Из этих племен наиболее сильными оказались салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны. Так образовалось государство франков. Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франк­ского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры. Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабо­владения. Это общество характеризуется многоукладностью (соче­танием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодаль­ных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное го­сударство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии. Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии -форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета - вассалитета, политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня.

К О Р О Л Ь На раннем этапе выступал как «охранитель мира», исполнитель судебных решений, защитник самостоятельности общины. Королевские предписания (по Салической правде) касались только вызова в суд. Король имел право разрешить чужаку селиться на общинных землях, а королевская служба оправдывала неявку в общинный суд. С VI-VIIвв. под влиянием позднеримских порядков, влияние королей возрастает. В капитуляриях говорится о священном характере королевской власти, неограниченности законодательных полномочий, появляется понятие измены королю (как тяжкое преступление). Тем не менее, на данном этапе, король еще остается только авторитетным военным руководителем следящим за порядком в стране и контролирующим знать.

М А Й О Р Д О М(палатный мэр) С VI–VIIвв. главный управляющий королевского дворца и глава администрации. Со временем в его непосредственном подчинении оказываются графы округов

ДВОРЦОВЫЙ ГРАФ Выполняет судебные функции, следит за проведением судебных поединков и исполнением приговоров

РЕФЕРЕНДАРИЙ Хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты и предписания короля

КОМЕРАРИЙ Следит за поступлениями в королевскую казну и сохранностью дворцового имущества.

Г Р А Ф Ы Управляют округами на местах, выполняют судебные, полицейские и военные функции.

Образование английского парламента и его компетенция во время средневековья.

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. В 1066 Вильгельм Норманнский принес в Англию феодализм. При нем существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В 1215 крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (royal court), который постепенно эволюционировал в парламент. В 1265 Симон де Монфор, 6-й граф Лестерский, собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Модельного парламента» 1295 года принятого Эдуардом I. К правлению Эдуарда III Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и Суверена.

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов ("Лордов Парламента"). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте. Лорды духовные - это духовенство англиканской церкви, а Лорды светские - члены пэрства. Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, епископов, аббатов и приоров. Однако, во время роспуска монастырей при правлении Генриха VIII, аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Все епархиальные епископы продолжали заседать в Парламенте, но согласно Акту о манчестерском епископстве 1847 года и более поздним актам, сейчас Лордами Духовными являются только двадцать шесть высших епископов и архиепископов. Эти двадцать шесть человек всегда включают в себя людей, занимающих «пять больших кафедр», а именно Архиепископа Кентрберийского, Архиепископа Йоркского, Епископа Лондонского, Епископа Даремского и Епископа Винчестерского. Остальные Лорды Духовные - это самые старшие епархиальные епископы, согласно очерёдности рукоположения.

Все Лорды Светские являются членами пэрства. Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в 1707, было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Похожее положение было принято в отношении Ирландии, когда Ирландия была присоединена к Великобритании в 1801. Но когда Южная Ирландия покинула Соединённое Королевство в 1922, выборы пэров-представителей были прекращены. Согласно Акту о пэрстве 1963, были прекращены и выборы шотландских пэров-представителей, при этом все шотландские пэры получили право заседать в Парламенте. Согласно Акту о Палате Лордов 1999 года, только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два — граф-маршал (Earl Marshal) и лорд обер-гофмейстер (Lord Great Chamberlain) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов 2005 года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или "MP" (англ. Member of Parlament) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

Образование и государственный строй Священной римской империи.

«Священная Римская империя» - государство, основанное в 962 г. саксонским королем Оттоном I путем захвата Северной и Средней Италии. В X-XIII вв. в состав империи входила Германия, большая часть Италии, королевство Бургундия, в вассальной зависимости находилась Чехия. Но власть императора фактически распространялась на часть Германии, в Италии ему подчинялись лишь под давлением силы. Империя Х в. была, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего миpa, императоры думали осуществить её феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась. В Риме Оттон был только императором, а не королем как в Германии; он распоряжался апостольской кафедрой, руководил прениями синода, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. С 1338 г. императорский титул получали германские короли без коронации в Риме, окончательно отмененной в 1508 г.; с 1438 г., когда императорской короной овладели Габсбурги, вне Германии титул императора все более терял власть и превращался в почетное звание, а «Священная Римская империя» - в эфемерное государственное образование, формальные и фактические территории которого постоянно сокращались. В XV- XVII вв. из состава «Священной Римской империи» вышли Чехия, Швейцарский союз и Нидерланды, уменьшилось число германских княжеств, остававшихся в повиновении императору. В 1806 г. последний император Франц II отказался от своего титула и империя формально перестала существовать.

Сербия

В IХ-Х вв. идет процесс формирования Сербского государства. В Х в. еще сохраня-лось деление на племена. Не потеряло значения народное вече и советы старейшин.

