Преступление и наказание по законам Ману. Судебный процесс в древней Индии.
В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом.
В законах Ману выделяются следующие группы преступлений:
1. Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие).
2. Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).
3. Преступления против личности.
4. Имущественные преступления.
5. Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников).
6. Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).
Наказания отличались жестокостью. Широко применялась смертная казнь, в том числе квалифицированная, применялись членовредительские наказания, но от них можно было откупиться. Применялись штрафы, клеймения, изгнание из варны или касты, конфискация имущества, заключение в тюрьму.
Судебный процесс носил обвинительный характер.
Состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.
Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.
Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.
15. Социальная структура и правовое положение населения Спарты
Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.
Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:
1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы (клеры).
2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни. Спартиатов было около 700 человек.
Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.
Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая массовые казни.
16. Государственный строй Спарты.
По форме государства, Спарта являлась полисом и в общем имела черты республики. Спартой управляли следующие органы власти и должностные лица:
1. Два царя Архогеты
2. Народное собрание Апелла
3. Совет старейшин Герусия
4. Должностные лица Эфоры
Во главе государства стояли два царя. Эта двойная власть называлась Диархия. Возникла в результате объединения двух общин, которые сохранили своих вождей. Архогеты осуществляли военное командование и руководство религиозным культом. Власть царей передавалась по наследству. В тоже время, верхушка спартанского общества стремилась не допустить образование сильной единоличной власти и тем самым обеспечить свое влияние на государственную жизнь. Фактическое руководство государством принадлежало Эфорам, которые постепенно сосредоточили полномочия, принадлежащие царям. Поэтому власть спартанских царей носила более ритуальный и должностной характер, нежели форму наследственной монархии. Архогеты во время военных походов находились под контролем двух Эфоров. Ежемесячно эфоры и цари приносили клятву верности. Цари клялись, что будут править по установленным законам, а эфоры, что будут охранять царскую власть. Каждые восемь лет эфоры производили гадание по звездам и если результаты для царя были неблагоприятны, то могли отстранить его от власти.
Апелла (народное собрание) являлось формально высшим органом власти. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30 лет и сохранившие свои клеры (земельный надел). На собрании избирались должностные лица, решалось кому из царей идти в поход, спорные вопросы о престолонаследии. Апелла не обладала законодательной инициативой и не играла значительной роли. Реальной властью обладали два независимых органа Герусия и коллегия Эфоров.
Герусия состояла из представителей господствующего сословия. В нее входили 30 геронтов (от греч.-старик). Это были два царя и 28 представителей аристократии, не моложе 60 лет. Геронты избирались пожизненно, а их деятельность не контролировалась никаким государственным органом. Герусия заседала ежедневно, решала важнейшие финансовые, военные, внешнеполитические дела. Герусия могла отменять решения народного собрания – апеллы, перед ней отчитывались должностные лица, она была также судебным органом. С конца 8 века до н.э. совершенно исключительное положение в государстве стали занимать эфоры. Их власть превзошла по размерам царскую власть. Эфоров было пять, они избирались ежегодно на народном собрании. Эфоры осуществляли строгий надзор за нравами и соблюдением дисциплины. Они созывали Герусию и народное собрание, контролировали деятельность должностных лиц, могли отстранить их от власти и придать суду. О своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками.
Суды не были отделены от администрации. Герусия являлась судом всей общины, но с 7 века до н.э. разбирала только уголовные дела и должностные преступления. Эфоры разбирали гражданские дела, эфоры вместе с Герусией могли судить царей. Цари рассматривали дела о наследстве, усыновлении и т.д.
Право Спарты
В Спарте преобладало неписанное обычное право. Долгое время сохранялось общинная собственность на землю. Земля была разделены на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земли по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. Только в 4 веке до н.э. стало допускаться дарение и завещание жомов и земельных участков. Продажа по-прежнему не допускалась. Однако дарение создавало условия для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Законы запрещали спартиатам торговлю и обмен, приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью. Обязательственное право в силу особенности общественного строя отличалась неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения были развиты в среде периэков. Особенностью являлось непризнание правоспособности иностранцев. Им запрещалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В тоже время спартиатам запрещалось под страхом смерти жить за пределами государства. Специфическим было и брачно-семейное право.
Главной целью семьи являлось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения – будущих граждан и воинов. В Спарте существовал парный брак, однако он был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак. Например, братья могли иметь общую жену, считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине, если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний. А размер наказания зависел полностью от судей. Самыми тяжкими считались преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и против личности. В качестве наказаний практиковались штрафы, изгнания, смертная казнь, атимия – лишение политических и гражданских прав. Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применялось внесудебная расправа.