В основе общественного устройства лежала задруга, т.е. семья с совместным имуществом, коллективным трудом и групповыми браками. Во главе большой семьи стоял совет из взрослых мужчин и женщин, избиравших наиболее авторитетного домачина. В компетенцию семейного совета входило решение наиболее важных хозяйственных вопросов и судебные функции.

Несколько родов, объединенных в сельские общины и разделенные на задруги. проживавшие на соседних территориях объединялись в жупы (союза родов - аналогично греческой фратрии или римской курии).

В ХI-ХIIвв. в Сербии складываются феодальные отношения.

Польша

Правовая система Польши (позже - Речи Посполитой) сформировалась на основе синтеза местного обычного права и нормативных феодальных актов в виде судебни-ков, уставов, сеймовых постановлений и пр. При этом роль обычного права была нас-только велика, что оно длительное время действовало параллельно писанному праву.

Составленные в Польском королевстве сборники обобщали статьи известных ранее уставов и конституции с обычным правом. Среди законодательных актов того времени особое место занимают, "Польская Правда" ("Эльблонская правда") XIII в., Статуты Каземира Великого 1347 г., Генриховы артикулы 1572 г. и 3-й Литовский статут, дейс-твовавшие на всей территории Речи Посполитой.

Судебник великого князя Казимира был утвержден на сейме в Вильно в 1488 г. Его положения касаются соблюдения границ, наездов, краж, панского суда над крестьяна-ми. Многое в этом судебнике взято из Польской и Русской Правд.

3-й Литовский Устав («Новый») был утвержден Сигизмундом III в 1588 г. Здесь были определены права и привилегии шляхты, детально регламентировался порядок судо-производства, юридически оформлено закрепощение основной массы крестьян.

Как мы отмечали, широкое распространение получило и Магдебургское право, по ко-торому отдельные города получали вольности и самоуправление. Магдебургское право дошло до нашего времени в виде сборников немецкого права в польском переводе. Наиболее известным из них был "Устав магдебургского права" изданный в 1556 г. Этот акт, как и другие того времени, имел сословную направленность. В нем предоставляют-ся привилегии городской верхушке: шляхте, купечеству, цеховым мастерам, а низы фактически отстраняются от управления.

К источникам права относится и каноническое (церковное) право. Известен сборник церковного права "Номоканон"и ряд церковных уставов времен кн. Владимира и Яро-слава. Из известных документов церковного католического права выделяется "Сборник канонического права" 1532 г. и привилегии польских королей Сигизмунда 1 (1511) и Стефана Батория (1588). В это же время появляются первые сборники военно-судебно-го и военно-уголовного права в виде Королевских артикулов.

Чехословакия

Официальной кодификации право Чехии не претерпело, и известны лишь частные кодификации. В их числе "Книга старого пана Розшемберга" XIII в., "Ряд земского права" XIV в., "Толкование чешского права, написанное паном Андреем из Дубны" 1400 г. и др.

Наиболее полным источником является сборник XVI в. "Девять книг о правах земли Чешской" Викторина Корнелиша.

К числу источников относятся т.н. "земские книги" (решения земского суда).

Вторая империя.

Директория Франции - верховный орган исполнительной власти во Франции, образованный в соответствии с Конституцией III года Республики (1795).

Состояла из 5 членов, которым была вручена исполнительная власть по конституции. Совет пятисот, тайной подачей голосов, составлял список кандидатов в члены директории, а совет старейшин, также тайной подачей голосов, выбирал из списка нужное число лиц. Члену директории должно было быть не менее 40 лет от роду; каждый год один из членов выходил по жребию и заменялся новым по выбору; директория могла решать дела только при наличии по крайней мере 3 членов; в директории председательствовал каждый член по очереди, в течение трёх месяцев.

Конституция 1848 г.Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи.В ней закреплялись интересы умеренной и даже консервативной буржуазии,(господствующая сила). Конституция принята "перед богом и от имени французского народа". "публичная власть не может передаваться по наследству". Закреплялось всеобщее избирательное право-один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Конституция не делала акцент на естественные права человека. В ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Республика принимала обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г. предусматривалось, что общество организует общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия.

Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция отвергла революционные методы борьбы. Декларируемые в конституции демократические права рас­сматривались как составной элемент республиканского правопорядка.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Центральное место- исполнительной власти. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года населением. Президент наделялся: правом внесения законопроектов, правом вето, правом помилования . Он назначал и смещал министров, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний. Президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания.

Вторая Империя— период в истории Франции с 1852 по 1870. В 1852 года в результате плебисцита установлена конституционная монархия во главе Луи Наполеоном Бонапартом, (Наполеона III). Ранее был президентом Второй республики (1848—1852).

После того, как Наполеон III в ходе франко-прусской войны попал в немецкий плен под Седаном (сентябрь 1870), собравшееся в Бордо Национальное собрание низложило его, и Вторая империя перестала существовать. Вскоре во Франции была провозглашена Третья республика.

Колониализм в Новое время

По мере перехода от мануфактуры к крупной фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят изменения. Распространение новых методов эксплуатации, необходимость создания специальных органов колониального управления, соперничество различных слоёв буржуазии в метрополиях привели к ликвидации монопольных колониальных торговых компаний и переходу захваченных стран и территорий под государственное управление метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке.

С началом промышленной эпохи крупнейшей колониальной державой становится Великобритания. Нанеся поражение Франции в ходе длительной борьбы в 18—19 вв., она увеличила свои владения за её счёт. Великобритания подчинила себе Индию. В 1840—42 и совместно с Францией в 1856—60 вела так называемые Опиумные войны против Китая, в результате которых навязало Китаю выгодные для себя договоры. Колониальная монополия, вместе с промышленной монополией, обеспечивала Великобритании положение самой мощной державы на протяжении почти всего 19 в. Колониальная экспансия осуществлялась и др. державами.

Колониальное господство административно выражалось либо в форме «доминиона» (прямого управления колонией посредством вице-короля, генерал-капитана или генерал-губернатора), либо в форме «протектората». Идеологическое обоснование колониализма шло посредством необходимости распространения культуры. Испанский вариант колонизации подразумевал экспансию католицизма, испанского языка. Голландский вариант колонизации подразумевал изгнание местного населения и заключение его в резервации. Колонисты образовывали полностью независимые от местного населения общины, которые комплектовались из людей самых разных сословий, включая преступников и авантюристов. Также широко были распространены религиозные общины. Власть колониальной администрации осуществлялась по принципу «разделяй и властвуй.

Обычным явлением была организация и поддержка конфликтов в среде враждебных племён или местных религиозных общин. Часто колониальная администрация поддерживала угнетённые группы для борьбы со своими врагами и создавала вооружённые отряды из туземцев. Всё это вызывало ответную реакцию в виде восстаний..

Образование Германской империи. Конституция 1871 г.

17 января 1871, во время осады Парижа, в его пригороде Версале было провозглашено образование Германской империи во главе с прусским королем Вильгельмом.

Публикуемый документОбращение Вильгельма I к немецкому народу ознаменовал окончание политического объединения Германии. В 1871 г. канцлер О. Бисмарк объединил немецкие земли в Германскую империю, в которую были включены также Эльзас и Восточная Лотарингия. По конституции 1871 в состав новообразованной империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Глава – император - был по конституции прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Император был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи. Император имел право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи.

За южно-германскими государствами закреплялись некоторые особые права:

  • Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право сбора налога на водку и пиво (важная статья дохода бюджета), а также на управление почтой и телеграфом;
  • у Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления ар-мией и железными дорогами, а в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место (другие члены комитета назначались императором);
  • под председательством Баварии действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, плюс два ежегодно избираемых члена других государств и пр.

В Конституции 1871 г. законодательно закреплялась модель федеративно – адми-нистративного политического устройства, разработанная во Франкфуртской Консти-туции, т.е. передача федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательной компетенции по вопросам армии, флота, внешней полити-ки, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. Консти-туцией предписывалось, что "имперские законы имеют пре­имущество перед законами земельными".

В 3 ст. главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" были включены положения, за-крепляющие организационную структуру своеобразной формы германской федерации.

Образование и развитие Китайской народной республики. Китайское право в новое и новейшее время.

Китайская Народная Республика (КНР) сформировалась под влиянием коммунистической партии Китая. После переворота Чан Кайши, коммунисты закрепились в ряде отдаленных сельских районов, где возникали выборные органы управления - советы. Постепенно, в процессе гражданской войны с Гоминьданом, освобожденные советские районы стали объединяться, в единое государство. Первоначально отсутствовали центральные органы управления, и местные советы находились под сильным влия-нием компартии.

Только в ноябре 1931 г. на Всекитайском съезде Советов в провинции Цзянси, было провозглашено создание Китайской Советской Республики и (по аналогу с СССР) изб-ран ЦИК, СНК и Верховный Суд. На местах власть принадлежала местным советам, которые формировали исполнительные органы. В прифронтовых регионах и вражеской территории действовали ревкомы.

Основная Конституционная программа Китайской Советской Республики (КСР) была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г. Она провозглашала:

· демократические свободы для трудящихся,

· национальное равноправие - равноправие мужчин и женщин;

· право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделе-ния и создания самостоятельных государств. В итоге была признана независимость Внешней Монголии.

Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами госу-дарств широких народных масс, представляющих все национальности страны, и пр.

Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета.

ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли:

· Административный совет - высший орган государственного управления;

· Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными си-лами;

· Верховный народный суд;

· Верховная народная прокуратура.

Характерной чертой юстиции восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайных судов: военные трибуналы, с 1950 г. - народные трибуналы (в районах проведения земельной реформы). Они рассматривали дела, связанные с про-ведением земельной реформы, о контрреволюционных преступлениях и бандитизме.

Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований.

Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ.

При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв.

Наши рекомендации